Насколько мы терпимы?

Религии способствуют созданию в России толерантного гражданского общества, считает Михаил Мчедлов

Толерантность 
0
166
Время на чтение 5 минут
В современной России активно обсуждается проблема формирования толерантного общества и религиозной терпимости, ведутся дискуссии о необходимости профилактики религиозного экстремизма. О роли религии в формировании толерантного сознания корреспонденту "НГР" рассказал профессор Михаил Мчедлов, директор Исследовательского центра "Религия в современном обществе" Института комплексно-социальных исследований РАН, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России.

- Михаил Петрович, вы возглавляете один из немногих в России исследовательских центров, занимающихся проблемами религии. В чем специфика вашей работы?

- Мы исходим из того, что любые серьезные исследования современной религиозной ситуации в России возможны только при опоре на результаты социологических исследований. Это позволяет иметь дело с реальными фактами и тенденциями, а не пробавляться произвольными сведениями, взятыми из вторых рук. Наш центр с 1993 года ведет постоянный мониторинг религиозности в стране, изучает различные ее аспекты, в том числе с помощью общероссийских опросов.

- Чему, например, было посвящено последнее ваше исследование и каковы его особенности?

- Это исследование было весьма актуальным и в какой-то мере уникальным. Его актуальность заключалась в том, что оно было посвящено роли религии в формировании толерантного сознания и поведения в современной России, профилактике национализма и религиозного экстремизма. Мы пытались выяснить, каково соотношение конфессиональной и социально-политической ориентации различных групп населения и как оно выражается в социальных установках, ценностных предпочтениях, в психологическом состоянии и т.д.

А его уникальность состояла в том, что специальному анализу подверглись взгляды представителей различных вероисповеданий и мировоззрений: православных, мусульман, католиков, протестантов, иудеев, буддистов и неверующих. Ведь обычно при общероссийских опросах объектом исследования становились последователи крупных религиозных течений, прежде всего православные и мусульмане. Из исследовательского поля выпадали, оказываясь в зоне статистической погрешности, представители иных религий и мировоззрений. Между тем сравнительный анализ их общественно-политических и духовных позиций необходим для создания объективной картины религиозной ситуации в России.

С помощью метода индивидуального интервью мы опросили 1500 человек: 400 православных, 250 мусульман, 150 протестантов, 110 католиков, 110 иудеев, 110 буддистов и 370 неверующих.

Для более верного представления об особенностях национального и религиозного сознания различных групп населения учтены их региональные, социальные и возрастные характеристики, а также материальное положение.

- Каков результат вашей работы?

- Получен обширный и интересный материал о мировоззренческих установках россиян, о глубине и характере взглядов последователей различных религий, об их отношении к людям иных вер и народов. Мы многое узнали о роли и влиянии религиозных организаций в разных сферах общественной жизни, в том числе в конфликтных ситуациях.

- К каким выводам можно прийти, опираясь на результаты этих исследований?

- Во-первых, я обратил бы ваше внимание на многогранность подхода при изучении современного верующего. Дело не только в том, что каждая религия имеет свои особенности в учении, культе и организации, но и в том, что верующие различаются глубиной и характером веры, что влияет на их общественные и духовные предпочтения. В этой связи интерес представляют, например, результаты исследования глубины религиозности различных вероисповедных обществ.

Ведь любые рассуждения о религиозной ситуации в России, тем более попытки построения определенных моделей, обесцениваются, если не опираться на знания о цельности религиозного сознания и поведения верующих. И тут нужен ряд показателей, связанных с разными сферами религиозности. Для определения религиозной активности опрашиваемым были заданы вопросы об их участии в богослужениях, о выполнении религиозных обрядов и предписаний, а также молитвенных правил.

В соответствии с ответами мы имеем возможность учитывать предпочтения не усредненной массы, а различных категорий верующих. При этом взгляды людей с высокой и низкой степенью религиозности не являются определяющими. На практике мы имеем дело преимущественно с позицией средней, наиболее многочисленной категорией верующих. Наибольшая религиозная активность характерна для протестантов, за ними следуют католики и иудеи. Несколько ниже показатели у мусульман, а самые низкие демонстрируют приверженцы православия и буддизма.

Проведенное исследование, раскрывая роль религии в утверждении толерантного сознания и поведения, выявило ряд особенностей, свойственных последователям различных религий. Это проявилось в оценке общественной роли религии и деятельности религиозных организаций, а также в отождествлении себя с тем или иным идейно-политическим течением. Например, среди православных сравнительно мала доля приверженцев "западных" идейно-политических течений, социал-демократии и радикальных рыночных реформ.

Православные чаще всего относят себя к сторонникам русского национального возрождения. Кстати, исследование показало, что во всех религиозных общинах уровень уважения к закону невысок. Нужно соблюдать всегда и во всем букву закона - считают лишь от 12% (среди буддистов) до 35% (среди протестантов). Среди православных этот показатель составляет 21%. При этом православные, иудеи и неверующие считают, что соблюдать законы нужно, если это делают представители органов власти. То есть если уровень коррупции снизится, то "лояльность" этих верующих заметно повысится.

- Как характеризует проведенное исследование роль религии в формировании современного толерантного сознания и поведения?

- Абсолютное большинство респондентов всех вероисповеданий выступает за толерантность в отношениях между различными религиями и народами. Верующие выступают за сохранение равноправия народов России как исторически сложившегося условия существования нашего государства. Главные причины межнациональных конфликтов они видят в социально-экономической и политической сферах. В данном случае собственно религиозные факторы играют хотя и важную, но все же второстепенную роль.

- Какие факторы влияют на предпочтения опрошенных вами верующих?

- Влияние таких факторов, как возраст и образовательный уровень, в зависимости от конфессиональной принадлежности может проявляться по-разному. В целом крайние позиции - абсолютизация или игнорирование национального фактора - характерны для наиболее молодых и наименее образованных граждан.

Распределение симпатий и антипатий верующих к конкретным народам, населяющим Россию, свидетельствует о том, что культурно-религиозная близость далеко не всегда является условием межнациональной толерантности. В данном случае очень значительны социально-экономические и политические факторы. Наибольшими симпатиями во всех религиозных группах пользуются восточнославянские народы, составляющие этническое ядро исторической России, - русские, украинцы и белорусы, а также мусульманские этносы, имеющие в нашей стране свои исконные исторические территории, - татары и башкиры.

Негативное восприятие некоторых народов (чеченцев, арабов) связано, по-видимому, с острым политическим кризисом в России и за рубежом. Иногда негативное восприятие является следствием паразитического существования части представителей этнических диаспор (например, цыганской). Наибольшую степень толерантности в межнациональных отношениях проявляет протестантская группа, включающая в себя представителей разных национальностей.

- Каково отношение опрашиваемых к православию и последователям новых религиозных движений?

- Представители всех вероисповеданий показывают довольно высокий уровень положительного отношения к православию. Это свидетельствует о признании ими уникальной роли этой религии в культурно-историческом развитии России. Одновременно доминирует негативное восприятие новых религиозных движений, не укорененных в российской культурной традиции.

Ответы на другие разнообразные вопросы (всего предложено 45 развернутых вопросов) показывают, что религиозные организации, будучи авторитетными для своих последователей, подвигают верующих к взвешенным, доброжелательным действиям, способствуют преодолению конфликтных ситуаций и созданию культуру демократического, гражданского общества, основанного на терпимости. Это происходит вопреки стремлению определенных сил использовать религию в экстремистских целях.

19.01.2005
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Мчедлов
В поисках компромисса
Принципам толерантности уже не соответствует деление на "традиционные" и "нетрадиционные" религии
20.08.2003
Все статьи Михаил Мчедлов
Толерантность
«Нам с ними не по пути»
Политика Евросоюза, США и Британии, которые лоббируют ускоренный трансгендерный переход, а также законодательное упрощение процесса смены пола, — путь, ведущий к вырождению их наций
25.04.2024
«Разговоры о программах ассимиляции – калька с европейских образцов»
О миграционной политике и демографической проблеме
25.04.2024
И не говорите, что не слышите и не видите
Государство против государства: «дома народов», «народы Вологодской области» и «межнациональные масленицы»
16.03.2024
«Надо назвать грех – грехом»
Нам нужно не терять умение различать греховность и праведность
22.02.2024
Приём толеранствующих: доведение до абсурда
О радужных серёжках в Нижнем Новгороде и Борисе Надеждине
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27