"Свершилось! В Москве начинается биеннале современного искусства", - с крайней степенью оживлЈнности заявил в преддверии события заморского происхождения руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил ШВЫДКОЙ.
Ради этого беспрецедентного в России смотра из Центрального музея Ленина убрали все реликвии вождя революции. "Наконец мы вытащим современное искусство из подвалов и покажем его широкой публике, причем в местах дислокации Ленина - в Музее революции, на Воробьевых горах. Забавно, не правда ли? Ленин запрещал современное искусство, а оно на время, а может, и навсегда, поселится в его обиталищах", - продолжал радоваться удачному исходу дел Швыдкой.
В Музее Ленина, Третьяковке, Центральном доме художника, Музее архитектуры и еще в десяти-двадцати местах прошли первые дни выставки. В мировой прессе одобрительные отзывы: "Наконец Россия либерально и демократично относится к современному искусству", - гласят подзаголовки. И никому нет дела до того, что в дни открытия перед Музеем Ленина собирались митингующие и протестующие.
Когда в 1915 году Малевич выставил "Черный квадрат", Бенуа сказал: "Черный квадрат" Малевича - икона, которую предлагают взамен мадонн и которая приведет к гибели". Так вот, первая Московская международная биеннале современного искусства - антология доказательств того, что слова Бенуа актуальны и по сей день.
В общем, знакомьтесь - в Музее Ленина молодое и актуальное искусство, претендующее на мировой уровень. Немудреная абракадабра в исполнении вездесущей российской группы "Синие носы" представляла собой несколько ящиков. В каждом - запрятано видео с аудиосопровождением - визгами и безудержным хохотом, под которые в центральном ящике, как в гробу, переворачивался пролетарский вождь. Чудесная находка!
Дерзкое свободомыслие продолжила австрийская группа художников "Желатин": деревянный клозет с замерзшей мочой, свисающей в виде желтой сосульки почти до земли, - это их видение сегодняшней жизни. "Донорами" для изготовления остроумной идеи были посетители, из любопытства выстраивающиеся в очередь к дощатому дачному сортиру.
Самая невинная работа в этом "творческом" хаосе - бомбы от Давида Тер-Оганяна - две полуторалитровые бутылки кока-колы, перевязанные скотчем и с часовым механизмом посередине. Картонные обрезки, вяло свисающие с потолков, зигзагообразные металлические конструкции и прочие предметы, отражающие "мироощущения" творцов, даже не стоят упоминания об их авторах.
А вот экспозиция "Россия-2" Марата Гельмана, представленная в ЦДХ на Крымском Валу, по степени цинизма переплюнула все мочегонные сосульки и бомбы. Какой же ему видится Россия? Оказывается, с гербом в виде чучела двуглавого орла и с пресловутыми полочками, на которых возлежат экскременты. Другая выдумка Гельмана шокировала не только атеиста: на лик Иисуса спроецирован видеоэкран, на котором то и дело мелькали рекламные персонажи. Рядом предлагали наушники, чтобы прослушать поздравление Президента с Новым годом... А из репродукторов доносилось гостеприимное: "Пошли все на..." с известным трехбуквенным выражением. Ну и финал экспозиции - на полу видеоизображение молящегося человека с субтитрами "Отче наш, иже еси на небесех". По молитве и человеку шаркают десятки ног. Каково?!
О "России-2" промолчали центральные телеканалы. Лишь программа "Русский взгляд" с Иваном Демидовым "Третий канал" уделила этому сюжету немного времени. Бывший сценарист и актер, а ныне священник Иван Охлобыстин сказал, что визуализировать образ Христа нельзя - это эстетизация зла. Православные верующие тут же подали на Гельмана в суд за осквернение образа Спаса (говорят, Гельман обрадовался, только этого и ждал).
К ним присоединилась и думская фракция "Родина". Депутаты просят Генпрокуратуру привлечь к уголовной ответственности организаторов выставки современного искусства "Россия-2". Об этом говорится в заявлении, подготовленном по инициативе члена фракции "Родина" Александра Чуева. Депутаты выдвинули требование "положить конец действиям радикальных экстремистов от псевдоискусства".
Кстати, возвращаясь к пресс-конференции накануне биеннале, напомню слова Михаила Швыдкого: "Любая идея может быть представлена зрителю, но не любая - за государственный счет". Да будет известно, что эта самая "официальная" биеннале "съела" немалую часть денег, выделенных на культуру.
Пока заслуженные оркестры мытарствуют по подвалам, дома культуры закрывают под казино, у мастеров документального жанра нет доступа на телеканалы, киностудии распродаются с молотка, "гельманы" и прочие демонстранты убогой фантазии готовят фуршет по поводу презентации своей очередной мерзопакости.
http://www.pnp.ru/archive/16580161.html