Женщина с "лейкой"

0
191
Время на чтение 7 минут
Наталья Боде
Наталья Боде
В Москве проходит много мероприятий, посвященных годовщине Победы. Однако происходящее в галерее "Фотосоюза", выделяется особо: первая персональная выставка военного фотокорреспондента Натальи Боде. Женщин-фотокоров было очень немного. И у них особый взгляд на войну, материнский.

С объективом на фашиста

Удивительно красивая молодая женщина смотрит со старого черно-белого снимка. Прислонившись к дереву, она грустно улыбается в объектив чей-то фотокамеры, крепко сжимая в руках свою "Лейку 2А". Это ее оружие, ее ответ фашистским захватчикам, ее оправдание перед сыном, оставленным в оккупированном немцами Киеве.

Наталья Федоровна Боде стала фотокорреспондентом еще в далеком 1934 году, устроившись в киевскую газету ЩКПУ "Коммунист". Тогда ей было всего двадцать. Вряд ли она предполагала, что через несколько лет ее снимки будут перепечатывать крупные советские газеты - "Правда", "Красная Звезда", журнал "Огонек". Вряд ли думала, что за одну из фотографий военных будней на ее груди появиться орден Красной Звезды. В 1938 году она поступила в Фотохронику ТАСС по Украине, а в 1941-м ушла на фронт
фотокорреспондентом газеты Юго-Западного фронта "Красная Армия" и прошла с ней до Берлина.

"Там, где мы бывали,

Нам танков не давали,

Но с "Лейкой" и блокнотом,

А то и с пулеметом

Сквозь огонь и стужу мы прошли"
, - написал Константин Симонов. Сталинград и Курская Дуга, пленные и беженцы, руины Берлина и поезд победителей - Наталья Федоровна видела это собственными глазами. Она запечатлела все на черно-белых снимках своей "Лейкой" и старалась не вспоминать. Слишком больно.

В 1945 году, сразу после войны, "Детиздат" выпустил небольшую книгу ее фотографий - "Дорогами войны". Организаторы выставки вполне уместно поместили книгу вместе с фотокарточками самой Боде под стеклом небольшой витрины.

Наступление
Наступление
Боде участвовала в фотовыставках всесоюзных и международных, но никогда - в персональных. Часть ее архива, как рассказала на открытии выставки дочь фотографа, сгорела еще во время войны, когда бомба попала в поезд, в котором размещалась редакция газеты. Но другая часть - десятки сотен пленок, отснятые за эти тяжелые военные годы, сорок лет пылились на полках дома. Говорят - "рукописи не горят, а негативы не желтеют". Нынешняя выставка "От Сталинграда до Берлина. Военные фотографии" лишний раз подтверждает это.

Красная звезда за "Тигр"

"Жив ты, или помер,
Главное, чтоб в номер
Материал успел ты передать..."


Так пелось в песне на слова Константина Симонова, писавшего передовые с фронта. Ее мурлыкал себе под нос и тот, кто шел в атаку с фотоаппаратом. А во время привалов выбирался в нейтральную зону - снимать, снимать, снимать.

Фотографии на выставке размещены не в хронологическом порядке, как того, быть может, ждет зритель. Это не отчет с войны. Отчеты были в тех самых газетах, куда Боде сдавала свои материалы. Здесь даже не важны подписи к снимкам, хотя многие из них фотограф делала сама. Скорее важен взгляд. Взгляд женщины-фотохудожника. Сдержанные, емкие, удачные в композиции, ярко передающие атмосферу и настроение момента и при этом документальные снимки. Удивительно: через десятки лет на них смотришь не как на кадры репортажной съемки, но видишь в них настоящее искусство. Искусство увидеть момент и передать свое восприятие. Искусство - при, казалось бы, достаточно скромных возможностях запечатлеть событие и быть внимательным к деталям. Искусство, в котором художник максимально индивидуален. И в определении экспозиции, и во владении контрастом - от черного к белому через полутона.

Германия. Лето 1945. Повозки, пешеходы, руины. Прохожие заинтересованно смотрят в объектив. Некоторые, вывернув голову, взглядом провожают фотографа. Кто-то, засмотревшись, натолкнулся на впереди идущего. Будни.

Рядом другое фото. Опять развалины, останки некогда жилых домов. Художник в белой чуть пузырящейся на ветру рубахе и в черном классическом берете пишет картину. Любопытный военный из-за его плеча следит за мыслью художника. Где это? Так ли важно - в освобожденном ли Бухаресте или во взятом Берлине?

А вот еще. Берлин. В старую плетеную коляску без верха с ногами залезли две пятилетние хохотушки. Они улыбаются, сверкают сандалиями и очевидно начали забывать о войне. Но может ли забыть об этом фотокорреспондент? Коляска стоит на фоне руин.

Пленные. Сталинград, 1943 г.
Пленные. Сталинград, 1943 г.
На другой фотографии Сталинград. Год 1943. Пленные румыны прячут лица под воротники своих шинелей. Запорошенные снегом и не могущие растопить его собственным теплом, они бредут по дороге. Немец-интеллигент в классических круглых очЈчках с испугом и отчаянием в глазах обернулся, - будто бы на чей-то окрик.

"Атака", "Наступление", еще одно, еще. Кадры сражений, напряженных и страшных атак, пулеметных очередей, взметающих снежную пыль, перемежаются снимками с веселыми улыбающимися лицами солдат, еще не знающих о своем завтра.

Сияющая девушка-летчица на крыле самолета. Веселый брадобрей с пулеметом за плечами, стригущий здоровенные усы своему боевому товарищу. Спящие солдаты, положившие винтовки под голову и минуту назад еще сидевшие, плотно прижавшись друг другу. В следующий момент их сразил уже сон и они, полусидя, не соблюдая равновесия, завалились друг на друга. Черпающие суп из котла походной кухни; пьющие пиво у "Гете Кафе" в Веймаре; сидящие на полу украшенного букетами акаций товарного вагона - офицеры, солдаты, медсестры.

Некоторые фотографии из представленных на выставке хорошо известны, многие - напечатаны и публично выставлены впервые. Здесь мало страшных кадров, их почти нет. Это - дань уважения Наталье Боде, скончавшейся в 1996 году. Ее внук Василий Кутьин сказал: "Бабушка старалась не вспоминать войну и достаточно мало об этом говорила. Ей было очень тяжело. Она прошла всю войну, видела Майданек, сотни убитых. Архив ее фотографий действительно огромный. Много лет никто к нему не притрагивался. Когда его разобрали, то выяснилось, что часть фотографий утрачена, испорчены, не подлежат реконструкции и печати".


Могила артиллериста, село Денисовка, Курская дуга, 1943 г.
Я попросила Василия выделить какие-то кадры, назвать самые важные. Он не стал перечислять. Назвал только один - "Беженцы". На нем полупустой бульвар неизвестного города. Мальчик лет тринадцати везет на велосипеде свою сестру или просто знакомую маленькую девочку. На руль повесели ведро, через раму перекинут огромный мешок.

- Это важная фотография, - сказал Василий. - В Киеве бабушка оставила своего сына, моего дядю. Как тяжело было ей видеть этих маленьких детей, бегущих из города! Вообще, в нашей семье считают, что бабушка пошла на фронт мстить. В первые дни войны в бою погиб ее первый муж. Что ей оставалось? Поскольку она женщина и воевать ей было тяжело, она начала работать фотокорреспондентом. Бабушка нанесла немцам серьезный урон. Достаточно вспомнить, что она сфотографировала на Курской дуге подбитый немецкий танк "Тигр". Это была первая фотография подбитого "Тигра".

После поражения под Сталинградом гитлеровское командование решило взять реванш. Летом 1943 года было организовано новое наступление на узком участке фронта в районе Курской дуги. Чтобы одним мощным ударом сокрушить противника и победоносно завершить войну, к Курской дуге были направлены лучшие новые орудия германских войск. Тяжелые танки "Тигр", "Пантера", самоходные орудия "Фердинанд" и новейшие истребители, штурмовики и бомбардировщики. Немцы называли "Тигр" непобедимым и не подпускали к подбитому танку никого.

- А бабушке удалось пробраться в нейтральную полосу и сфотографировать танк в деталях, с пробоинами в броне, - с гордостью говорит внук. - Фотоснимок крупным планом вышел в газете: мол, смотрите - вот он непобедимый немецкий "Тигр". Бабушке дали орден Красной Звезды. Она очень его любила. Всегда носила, даже когда от него кусочек откололся.

Женский взгляд на войну

Женщины-фотокорреспонденты - явление редкое, если не сказать исключительное. Их можно пересчитать по пальцам - Галина Санько, Ольга Ландер и Наталья Боде. Они привносили в фотографию что-то свое, абсолютно неповторимое.

Борис Задвиль отбирал фотографии из архива Боде.

- Чем вы руководствовались, что хотели донести до зрителя? - спросила я.

- Я сорок лет профессионально занимаюсь фотографией, был достаточно известным советским фоторепортером. Я понимаю, что такое фотография. Я знал очень много людей, снимавших войну, видел их работы. Могу назвать десятки фамилий. А вообще, по официальным данным, войну снимали почти 400 человек. Однако женщин среди них - единицы. И когда делал выборку из попавшего мне в руки архива Натальи Боде, я хотел показать именно женский, другой взгляд. Понимаете, у нее есть кадры, которых нет ни у одного мужика, снимавших в это время рядом с ней. Я тридцать лет работал в женском журнале. Вы не смейтесь. Журнал "Крестьянка" - достаточно серьезная фирма. Я понимал, что у Боде должен был быть свой взгляд, свой стиль. И я его нашел, как мне кажется. Сегодняшняя выставка это демонстрирует.

- В чем же ее женский взгляд?

- Обратите внимание на внутренний психологизм многих фотографий. Это - стержень ее сюжетов. Как, например, в снимке "Пленных румын под Сталинградом". Или в кадре из Берлина 1945 года: целая философия во взгляде этого побежденного немца. А вот снимок сорок третьего года, сделанный под Сталинградом. Стоит баба с ведрами, и смотрит на пленных немцев. Это тоже психологизм. С одной стороны, она ненавидит этих гадов, а с другой ей как русской бабе их жалко. Мужик бы так не снял, а Боде сняла. В этом для меня ценность ее фотографий.

Летчица
Летчица
Действительно, у Боде много выстроенных снимков: пулеметчики, женщина-летчик, солдаты с гармошками... Но вот кадр с ребятами, которые обедают в Сталинграде под плащ-палаткой, натянутой у дерева. Это - сама жизнь, здесь нет никакой постановки. А чуть дальше мы повесили фото солдат, которые пьют пиво в "Гете кафе" в Веймаре. "Война войной, а обед по расписанию". Для нас ребята, которые в Сталинграде пообедали, в Берлине выпили кружку пива. Вот что есть законченная композиция, круговая.

- Что бы вы выделили?

- Те, что я перечислил уже - главные кадры, на них строится вся экспозиция. Но остальные не менее важны. Есть будни, трудовые будни войны. Каждый день в газету нужно сдавать кадр. Сегодня это "Принесение знамени в часть", очевидно по случаю присвоения гвардейского звания. Вчера это был "Портрет пулеметчика" в духе формализма тридцатых годов, очень классно исполненный. Завтра - "Кавалеристская атака", хотя кавалерия в те годы практически не применялась. Это все работа, рутина для нее, как для фронтового фотокорреспондента. Не сделать из рутины главенствующий кадр было нашей задачей. Мы, по-моему, этого добились.

Персональная выставка фотокорреспондента Натальи Боде "От Сталинграда до Берлина. Военные фотографии" проходит в галерее "ФотоСоюз" по адресу: Покровка, дом 5. Выставка работает с 24 февраля по 12 марта.

Фотографии предоставлены Союзом Фотохудожников России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дарья Рощеня
Стояние Марии Египетской
Как преодолеть "грешной жизни пустоту"?
25.03.2015
Имя Акакий
Герой повести "Шинель" и православные святые
12.12.2014
Имя Анна: единожды княгиня, но дважды святая
15 октября Русская Православная Церковь вспоминает Анну Кашинскую - благоверную княгиню, которую дважды объявляли святой
15.10.2014
Русский хор, которого не слышала Россия
Почему венские аристократы ломали стулья на концертах?
23.09.2014
Все статьи Дарья Рощеня
Последние комментарии
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:59
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 11:43
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27