Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Ностальгия по мощному государству

Анатолий  Цыганок, МиК - маркетинг и консалтинг

07.03.2005


"Армия сначала утратила способность решать стратегические и оперативные задачи, а затем и тактические..." …

Россия вошла в двадцать первый век с воспоминаниями о себе как о великой и мощной военной державе, как бы не хотелось многим считать ее на самом деле таковой. За шестьдесят лет, прошедших с окончания Великой Отечественной войны, выросло два поколения, свободных от оборонного сознания, а после того, как развалился великий и могучий Советский союз, авторитет армии как мощнейшего государственного института начал снижаться. Вооруженные силы стали использовать для разрешения национальных конфликтов и как инструмент внутренней политики, бедственное финансовое положение и неудачное реформирование привели армию к снижению боеготовности и, соответственно, к снижению обороноспособности государства в целом.

Однако армию затронула не только военная реформа, ни один из пунктов которой не был выполнен в срок. Социальные реформы правительства прошлись бульдозером не только по инвалидам, пенсионерам, больным детям и прочим малоимущих гражданам - они в значительной степени затронули военных - действующих и военных пенсионеров, членов их семей, гражданский персонал ВС и т.д. Прокатившиеся в феврале по стране протестные акции с участием военных пенсионеров и гражданского персонала ВС, хоть и не такие массовые, как все остальные, обозначили проблему утраты армией своего статуса защитника государства, низвергли военных до уровня невостребованной и обездоленной социальной группы, привели к росту оппозиционных настроений в среде военноначальников.

Увеличение денежного довольствия российских военнослужащих с 1 марта не путем его индексации, а посредством установления дополнительной выплаты, которая составила для командиров полка от 3100 рублей, для прапорщиков - порядка 2000 рублей, но не была включена в базу для начисления пенсии, материальное положение военнослужащих и военных пенсионеров не улучшила. О том, к чему приведет монетизации армейских льгот, МиК беседует с Анатолием Цыганком, полковником, кандидатом военных наук, профессором Академии военных наук:

- Проводимые правительством России меры по введению в жизнь непросчитанных, непродуманных и просто провокационно-коммерческих положений знаменитого уже Федерального Закона N 122, названным в быту "гробовым", стали для пенсионно-нищенского, армейско-флотского населения протестным объединителем, причем без учета партийных пристрастий. Найдено пугало в лице пенсионно-страхового олигарха, с нетитульной национальностью, о семейных доходах которого ходят легенды.

Не думалось, что в разговорах на кухнях, гаражах, дачах и в очередях о Зурабове, Грефе, Иванове и Фрадкове будут говорить с таким же предубеждением, как в конце 80-х годов говорили о Горбачеве и ЦК КПСС, а в начале 90-х - о Чубайсе и Гайдаре.

Зная не понаслышке о настроениях в среде семей военнослужащих, действующих офицеров, военных и гражданских пенсионеров, вызывают сомнения данные о якобы росте наших доходов, о неизменном высоком рейтинге, хотя чуть-чуть пониженном, нашей верховной власти.

Резкое неприятие к коридорным баталиям вызывает отсутствие поставок в армии новых образцов вооружений, на фоне роста "ремонтных и модернизационных работ" на ремонтных заводах, принадлежащих Министерству обороны, где финансирование непрозрачно. Старые фронтовики не припомнят случая на фронте, когда порученцы и помощники Жукова становились бы за три года заместителями министра.

С первого января в Российской Федерации вступил в силу закон о замене льгот денежными компенсациями. Все льготники поделились на федеральных и региональных. В Москве, в свою очередь, федеральные льготники издевательски поделились на военных пенсионеров первого сорта (это ветераны КГБ-ФСБ, погранвойск) и второго сорта (инвалиды Великой отечественной войны, ветераны армии, флота, МВД, ВВ, ветераны боевых действий).

Пенсионеры первого сорта получили пенсии, как и обещал наш президент, до нового года, пенсионерам второго сорта Сбербанк перечислил пенсии только 11 января, в первой половине дня (Западный и Юго-Западные префектуры). То ли Верховный главнокомандующий по телевизору пенсионеров обманул, то ли ему Зурабов с Ивановым, не владеющие ситуацией, наврали, но факт остается фактом - до середины февраля компенсаций военным пенсионерам в Москве так и не выдали. И, видимо, не только в Москве, хотя министр обороны накануне 23 февраля докладывал президенту, что в г. Юрга (Сибирский военный округ) он лично проверял ситуацию и компенсации всем выдали.

Верится с трудом! Было обещано много, но за два месяца действия нового закона, кроме прямого ущерба, нанесенному и без того небогатому карману пенсионеров, ничего не видно. Принятый закон не предусматривает повышения пенсий бывшим военнослужащим. Более того, принятое 30 января с.г.Постановление российского правительства N47 "О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы....", еще больше увеличит расслоение между просто военными пенсионерами и пенсионерами "ивановского призыва", поскольку увеличение ежемесячных надбавок от 1800 до 2200 рублей не скажется на увеличении пенсий бывших военнослужащих...

Прослеживается четкая линия Иванова-Куделиной на то, чтобы снизить напряжение только у действующего состава армии и флота. А между тем 122 закон вызвал отрицательное отношение у широких масс армейской общественности. Видимо, правительство забыло, что льготник льготнику рознь, и что есть моральные обязательства государства по отношению к тем, кого оно посылало отстаивать свои интересы.

Военный - это не обычный госслужащий, живущий там, где он хочет, и имеющий премии и другие дополнительные возможности. И поскольку военная служба - это особый вид государственной службы, то и привилегии должны быть особые. И это не "пережиток социализма" Во всех развитых странах, на которые любят ссылаться наши политики, это хорошо действующая система регуляции. В США, например, уволенному с военной службы военнослужащему дают не деньги, а предоставляют бесплатную льготу для оплаты образования. В Великобритании - к 60- летию Победы ввели такую льготу: вдовам, захороненных на чужбине воинов предоставлена возможность бесплатного проезда к местам захоронения. Поэтому кивать на заграницу, где якобы все льготы в натуральной монете, не стоит.

Сегодня привилегии военных таковы: 36% семей военнослужащих находятся за чертой бедности (по сравнению с 20% населения страны с уровнем доходов ниже прожиточного минимума). Денежное содержание командира авиационного полка составляет 9000-10000 рублей, денежное довольствие командира атомного ракетного подводного крейсера Северного флота со стратегическими ракетами на борту - 20 000 рублей, что, например, не сравнимо с заработной платой машиниста электропоезда Московского метро - 25000-30000 рублей. Из объявления электродепо: предоставляются льготы: 2 оплаченных отпуска ежегодно, бесплатный поезд, льготное санаторно-курортное лечение.

Понимая заботу руководителя московского метро за социальное положение свои сотрудников, от которых зависят жизни пассажиров, возникает вопрос: а задумывается ли наше правительство о соизмеримости ответственности транспортников и ответственности людей в погонах, в руках которых находятся тысячи стволов и ракет? Можно ли соизмерить ответственность директора метрополитена и ответственность правительства и высшего руководства страны, не способного содержать свои вооруженные силы?

То, что происходит в последние годы с армией, руководимой тандемом Иванов-Куделина, не поддается нормальному пониманию. Под их совместным руководством идет беспрецедентное, по мошеннически наглое наступление на экономические, социальные права военнослужащих, какого не было ни в эпоху "перестройки" Горбачева, ни при Ельцине. При первом армия оказалась за чертой бедности. При втором армия финансировалась по остаточному принципу, но законодательно предпринимались попытки улучшить положение военнослужащих. Во всяком случае, федеральный закон "О статусе военнослужащих" был признан лучшим в Европе.

Анализ поправок, внесенных Государственной Думой, идущей на поводу у исполнительной власти, точнее, у Министерства финансов, показывает, что вся система нормативного обеспечения социальной защиты военнослужащих деформирована окончательно. За два последних года отменено, изменено и приостановлено 22 положения законодательства о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Отменены 4 правовые нормы, изменены в сторону ухудшения - 5, приостановлено действие - 13.

Наибольшим изменениям подвергся федеральный закон "О статуте военнослужащих", несший колоссальную нагрузку в сфере мотивации военной службы. Закон практически выхолощен и нуждается в принятии новой редакции.

Наиболее важные статьи, которые отменены Государственной Думой: ст.13. - исключена норма о выплате надбавки военнослужащим, имеющим право на пенсию по выслуге лет; ст. 15. - отменены 50% льготы по коммунальным иным платежам; ст. 16 - изменена привязка к МРОТ компенсацией за санаторное-курортное лечение для военнослужащих - вместо 6 МРОТ - 3600 рублей, выплачивается 600 рублей, для членов семей вместо 3 МРОТ - 900 рублей, выплачивается 300 рублей; ст.17 - исключена норма по освобождению военнослужащих от уплаты налога на доходы физических лиц.

Правительство и "Единая Россия" отказались обеспечивать военнослужащих в полном объеме всеми видами натурального обеспечения (вещевым, продовольственным и жилищным) и выработали механизм приостановления ежегодно принимаемых в ранге федерального закона федеральным бюджетом, действий законодательных актов о правах военнослужащих. На протяжении последних трех лет приостановлено действие льгот для военнослужащих, проходящих службу по контракту (офицеры, сержанты и солдаты). Отменены:

- право на выплату денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере его стоимости (не более 20 рублей в сутки);

- получение вместо положенных предметов вещевого довольствия денежной компенсации в размере полной стоимости указанных предметов;

- право граждан, уволенных с военной службы по льготным основаниям, но не обеспеченных на момент увольнения жилыми помещениями, на получение за счет средств федерального бюджета денежной компенсации за поднаем жилья;

- право членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, на предоставление льготных кредитов на строительство индивидуальных жилых домов, строительство и ремонт садовых домов, благоустройства садовых участков.

С 2001 года пятый раз подряд приостанавливается действие подпункта "б" пункта 1 статьи 10 федерального закона "О ветеранах", которым гарантированно получение разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, организацию подсобного или фермерского хозяйства.

Принятый законодательной властью федеральный закон N 122-ФЗ отнимает у военных практически последние льготы и компенсации. Этим законом отменяются льготы:

- на право семей военнослужащих на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях (бизнес-дама Куделина и генерал спецслужбы Иванов некомпетентны и не знают, что 30% семей военнослужащих проживают в военных отдаленных городках, где на сто км вокруг имеются только военные медики, а мест для работы жен военнослужащих физически не имеется).

- по оплате военнослужащими стоимости путевок в санатории, дома отдыха, пансионаты, детские оздоровительные лагеря, турбазы Минобороны России;

- право членов семей военнослужащих, погибших в период военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и умерших после увольнения с военной службы по льготным основаниям (20 и более лет), на исключение из общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы на одного человека, при расчетах платежей по оплате площади жилых помещений и коммунальных услуг;

- право на приобретение товаров в сети военной торговли по льготным ценам. Военторги создавались в отдаленных гарнизонах для военнослужащих и членов их семей, а не наоборот, как предлагают "бизнесмены" Зурабов и К.

Практически изменены в сторону ухудшения нормы федеральных законов, определяющих конкретные размеры выплачиваемых компенсаций. Везде они заменены на указания о полномочиях правительства РФ определять порядок их предоставления. Это касается следующих выплат и льгот:

- выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости в размере 12 окладов денежного содержания в виде беспроцентной ссуды на срок до трех лет. (Назад в ХХ век! Выпускники военных училищ, как и их отцы сорок лет назад, начнут семейную жизнь на солдатских кроватях и солдатской мебели, без телевизора, холодильника и телефона!).

- денежной компенсации взамен продовольственного пайка, взамен положенного по нормам снабжения предметов вещевого имущества, на санаторное-курортное лечение в размере 600 рублей на военнослужащего и по 300 рублей на каждого члена семьи;

- бесплатного санаторно-курортного лечения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, курсантов военно-учебных заведений, выплаты им дотации на лечение в размере 400 рублей, а также льготы по оплате стоимости путевки на военно-туристические базы в размере 30% стоимости.

В ходе весеннего призыва еще раз заморозят отцы-командиры призывников, и они уже будут лечиться за свой счет. Ай да Куделина, ай да Зурабов, молодцы! Беспокоятся о государственном бюджете!

- 50 % денежной компенсации по оплате коммунальных услуг, жилья, телефонов, коллективных антенн - для военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы и членов семей граждан, проходивших службу по контракту и умерших после увольнения с военной службы (20 и более лет).

В результате складывается мнение у военнослужащих, военных пенсионеров, ветеранов боевых действий, что власть отказывается об ответственности за социальный статус военного. Впервые в российской истории солдат (матрос) срочной службы будет платить за проезд в общественном транспорте, оплачивать почтовые расходы, платить пошлины в полном размере, подавая в суд жалобу в защиту своих прав. Суд тоже принял сторону правительства и вынес казуистический приговор по запросу Министерства обороны: "Не считать службу в районах Крайнего Севера за работу в районах Крайнего Севера" и отменил для подводников "северные" пенсии.

Социальные последствия непродуманных и непросчитанных действий таковы:

1. Некомпетентное руководство армии не контролирует ситуацию и в мирное время делает все для того, чтобы развалить армию. Принимаемые законы несут явно выраженный коммерческий интерес, маскируемый заботой о наполнении государственного бюджета. Отношения в армии и на флоте стали базироваться на денежной основе. В Министерстве обороны расцвел фаворитизм, протекционизм. Повышение по службе через две ступени, перевод к новому месту службы, получение положенных видов довольствия, выписка жилищных сертификатов, представления к боевым наградам стоят денег.

Искусственное затягивание до 2008 года массовых закупок новых образцов вооружений позволяет делать вывод о том, что и третья программа перевооружения будет не выполнена, в угоду программам "модернизации" бронетанковой и авиационной техники на ремонтных заводах Министерства обороны.

2. Нищенское денежное довольствие и отсутствие жилья приведет к дальнейшему ухудшению демографической ситуации. За последние пять лет количество молодых холостых офицеров выросло в 2.5 раза. 50% семей военнослужащих не имеют детей. У 68% семей военнослужащих - по одному ребенку. 40% браков военнослужащих распадаются из-за неустроенности быта.

3. Около трети выпускников военных училищ снимут с себя погоны и используют дипломы вне армии. 83,3% нынешних лейтенантов не намерены служить до предельного возраста. В "придворных" Таманской и Кантемировской дивизиях Московского военного округа до 40 % должностей лейтенантов и капитанов занято офицерами по призыву (так называемыми "двухгодичниками"), которые сами тяготятся службой и отбывают ее кое-как. Армия без лейтенантов, капитанов и майоров существовать не может.

3. Профсоюз военнослужащих провел опрос военнослужащих в 27 административных центрах (опрошено 632 человека). По результатам этого опроса:

- 52% офицеров работают дополнительно, из них 29% на постоянной основе (в основном, ночными сторожами, охранниками, сотрудниками ЧОП);

- 24% офицеров вынуждены иметь дополнительный приработок для получения средств к существованию;

- почти в каждой пятой офицерской семье основной источник существования - заработная плата жены или другого члена семьи;

- в Москве почти 90 % слушателей военных академий работают в ночное время, для получения дополнительного дохода.

4. Замедлившийся в начале 2001-2002 гг. массовый исход офицерских кадров из вооруженных сил РФ, связанный с надеждой на то, что Верховный главнокомандующий, выходец из "военной среды", "поднимет армию", с принятием последних законов начинает увеличиваться. Возможно, к лету следует ожидать самого большого оттока молодых офицеров.

5. Если при остаточном финансировании при Ельцине армия утратила способность решать стратегические и оперативные задачи, то при нынешнем армейском руководстве без лейтенантов невозможно решение тактических задач. Россия не сможет называть себя государством, в отсутствии нормальной армии.

http://www.iamik.ru/20593.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме