Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

США расширяют контроль над российскими ядерными объектами

Павел  Золотарев, Независимое военное обозрение

04.03.2005


Программа Нанна-Лугара получает дальнейшее развитие …

Подписанное президентами России и США на саммите в Братиславе Совместное заявление о сотрудничестве по вопросам безопасности в ядерной сфере вызвало неоднозначные толкования. На одном из российских официальных сайтов была дана утечка (случайно или преднамеренно?) информации о том, что до декабря этого года ядерные объекты России будут поставлены под плотный американский контроль. Вскоре в подтверждение прозвучало заявление директора ФСБ Николая Патрушева: "Опасность со стороны международных террористов многократно возрастает в связи с возможностью использования ими оружия массового поражения". И призвал к созданию "общего антитеррористического фронта". Одновременно начальник Генерального штаба генерал армии Юрий Балуевский публично выступил с предупреждением о том, что малое ядерное оружие вскоре может выйти из-под контроля ядерных держав и станет доступным в мире. По его мнению, понимание такой ситуации "есть и на политическом, и на военном уровне у США, России и других членов "ядерного клуба". Раз имеется "понимание", то пора переходить к скоординированным действиям. Эксперты делают выводы: "утечка информации", как и заявления двух высокопоставленных чинов не случайны. Дело идет к тому, что американские инспекции российских хранилищ ядерных боеприпасов будут расширены. Очевидно, что первый шаг американского контроля над ядерными арсеналами России сделан, а о дальнейших расскажет план совместной группы по ядерной. Историю проблемы и ее современное понимание анализирует заместитель директора Института США и Канады Павел Золотарев, в прошлом занимал ответственный пост в Министерстве обороны, генерал-майор в отставке.

Инициативы американских сенаторов Сэма Нанна и Ричарда Лугара по оказанию России, Белоруссии, Казахстану и Украине помощи в обеспечении безопасности ядерных вооружений и ядерных материалов, а также в ликвидации избытков ядерных боеприпасов и средств их доставки были с самого начала восприняты в России неоднозначно. Были и остаются те, кто считает, что инициативы сенаторов, получившие неофициальное название "программа Нанна-Лугара", есть не что иное, как усилия США по одностороннему разоружению России.

ПРОГРАММА НАННА-ЛУГАРА

Программа Совместного уменьшения угрозы (Программа Нанна-Лугара) была разработана в соответствии с законом о снижении советской ядерной угрозы от 12 декабря 1991 г. С 1992 г. в рамках военного бюджета США ежегодно выделяют средства для содействия в ликвидации ОМУ в России, Казахстане и Украине. Правовая основа использования средств в России - Соглашение между Российской Федерацией и США относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия (Рамочное соглашение) от 17 июня 1992 года.

Основные направления сотрудничества - утилизация сокращаемых СНВ, безопасная и надежная перевозка ядерных материалов, включая оружейный плутоний и уран, уничтожение химического оружия.

Общий объем оказанной помощи России по Программе с 1992 по 2002 год составил около 3 млрд. долл. США, а по американским данным, около 7 млрд. Дело в том, что 60-70% средств, выделяемых американской стороной, остаются в самих Соединенных Штатах на предприятиях, производящих специальное оборудование, в лабораториях. Есть примеры расходования десятков миллионов долларов на командировки в Россию.

В утвержденном Конгрессом США законе о расходах на национальную оборону в 2004 фин. году США планировалось выделить на реализацию Программы Нанна-Лугара в России не менее 328 млн. долл.

Ассигнования на химразоружение - 200,3 млн. долл. (В 2003 году - 133 млн. долл.) Из этих средств 190 млн. долл. пойдет на строительство промзоны объекта по уничтожению химоружия в Щучьем, а 10 млн. долл. - на ликвидацию бывших объектов по производству ХО в Новочебоксарске и Волгограде.

На "ядерное досье" выделено до 130 млн. долл., из них 57,6 млн. долл. (на 12,5 млн. долл. меньше, чем в 2003 г.) - на сокращение СНВ, 48 млн. долл. (40 млн. долл. в 2003 году) - на обеспечение надежного хранения ядерного оружия, 23,2 млн. долл. (около 20 млн.долл. в 2003 году) - на его безопасную транспортировку.

На финансирование нераспространения биооружия на пространстве бывшего СССР предполагается выделить 54,2 млн. долл. Доля России не определена, и заявляется, что ее объем будет зависеть от нашей готовности сотрудничать, прежде всего в части доступа американских экспертов на биологические объекты.

Согласно оборонному бюджету предполагается усилить контроль за использованием выделяемых средств на утилизацию российского ОМУ. США имеют в виду усиление контроля за ходом работ на объектах, а также добиваются от российской стороны своевременного получения разрешительных документов на реализацию соответствующих проектов.

Как следует из бюджета Минэнергетики, на взаимодействие по нераспространению со странами СНГ в 2004 фин. году заложено 463,7 млн. долл., из которых России предполагается выделить не менее 425 млн. долл. Особой поддержкой традиционно пользуется программа физической защиты, учета и контроля ядерных материалов (226 млн. долл.)

На программу по прекращению производства оружейного плутония выделено 50 млн. долл. (закрытие реакторов в Северске и Железногорске). На поддержку программы по утилизации избыточного оружейного плутония выделено 47 млн. долл. На программу "Атомные города" и "Инициативу по предотвращению распространения" ассигновано 40 млн. долл.

На нераспространенческую помощь СНГ по линии Госдепартамента в текущем фин. году заложено 140,4 млн. долл., из которых России - около 90 млн. долл. На реализацию проектов в рамках Международного научно-технического центра (МНТЦ) направляется 69 млн. долл., включая конверсию объектов био- и химоружия. 15 млн. долл. - на укрепление экспортно-контрольной системы.

К наиболее значимым результатам реализации соглашения о СУУ отнесены достижения в утилизации ядерных вооружений на постсоветском пространстве. В частности, на 12 января 2005 года ликвидировано 6564 ядерных боезаряда (всего будет уничтожено 13 300 боезарядов), 560 МБР (1473), 477 шахтно-пусковых установок МБР (831), 17 мобильных пусковых установок МБР (442), 142 стратегических бомбардировщика (220), 761 БР "воздух-земля" (829), 420 пусковых установок подводных лодок (728), 543 БРПЛ (936), 28 ПЛАРБ (48).

Кроме того, повышена безопасность хранения более 260 тонн расщепляющихся материалов, усовершенствованы меры физзащиты 60 хранилищ ядерных боезарядов, 208 тонн высокообогащенного урана (ВОУ) переведено в низкообогащенный уран (НОУ), усилена охрана 35 процентов российских запасов химоружия. Фиксируются подвижки и по биологическому досье. Так, США совместно с Россией ведут работу по повышению безопасности 4 исследовательских центров по биооружию. В повестке дня - перепрофилирование 49 аналогичных объектов, прекративших функционирование.

Особо можно отметить роль спонсируемых США международных научно-технических центров, в работу которых вовлечено 58 тыс. ученых, прежде занятых в военной области. Помимо этого, в рамках международной программы по предотвращению распространения ОМУ профинансировано 750 проектов гражданской направленности с участием 14 тыс. бывших специалистов ядерного комплекса.

СУТЬ ПРОБЛЕМЫ

К сожалению, идеологические шоры еще долго будут препятствовать непредвзятому взгляду на многие сферы взаимодействия России и Запада.

Корни проблем, обусловивших появление Программы Нанна-Лугара, уходят в 50-60-е годы ХХ века. Гонка вооружений, охватившая сферу ядерных вооружений и других видов оружия массового уничтожения, развернулась без изменения принципиальных подходов к производству вооружения и военной техники.

Как известно, вооружение и военная техника проходили три фазы - НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы); испытания, производство и поставки в войска; эксплуатация в войсках. При разработке вооружения и военной техники никому в голову не пришло предусмотреть разработку технологий их уничтожения.

Пока мы имели дело с обычными вооружениями, особых проблем не возникало. Устаревшие системы можно было продать в третьи страны, использовать в ходе учений, в том числе в качестве мишеней, или просто складировать на местности с минимальными мерами консервации и защиты.

Очевидно, что продажа снятых с вооружения ядерных систем невозможна, хотя в покупателях недостатка не было бы. И на учениях их по понятным причинам не применишь.

Так уж получилось, что именно к 90-м годам у многих таких систем подошел к концу срок допустимой эксплуатации. Так, только на флоте к этому времени накопилось более 150 подводных лодок с ядерными реакторами силовых установок. Кроме того, часть стратегических вооружений подлежала ликвидации в соответствии с нашими международными обязательствами, но их относительная доля была не столь велика (порядка 20% от общего количества проводимых работ по утилизации).

После развала СССР Россия столкнулась с двумя проблемами - отсутствием технологий уничтожения и необходимостью значительных финансовых затрат на сам процесс уничтожения.

Появление на пространстве бывшего СССР новых государств, на территории которых осталось ядерное оружие, еще более обострило проблему. Оставшиеся на территории Украины, Белоруссии и Казахстана системы подлежали уничтожению или передислокации (например, в части подвижных ракетных комплексов РВСН, ядерных боеприпасов со стационарных ракетных комплексов и т.д.). Вывезенные на территорию России ядерные боеприпасы нельзя было складировать штабелями на открытом воздухе. Им необходимы специальные условия хранения и не только с точки зрения физической защиты от посторонних лиц, но и с точки зрения обеспечения температурно-влажностного режима в помещениях, возможности выполнения необходимых регламентных работ и т.д.

Возможности России позволяли обеспечить реализацию лишь незначительной части необходимых мероприятий, что создавало серьезную угрозу для безопасности и не только для России.

Программа Нанна-Лугара с самого начала была нацелена на оказание конкретной помощи по широкому спектру вопросов - от помощи в ликвидации ядерных вооружений Украины, Белоруссии и Казахстана, повышения надежности хранения ядерного оружия и до создания рабочих мест для российских инженеров и ученых, занимавшихся ранее разработками ОМУ.

По Программе Нанна-Лугара Россия ежегодно получает порядка 500 млн. долл., что значительно превышает те суммы, которые мы ежегодно способны выделять в федеральном бюджете.

Без преувеличения можно сказать, что лишь благодаря этой программе Министерство обороны России смогло поднять на качественно иной уровень безопасность хранения ядерных боеприпасов, находящихся на складском хранении. Так, по специальному соглашению, подписанному в 1995 году министрами обороны России и США, российская сторона (12 ГУ МО) получила порядка 400 комплектов вычислительной техники для автоматизированных систем учета и контроля, сотню специальных вагонов для транспортировки, 200 комплектов систем видеонаблюдения, сотни километров сигнального кабеля, обновила учебно-тренировочную базу для персонала охраны объектов, создала техническую базу для качественного отбора обслуживающего персонала и т.д.

Только на хранилище избыточных оружейных делящихся материалов на НПО "Маяк" под Челябинском, рассчитанное на хранение до 50 тонн оружейного плутония, по программе вложено порядка 400 млн. долл. Положительные примеры можно продолжить.

Тем не менее, несмотря на выделяемые по Программе Нанна-Лугара средства, ряд процессов идет медленными темпами. Это касается и уничтожения химического оружия, и утилизации подводных лодок с ядерными реакторами. Ряд причин носит объективный характер - нельзя на существующих мощностях и при существующих технологиях увеличить темпы утилизации подводных лодок. Но есть и субъективные трудности.

Немало противников Программы Нанна-Лугара и в Соединенных Штатах, особенно в Пентагоне. Их позиция проста - мы выделяем России деньги на утилизацию старого оружия, а они на сэкономленные деньги разрабатывают новое оружие, да еще и открыто заявляют, что оно направлено против наших оборонительных систем.

Но есть с американской стороны и иного рода критики. Так, бывший соперник нынешнего президента на выборах Джон Керри критиковал Джорджа Буша-младшего за медленные темпы оказания помощи России. Он подчеркивал, что за десять лет удалось обеспечить безопасность лишь на 38% хранилищ ядерных материалов. Дж. Керри обещал увеличить расходы и решить все проблемы до 2008 года. Кстати, судя по документам, подписанным в Братиславе, администрация Буша учла эту критику. Видимо, именно поэтому в тексте совместного заявления двух президентов фигурирует разработка плана работ по совместным проектам до 2008 года.

Американская сторона с первых подписанных соглашений стремилась и имела возможность контроля порядка использования выделяемых средств, в том числе там, где это возможно, методом инспектирования. США хотят, чтобы в России их помощь не разворовывалась и не использовалась для создания новых систем вооружения.

Это создавало определенный дисбаланс в информированности каждой из сторон в достаточно деликатной сфере. Поэтому во время визита министра обороны России С.Б. Иванова в США приглашение российских специалистов на учения по ядерной безопасности от министра обороны США Дональда Рамсфелда прозвучало отнюдь не случайно.

Особо следует подчеркнуть, что в Братиславе Россия и США впервые договорились о двух новых вещах. Во-первых, об оказании помощи третьим странам в обеспечении ядерной безопасности. Во-вторых, Россия и США договорились о "сотрудничестве по возможностям реагирования на последствия ядерного/радиологического инцидента, включая разработку дополнительных технических методов обнаружения ядерных и радиоактивных материалов, которые связаны или могут быть связаны с таким инцидентом" и выполнении резолюции 1540 СБ ООН, то есть о применении любых необходимых мер в случае попадания ОМУ в руки террористов.

Можно только удивляться путанице, которая возникла в связи с текстом подписанных в Братиславе документов. Это только возбудило подозрения, что наши чиновники, как и в советские времена, готовы информировать по военным вопросам американцев, европейцев, ООН, ОБСЕ и т.д., но не свою собственную общественность.

Кроме того, раздаются "патриотические" вопли о "капитуляции" России в Братиславе. Сегодня мы стали свидетелями резкой активизации политических сил, которые хотят видеть в США только врага, готовых ради этого блокироваться с самыми крайне правыми кругами в самих Соединенных Штатах. Какую альтернативу они предлагают - отказаться от Программы Нанна-Лугара и не брать деньги у США, ЕС и Японии? Значит, надо отобрать деньги у пенсионеров или сократить программу модернизации вооружений нашего Министерства обороны. Ведь американская помощь составляет примерно половину расходов нашего правительства на утилизацию вооружений и ядерную безопасность, которые в нынешнем году составляют примерно 30 млрд. рублей, в том числе на выполнение обязательств по договорам - 5,3 млрд. рублей.


Совместное российско-американское заявление о сотрудничестве по вопросам безопасности в ядерной сфере

Принято Президентом В.Путиным и Президентом Дж.Бушем 24 февраля 2005 года в Братиславе


Россия и Соединенные Штаты укрепят сотрудничество по противодействию ядерному терроризму - одной из наиболее серьезных угроз, с которой сталкиваются наши две страны. Мы несем особую ответственность за безопасность ядерного оружия и расщепляющихся материалов с целью недопущения возможности попадания такого оружия или материалов в руки террористов. Состояние защиты ядерных объектов России и США удовлетворяет современным требованиям. Мы подчеркиваем, что эти требования должны постоянно повышаться для противодействия террористической угрозе, характер которой постоянно эволюционирует. Основываясь на осуществлявшейся нами ранее работе, сегодня мы заявляем о нашем намерении расширить и углубить сотрудничество с целью укрепить безопасность ядерных объектов в наших двух странах и вместе с нашими друзьями и союзниками во всем мире.

С этой целью Россия и Соединенные Штаты Америки продолжат и расширят свое сотрудничество по возможностям реагирования на последствия ядерного/радиологического инцидента, включая разработку дополнительных технических методов обнаружения ядерных и радиоактивных материалов, которые связаны или могут быть связаны с таким инцидентом.

Мы будем совместно работать с тем, чтобы содействовать обеспечению полного выполнения Резолюции 1540 Совета Безопасности ООН, а также скорейшему принятию Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и поправок к Конвенции о физической защите ядерного материала.

Эксперты России и Соединенных Штатов обменяются "наилучшей практикой" с целью усовершенствования безопасности ядерных объектов и совместно инициируют консультации по "наилучшей практике" в области безопасности с другими странами, которые имеют развитые ядерные программы. Они проведут в 2005 году двусторонний семинар на высоком уровне по ядерной безопасности, сфокусированный на вопросах "культуры безопасности" в обеих странах, а потенциально и во всем мире, включая укрепление дисциплинированного, хорошо обученного и ответственного персонала охраны, а также вопросы полного использования и обеспечения должной работы систем безопасности.

Россия и Соединенные Штаты продолжат совместную работу по разработке топлива на основе низкообогащенного урана для использования в исследовательских реакторах российской и американской конструкции в третьих странах, в которых сейчас применяется топливо на высокообогащенном уране, и по возврату свежего и отработавшего топлива на высокообогащенном уране с исследовательских реакторов российской и американской конструкции в третьих странах.

Россия и Соединенные Штаты продолжат сотрудничество по усовершенствованию системы безопасности ядерных объектов и разработают план работ по совместным проектам на период до 2008 года и далее. Признавая, что террористическая угроза имеет долгосрочный характер и постоянно эволюционирует, обе страны проведут в 2008 году оценку своих совместных проектов и определят направления дальнейшего сотрудничества исходя из повышенного внимания к культуре безопасности в обеих странах.

Мы учредили двустороннюю межведомственную Группу высокого уровня по сотрудничеству по вопросам безопасности в ядерной сфере под председательством руководителя Росатома А.Ю. Румянцева и министра энергетики США С.Бодмена, которая будет отвечать за реализацию этих совместных усилий. Она представит 1 июля 2005 года доклад двум Президентам и впоследствии будет делать это на регулярной основе.

http://nvo.ng.ru/printed/forces/2005-03-04/1_usa.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме