Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Храмовый модерн

Огонёк, журнал

24.02.2005


Церковь - не ксерокс. Время репринтов должно когда-то кончиться …

В парковой зоне Минска стоит необычный храм (архитектор храма и настоятель - одно и то же лицо: о. Феодор Повный). Церковь выступает из середины трехэтажного здания хосписа - "Дома милосердия". Прежде всего комплекс являет подчеркнутую немецкую аккуратность (немцы - и католики, и лютеране - действительно немало способствовали строительству этого православного центра в Белоруссии). Конечно, на крыше красная черепица. Основная часть храма имеет явные черты классической европейской базилики. Правда, над его алтарной частью возвышается вполне русская лукообразная маковка.

Необычным этот храм становится, только если войти в него: у него нет половины стен. Восточная часть храма на месте: классический мраморный иконостас. Западная часть - собственно больничные помещения (прекрасно отделанные, оснащенные, но не о них сейчас речь). А вот с южной и северной стороны нет ни бетона, ни кирпича: пространство остеклено от пола до свода. Парк не отделяется от молящихся и славит Творца вместе с ними.

Говоря на жаргоне экскурсоводов, "перед нами образец православного архитектурного модерна начала XXI века".

А вот с точки зрения социологии религии, это архитектурное решение дало неожиданное эхо - традиционные церковные бабушки скорее сторонятся этого необычно светлого храма, зато молодежи в нем полно. Храм назван в честь "всех святых": светоносный ответ мрачному Хэллоуину. ХХ век почти выпал из истории русского церковного храмостроительства. Большую его часть храмы сносили. А в 90-е годы архитекторы, не имевшие опыта церковного строительства, благоразумно подражали былым образцам. Да и заказчикам хотелось прежде всего вернуть почти утраченную традицию.

Эмигранты порой дерзали: американские православные храмы иногда своим видом сначала сообщают о себе, что они американские, а уж потом - что православные. И вот уже совсем на границах России появился храмовый модерн.

И правда: церковь - не ксерокс. Время репринтов должно когда-то кончиться. Ведь отличались иконы XVI века от икон века XIV. ХХ век отразил свой опыт веры в ликах парижского инока Григория (Круга). Теперь новому, XXI веку предстоит найти свой акцент в рамках древнего канона.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме