Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Вопросы юридической грамотности очень актуальны

Протоиерей  Алексий  Бервено, Православие.Ru

27.01.2005


Интервью с протоиереем Алексием Бервено, секретарем Томского епархиального управления …

- Недавно Томск отметил свое 400-летие. Что представляет собой Томская епархия сегодня?

- Томская епархия Русской Православной Церкви была образована постановлением Святейшего Правительствующего Синода в 1834 году. Первым ее епископом был Преосвященный Агапит (Вознесенский), ректор Черниговской Духовной семинарии. С момента образования Томской епархии ее возглавляли очень многие архиереи, самым известным из них был святитель Макарий (Невский), который впоследствии стал Митрополитом Московским и Коломенским. До революции Томская епархия насчитывала более тысячи храмов. Ее территория простиралась от Алтая до Восточного Казахстана и включала в себя нынешние Томскую, Новосибирскую и Кемеровскую области, Алтайский край, Барнаульскую область и некоторые территории Казахстана, вплоть до Семипалатинска.

Вихри революционных событий затронули нашу епархию. Многие ее священнослужители тяжко пострадали в годы гонений. Положение канонической Церкви было отягчено обновленческим движением, которое действовало в городе Томске очень активно. В тридцатые годы Томскую епархию упразднили, а в 1996 году постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви она была возрождена. Первым ее епископом в послереволюционное время стал Аркадий (Афонин). Он правил Томской епархией всего год до 1998 года, а 28 декабря 1998 года на Томскую кафедру был назначен епископ Магаданский и Чукотский Ростислав.

Владыка Ростислав прибыл в Томск на праздник Крещения Господня 1999 года. По его благословению я вместе с ним был переведен из Магаданской епархии в Томскую и назначен на должность секретаря епархиального управления.

В это время Томская епархия насчитывала 60 приходов, около семидесяти священнослужителей. В городе Томске было 9 приходов, из них 8 храмов. Сегодня в Томске 12 церквей, а по всей области 86 приходов, из них почти шестьдесят храмов. За шесть лет построено около тридцати храмов и часовен. Владыкой из числа студентов Томской Духовной семинарии рукоположено около сорока священнослужителей для Томской епархии и около тридцати для других епархий. По ходатайству архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого Софрония епископ Ростислав практически за каждым богослужением рукополагает ставленников для Кемеровской епархии.

Когда мы сюда приехали Богоявленский кафедральный собор не имел куполов и межэтажных перекрытий. После революции в этом храме располагался завод резиновой обуви, поэтому верхнюю часть собора вместе с колокольней снесли, своды разрушили, а в стенах проделали большие проемы, в которые заезжали вагонетки с сырой резиной. Весь комплекс исторических зданий Томской Духовной Семинарии также принадлежал заводу. К нашему приезду завод был уже переведен в другое место, но все здания оставались в прежнем разоренном состоянии. Сегодня возрожденный Богоявленский храм сияет первозданной красотой. За эти годы практически из руин возродилась Томская Духовная семинария, ректором которой был также назначен Владыка. Наша духовная школа переехала из крайне ветхого домика на улице Герцена при храме святого Александра Невского на свое историческое место - в отреставрированные корпуса близ кафедрального собора. В корпусах заново оборудованы два этажа келий для семинаристов, учебные аудитории, актовый зал, библиотека. В библиотеке Владыке удалось собрать значительное количество дореволюционных изданий. Нам регулярно возвращает их Томский государственный университет, в фонды которого они были изъяты после революции. По ходатайству архиепископа Ростислава губернатор передал епархии старинный двухэтажный особняк - здание бывшего областного статистического управления на проспекте Ленина.

- Как сегодня строятся отношения епархии и местной власти?

- У Владыки очень тесные и дружеские отношения с губернатором Томской области Виктором Крессом. Всякое обращение Владыки находят у него понимание и поддержку. Мэр города Томска Александр Макаров в целом тоже положительно откликается на наши нужды. Он нередко сам принимает участие в богослужениях. Рядом с Мэрией находиться храм святого благоверного князя Александра Невского и глава города профинансировал работы по реставрации этого храма. Совсем недавно на храм установлены новые позолоченные купола. Мэрия участвовала в строительстве часовни в честь Преображения Господня, посвященной памяти ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. У нас в городе есть общественная организация Союз-Чернобыль, многие из членов этой организации сегодня представляют Томский бизнес, многие находятся во власти, например, главный архитектор города Томска. Он и убедил мэра помочь. Благодаря их совместным усилиям в августе 2003 года в Томске появилась эта часовня.

Когда мы на площади Ленина воссоздавали Иверскую часовню, на месте прежней, разрушенной в годы богоборчества, несколько тысяч рублей пожертвований было собрано благодаря поддержке чиновников Мэрии.

- Томск известен своим революционным прошлым. До сих пор его улицы носят имена активных революционеров, а в скверах и на площадях стоят памятники им.

- Разумеется, люди в областной администрации разные, с разными политическими убеждениями, поэтому сегодня власти не решаются затрагивать болезненных вопросов, например по поводу памятников Ленину и другим революционерам. Перед возрожденной Иверской часовней на площади Ленина продолжает стоять памятник "Ильичу". Уже поднимался вопрос о том, чтобы переименовать проспект Ленина в Университетский проспект и площадь Ленина в Богоявленскую площадь, но пока принятие окончательного решения откладывается. Власти убеждены, что пока это не своевременно: в городе живет много пожилых людей, для которых революционные идеалы очень дороги, тем более, что именно они являются активным электоратом на выборах.

- Томск - университетский город. Каковы взаимоотношения епархии и деятелей науки?

- У нас очень тесное соприкосновение с Томскими ВУЗами происходит в Духовной семинарии. Многие предметы, например, латинский и древнегреческий языки, философия, экономика прихода, документоведение, читаются преподавателями Томских ВУЗов. Мы с ними встречаемся ежегодно на Кирилло-Мефодиевских Чтениях. Они проводятся во всех епархиях России, но у нас к ним подключаются светские ВУЗы, в том числе Томский государственный педагогический университет. Заведующая кафедрой педагогики ТГПУ профессор Т. Костюкова защитила докторскую диссертацию на тему "Православное образование в светской школе". Она человек очень верующий и возглавляет у нас Оргкомитет Чтений.

Плодотворное сотрудничество налажено с Политехническим Университетом. Для города очень важен этот ВУЗ, обладающий значительным научным потенциалом. Руководство Университета очень серьезно, с большой симпатией относиться к нам. По благословению Владыки там регулярно выступает с лекциями игумен Силуан, наместник Богородице-Алексеевского монастыря. Он сам по образованию филолог, хорошо разбирается в иконописи, архитектуре православных храмов и читает лекции по "Основам церковной культуры".

У нас хорошие связи с Томским областным колледжем культуры, который располагается как раз рядом с Богородице-Алексиевским монастырем. Директор колледжа регулярно посещает богослужения в храме, а недавно вернул монастырю одно из его бывших зданий, принадлежавшее колледжу. При Томской Духовной семинарии существуют полугодичные курсы для педагогов, которые обучаются преподаванию "Основ православной культуры" в школах. В девяти школах Томска, а это примерно одна пятая всех городских средних учебных заведений, этот факультатив уже преподается.

- По образованию Вы - юрист. Как, по-вашему, священнослужителям сегодня сильно не хватает юридической грамотности?

- Действительно, после школы я закончил Хабаровскую Высшую школу МВД. Зная это, Владыка Ростислав поручил мне вести всю юридическую переписку епархии, например, улаживать очень объемный блок вопросов с Управлением юстиции Томской области. Согласно Федеральному Закону, принятому в 1999 году все приходы нашей епархии проходили перерегистрацию, как новые юридические лица. Мне приходилось много в этом участвовать. Сегодня очень активизировалось Министерство юстиции по части проверки уставной деятельности приходов. Не дай Бог какой-то приход не отчитается в своей уставной деятельности раз в год, как заявлено в Уставах приходов, и как прописано в Федеральном Законе "О свободе совести"! Следуют немедленные карательные санкции, вплоть до ликвидации юридического лица прихода через суд. Приходиться изменять регистрационную документацию, вести огромную работу по этим вопросам.

Мы в епархии пока делаем так: у кого есть компьютер, на электронном носителе передаем ему всю необходимую документацию, образцы оформления документов, наглядно показывающие, что и как должно быть. Предоставляем приходам ксерокопию регистрационных документов другого, уже зарегистрированного прихода. Сейчас требуется представлять в органы власти протоколы приходских собраний. Я сделал типовой бланк протокола приходского собрания, состоящий из десяти пунктов, куда батюшки просто будут вписывать имена членов приходского собрания. В бланке приводится стандартная схема протокола приходского собрания, например, вопрос: "приходское собрание постановило забить гвоздь в ограду церкви, ввиду того, что отвалился столб ограды". Решение N1: "прибить гвоздь"; решение N2: "уведомить об этом Управление юстиции", или решение N1: "выкопать картошку"; решение N2: "уведомить об этом Управление юстиции". Иначе действовать бесполезно. Конечно, есть у нас епархии очень грамотные священники, но есть, особенно в сельской местности, и такие, которые по части юридических тонкостей не очень компетентны. Мне кажется, в Духовной семинарии нужно вводить какой-то правовой курс, особенно касающийся юридических основ приходской деятельности. Священник, став настоятелем прихода, мгновенно столкнется с этим самым Управлением юстиции и налоговыми органами, с которыми он как представитель юридического лица - прихода будет вынужден взаимодействовать. Я считаю необходимым рассматривать с воспитанниками Духовной семинарии блок юридических вопросов, к решению которых они должны быть готовы. Владыка Ростислав стремиться ввести такой курс в нашей Томской семинарии. Вопросы юридической грамотности сегодня очень актуальны и, конечно, священнослужители должны быть готовы к их решению.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме