Александр Шестопалов, Москва
Едва ли найдется в мировом искусстве другое живописное произведение, которое пользовалось бы в своей стране такой всенародной славой, как саврасовские "Грачи прилетели".
И нет в нем вроде бы ничего особенного: небольшое скромное полотно, по справке деловито равнодушных каталогов: "Холст, масло, 62 сантиметра в высоту, 48,5 сантиметра в ширину". Трудно, пожалуй, подобрать более незатейливый и на первый взгляд мало занимательный сюжет для художественного отображения: унылый серый пейзаж с промерзшей колокольней и растрепанными птичьими гнездами на тонких березах.
Но только истинно народный художник мог с таким душевным трепетом и любовью показать, как сквозь зимнее оцепенение Русского Севера пробиваются первые, едва ощутимые признаки весны. Картина полна неясными шорохами, хрустеньем тающего под теплым ветром снега, криками грачей. "Грач зиму расклевывает", - говорят у нас в народе.
Картина далась Алексею Кондратьевичу Саврасову легко и радостно. "Пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нем должна быть история души, он должен быть отзвуком, отвечающим сердечным чувствам", - не раз говорил он своим ученикам. Именно такой сюжет нашел он, путешествуя в 1871 году по Волге. И совсем не случайно истинное вдохновение посетило художника именно в Ярославле. Этот старинный город имел редкий дар очаровывать каждого, кто хотя бы на короткое время становился его гостем.
Церковь Николы Рубленый Город, изображенная на полотне Саврасова, - единственный сохранившийся и по сей день в первозданном виде ярославский храм, построенный в 1695 году. Как мог устоять перед этой древней красотой художник!
Весна 1871 года, по воспоминаниям Саврасова, случилась неожиданно бурная. Стояли светлые вешние дни. Все вокруг было напоено обещанием будущей жизни - и талые сугробы, и блеклое северное солнце, и деловитые грачи на черных ветках берез. И храм - неотделимое от природы напоминание о вечности бытия. Говорят, что храм - это единственное творение рук человеческих, которое по своей красоте и гармонии может сочетаться с природой. Художник, неким шестым чувством угадывающий эту гармонию, не мог не плениться волшебной силой подобного единения.
Когда небольшое полотно пришло в 1871 году из Москвы в Петербург на первую выставку только что организовавшегося Товарищества передвижников и появилось перед публикой рядом с картинами уже известных мастеров - Шишкина, Ге, Петрова, стало ясно: родился шедевр!
Крамской писал: "Пейзаж Саврасова "Грачи прилетели" есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но все это - деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в "Грачах".
26.03.2005
http://www.gudok.ru/index.php/23961