Панк во Христе

Социальный протест может привести к вере

0
188
Время на чтение 4 минуты
Недавно вышедшая книга диакона Андрея Кураева "Рок и миссионерство" подняла довольно интересный и во многом насущный вопрос: возможно ли взаимодействие традиционной религии и современных молодежных движений? Проблема поднята только сейчас, но уже много лет представители духовенства пытаются как-то это взаимодействие наладить, постоянно встречая на своем пути огромное количество возражений.

Многие верующие убеждены, что молодежное движение и субкультура равнозначны "сатанизму". Уверен, переубедить их будет сложно даже Андрею Кураеву. Его выводы основываются на опыте личного общения с некоторыми представителями отечественной рок-сцены. В связи с этим складывается впечатление, что он воспринимает музыкальную культуру лишь в контексте личного выбора того или иного музыканта, будто хочет сказать: "Посмотрите, и в роке есть наши люди!" При этом очевидно, что за молодежным движением не остается права на культурную самобытность, ее можно воспринимать лишь как новое поле миссионерской деятельности.

В связи с этим хочется заметить, что на Западе проблемы взаимоотношений религии и современной музыки вообще не существует. Тысячи коллективов позиционируют свою религиозность, среди них огромное число и христианских рок-групп. Интересно, что более половины составляют группы одного направления, а именно панк. Христианский панк на данный момент - мощное культурное движение, во многом определяющее настроения на всем мировом пространстве сцены. Может возникнуть вопрос, как члены движения, прочно ассоциирующегося в общественном сознании с нигилизмом, вандализмом и алкоголизмом, могли прийти к христианству. Ответ следует искать в его истории.

Панк возник в конце 1970-х годов как яркое контркультурное движение в английском обществе. С самого начала он поставил себя в активную оппозицию окружающему миру. Основным отличительным признаком панка был некий бескомпромиссный революционный задор, заметно отличавший его от предыдущих молодежных движений, где была сильна тенденция пассивного ухода от реальности, параллельного существования с Системой. Панк - идейный нигилист того времени - всем своим поведением, внешним видом, своей музыкой плевал в лицо машине власти и контроля. Контроль осуществляется не только на физическом, но и на духовном уровне, человек - пешка в руках политиков и принадлежащих им масс-медиа, формирующих общественное мнение. Выход - тотально пересмотреть систему ценностей, сделать своими приоритетами и идеалами вещи, абсолютно противоположные общепринятым. Надо стать диаметрально другим.

Исходя из этого сформировались принципы "панка-77" (раннего панка). Ими стали пренебрежение общественной моралью (зачастую выражавшееся в показной аморальности), резкое отрицание всех форм государственного, идейного, религиозного контроля, отказ от карьеры и благополучия (переходящий в ведение жизни бомжа), старый призыв сознательно "умереть молодым" (чаще всего от наркотиков). В свое время битничество было элитарным уходом из мира, панк стал бунтом против него среднего класса.

Однако с начала 1980-х годов ситуация изменилась. Для многих представителей движения стало очевидно, что подобные действия не наносят системе мирового порядка ожидаемого урона. Люди просто спивались, умирали от передозировки. Саморазрушение оказалось не самым удачным путем духовной революции. В среде американских панков росло убеждение, что действительное противостояние возможно лишь тогда, когда ты можешь предъявить миру некую ответную культуру, которая станет твоим оружием в борьбе с ним. Нигилизм и отрицание должно стать позитивным.

Такие настроения сформировали новое ответвление панка - хардкор-культуру. К предшествовавшим идеалам нестяжания, асоциальности, нонконформизма прибавились запреты на алкоголь, наркотики, беспорядочный секс, даже курение. Обычным стало участие в различных "самодеятельных" социальных программах (вроде акций бесплатной раздачи пищи неимущим), организация антивоенных, экологических и социальных пикетов, демонстраций. Сама музыка заметно изменилась: ритм и темп ускорились, тексты зачастую стали напоминать набор лозунгов. Произошли и духовные изменения. А именно: чтобы действительно противоcтоять духу времени, надо проявлять любовь и сострадание, укреплять дружеские взаимоотношения, заботиться о будущем планеты и человечества. И еще - верить в добро и справедливость.

"Не удивительно, что мир вас ненавидит, он бы возвысил вас, если бы вы были его. Но как он ненавидит Христа, так он ненавидит и следующих за Ним" - вольный перевод фразы из песни панк-группы Strongarm говорит о том, что с некоторого момента понятие вечного врага в лице Системы в умах некоторых меняется на религиозное понятие Мир.

В начале 1990-х годов на хардкор-сцене появилось христианство. Его расцветом можно считать середину 90-х, именно тогда образовалось большинство известных панк-команд, открыто называвших проповедь идей христианства главной целью своего существования. За это дело они взялись со всей присущей панкам энергичностью и бескомпромиссностью, за что заслужили от своих товарищей-атеистов ярлык "религиозных фанатиков". Основные разногласия были связаны с концепцией "pro-life" - движения против абортов (панки-атеисты придерживаются принципа "pro-choice" - за свободу выбора матери), с выступлениями против контрацепции и против гомосексуализма. Среди многих панков были распространены фундаменталистские настроения, что зачастую тоже вызывало негодование.

Со временем движение христианского панка стало набирать обороты. Ныне по всему миру существуют сотни конфессиональных панк-групп и пропорциональное количество их почитателей. Среди них есть баптисты, пятидесятники, англикане и католики. На сайтах в интернете ведутся оживленные богословские дискуссии, свидетельствующие, что христианство для них вовсе не увлечение юности.

Существует ли христианский панк в России? Один из представителей самого раннего доперестроечного "сибирского панка" лидер группы "Инструкция по выживанию" Роман Неумоев уже довольно долго декларирует свою принадлежность к православию. Большинство последних песен Неумоева посвящены изложению его религиозных взглядов. Похожая эволюция произошла и с суперзвездой российского рока Константином Кинчевым, лидером группы "Алиса".

Об авторе: Петр Юрьевич Силаев - публицист.

19.01.2005
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.04.2024 02:17
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04