Но как бы то ни было, а народная мудрость, гласящая о том, что "лучше один раз увидеть, чем сто раз прочесть в интернете", несомненно, права, а потому в качестве "москальского цивилизатора" под видом туриста-паломника я был заброшен в новогодний Киев, дабы на месте воочию выяснить серьЈзность обстановки. К счастью, граница России и Украины покамест остаЈтся прозрачной и деятельность пограничников и таможенников сводится к ряду незначительных формальностей. Тем не менее, пограничники в Конотопе оказались достаточно дотошными, а потому в течение нескольких минут всЈ же пытались выяснить, зачем-таки "москалю" понадобилось на Новый Год ехать в Киево-Печерскую Лавру? И лишь позднее пришла догадка, что причина дотошности кроется в том, что Конотоп - райцентр Сумской области, единственного региона Восточной Украины, с перевесом в почти что 60 % (в третьем туре) поддержавшего своего земляка Виктора Ющенко. Вопрос о сомнительности результатов состоявшегося накануне моего приезда очередного тура очередных выборов - банален, ибо, если сравнить его результаты с предыдущим вторым туром становится очевидным, кто на сей раз занимался подтасовками.
Оставляя за скобками банальные подробности путешествия по Киевщине, остановлюсь лишь на нескольких наиболее ярких его моментах. Первым впечатлением о новогодней Матери городов Русских стали грязно-оранжевые Крещатик и Майдан Незалежности. Огромное количество неряшливых палаток и похмельных людей в оранжевом напомнил то ли американский Вудсток 60-х, то ли сборище бомжей на пригородной свалке. В действительности "померанчевые революционеры" сделали всЈ, чтобы центр Киева напоминал всЈ, что угодно, но не столицу. Единственное, что выбивалось из стандартных представлений, так это то, что "революционеры" в своЈм массовом проющенковском экстазе, отнюдь не были исполнены антироссийских настроений. Напротив, большинство из них искренне не понимали, почему в России так активно поддержали "рецидивиста и коррупционера" Януковича. Увы, как справедливо отметил Дмитро Корчинский в своЈм интервью для "Русской Цивилизации": "Ющенко проиграл бы любому кандидату от власти кроме Януковича. Янукович - идеальный антигерой". И сколько бы ни говорилось о том, что он чистосердечно покаялся, стал воцерковлЈнным православным патриотом и сторонником русско-украинского братства, все его заслуги разбивались о банальную предвыборную агитку, где действующий премьер был "остроумно" изображЈн в виде матЈрого "джентльмена удачи". Именно поэтому миф о среднестатистическом стороннике Ющенко, как об антирусском украинском националисте не соответствует действительности.
Подлинных националистов я встретил отнюдь не на Майдане, а... в древних православных святынях Киева: Свято-Михайловском златоверхом монастыре, Свято-Владимирском кафедральном соборе, в коем покоятся святые мощи великомученицы Варвары, и Андреевской церкви, что живописно увенчивает легендарный Андреевский спуск. К сожалению, именно Русская Православная Церковь стала тем ядром, раскол которого послужил разобщению наших народов. Именно раскольничьи группировки - маргинальная "Украинская автокефальная православная церковь" и "Украинская православная церковь киевского патриархата" стали рассадниками антироссийских настроений, средоточием антихристианского духа враждебности ко всему русскому. Именно они при помощи западных финансовых вливаний смогли организовать в западных областях Украины настоящую травлю православного населения, а в итоге увели от спасительного Ковчега Апостольской Церкви многие тысячи слабо разбирающихся в канонических вопросах украинцев. Тяжелее всего было наблюдать, как в православной по форме церкви царит дух нетерпимости к тем, кто не знает украинскую "мову", как православный крест фактически попирается трезубцем, как Святое Рождество Христово, праздник пришествия Спасителя ко всем людям, фактически превращается в узконациональный украинский праздник (см. иллюстрацию - рождественскую открытку "УАПЦ"). Шовинистический угар фактически сближает украинских греко-католиков, самостийных "православных" и ридноверов-язычников, чья маргинальная по своей сути деятельность вполне может найти поддержку у новых властей, которые в своей предвыборной агитации не гнушались поддержкой тех людей, которые в 90-х годах захватывали православные храмы и избивали священников.
И именно Ющенко, этот ничтожный больной человек благодаря зарубежным финансовым вливаниям смог приобрести в глазах значительной части избирателей имидж борца с коррупцией и истинного патриота Украины. Однако и американские деньги, и американские валенки с наколотыми апельсинами навряд ли могли обеспечить честную победу своему кандидату, а потому крайне сомнительный по своей объективности третий тур президентских выборов показал верх циничности западных спонсоров пана Ющенко, для которых 96 % во втором туре за Януковича на Донеччине - подтасовка, а 96 % в третьем за Ющенко на Тернопольщине - свободное волеизъявление народа. При этом, если даже признать и тот, и другой результаты объективными, остаЈтся непонятной циничная радость Запада по поводу раскола украинского общества. И, несмотря на то, что Ющенко фактически уже признан народным избранником (фарс в Верховном Суде - не в счЈт), остаЈтся скорбно констатировать, что этот избранник ничтожен, а его шансы остаться в президентском кресле до конца срока - очень и очень невелики.
Однако будет в корне несправедливым, если кто-то подумает, что все впечатления от поездки остались исключительно негативными. Как бы то ни было, Киев остаЈтся Матерью городов Русских, и как бы ни были сильны западнические и самостийные веяния, русский (читай православный) дух пока ещЈ присутствует в столице братской Украины. И особенно он ощутим в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре, где, на мой взгляд, хотя бы раз в жизни должен побывать каждый православный человек. Храмы и пещеры Лавры вот уже тысячу лет хранят величайшие святыни Киевской Руси, те святыни, которые объединяют наши братские православные народы. Кроме того, хотелось бы отметить красивейшее место Киева - легендарный Андреевский спуск, удивительно точно сохранивший и передавший нам образ дореволюционного Киева - губернского города Российской Империи конца XIX - начала XX веков, города, описанного в творчестве Михаила Булгакова.
В заключение хотелось бы принести слова благодарности тем людям, без которых эта поездка навряд ли бы состоялась: своей дорогой супруге Пелагии, мужественно пережившей все испытания похода в столицу "померанчевой революции", и священнику Димитрию Познанскому, настоятелю храма преподобного Романа Сладкопевца и духовнику украинского Союза Православных Граждан, чьЈ доброе гостеприимство надолго сохранится в нашей памяти.
11.01.2005