И где во всем этом Бог?

Религиозные лидеры Великобритании обсуждают богословские аспекты азиатской трагедии

0
123
Время на чтение 5 минут
Столкнувшись с самой разрушительной природной катастрофой на земле за последние полвека, религиозные лидеры пытаются осмыслить ее в теологическом смысле, чтобы ответить на вопросы своей паствы о том, почему Бог допустил такие тектонические сдвиги в Индийском Океане, которые привели к катастрофе в светлые предрождественские дни.

Для многих христиан присутствие Бога выражается именно в страданиях человеческих, индуисты полностью вверяют себя в таких случаях воле судьбы, главный раввин Британии творит молитву, а примас Англиканской Церкви пишет статьи в "Санди таймс".

Официальные представители Ламбетского дворца уже объявили, что заголовок статьи примаса был отнюдь не таким, какой дала ей газета. "Шапка" "Санди таймс" звучала следующим образом: "Архиепископ Кентерберийский: Происшедшее поставило передо мной вопрос о существовании Бога".

Как утверждается, в тексте статьи архиепископ д-р Роуэн Уильямс всего лишь высказал как предположение, что для христиан было бы неправильным не задавать вопросы о том, что вершит Бог. Д-р Уильямс пишет: "Это выглядит весьма странным - постоянно видеть проявление Бога в том, если вдруг ситуация приобретает опасный характер. Возникают вопросы: насколько она может быть опасной? Какое количество человеческих жертв может быть приемлемо? И если какой-нибудь религиозный гений даст нам полноценное и точное объяснение того, почему эти жертвы имеют смысл, станем ли мы более счастливыми и более доверяющими Богу? Не чувствуем ли мы некое охлаждение к Нему, сознательно планирующего для нас на определенном уровне цепь фатальных случайностей... наша вера еще и еще раз проходит такой тест на прочность, не только потому, что это улучшает или объясняет нашу ситуацию, но, прежде всего, потому, что верующие... все глубже осознают, что этот мир и наша жизнь в этом мире есть свободно данное дарование Бога. И реальность такова, что люди в силах лишь только с восхищением принимать этот дар как данность".

Кстати, несколько месяцев назад эта же самая газета задавала примасу вопрос о том, не поколебала ли его веру бесланская трагедия.

В заявлении службы коммуникаций Ламбетского дворца далее говорится: "Хотя содержание статьи архиепископа передано без искажений, ее заголовок может вызвать у читателей неправильное понимание его смысла. Объективное прочтение текста ясно свидетельствует о том, что архиепископ нигде не утверждает, что восточноазиатское цунами заставило его усомниться в существовании Бога. Скорее, речь шла о том, что христианская вера отнюдь не представляет простых ответов на вопрос о причинах человеческих страданий. Очень жаль, что такая важная тема, затрагивающая умы и сердца очень многих верующих, подана газетой под подобного рода заголовком".

В эти дни очень многие в Великобритании пытаются осмыслить происшедшее сквозь призму религии. На поминальной службе в Сэдринэме, где присутствовала королевская семья, его высокопреподобие епископ Норвича Грэм Джеймс в своей проповеди заметил, что еще неделю назад он и не знал, что такое цунами. "Только теперь мы поняли всю ужасную силу этой водной стены высотой в тридцать и более футов, преодолевающей сотни километров за считанные часы... Бог дал нам землю, которая живет и движется. Земля - не инертная масса, она живая, и именно поэтому живем мы, люди. События прошедшей недели стали ярким напоминанием о том, что то, что дает жизнь, также и забирает ее".

А на проповеди в Олбрайтоне, епископ Алан Смит в связи с этой ужасной трагедией вспомнил ветхозаветного Иова, потерявшего семью во время землетрясения.

"Как утверждают ученые, - отметил епископ в проповеди, - подобные явления формируются где-то в глубине творения и представляют собой источник для возможности развития и изменений земли. И эту данность все поколения людей пытаются осмыслить применительно к проблеме смысла собственной жизни... Бог не предотвращает наши страдания, но обещает искупить их. И это обещание оказалось исполненным в смерти и воскресении Иисуса Христа. И отвечая на вопрос, где же во всем этом Бог, я скажу две веши. Бог -это распятый, это Тот, кто оказался в самом эпицентре болей и не отделял себя от них. Бога можно найти и в руках тех, кто помогает хоронить погибших, кто приносит питьевую воду живым, кто распределяет лекарства. В этом вера нашей Церкви".

Представители католического духовенства высказываются более абстрактно. Вот что сказал на воскресной мессе католический архиепископ Бирмингема Винсент Николс: "Наша вера наставляет нас, что подобные явления - всего лишь маленькая часть нашей веры в Бога, нашей религиозной практики. Свет Божий - это любовь, которую мы зрим вновь и вновь, и никакие страдания не иссушат этой любви, но, напротив, вдохнут в нее новые силы. Бедствия не иссушат нашей веры и - тем более - нашей любви... но, напротив, Божественный свет горит в темноте еще более ярко, освещая человеческий героизм, мужество, и жертвенность.

Смерть, в конце концов, - это самое большое и неизбежное бедствие, которое приходит рано или поздно. Но даже у нее не должно быть сил, способных отвести нас от Богом дарованной благодати, стремления быть с ним в вечном общении".

В эти дни многие священнослужители вновь активно пытаются объяснить подобные напасти, имевшие место в истории, греховностью человечества. Так чуму, свирепствовавшую в Константинополе во времена императора Юстиниана и унесшую треть его жителей, тем, что город в то время погряз в содомском грехе. А источником разрушения португальской столицы Лиссабона землетрясением 1755 года, подобные клерикалы видят распространение идей Просвещения, заставившие многих слабых в вере людей усомниться в существовании Всевышнего.

В интервью в воскресной программе ВВС, генеральный секретарь мусульманского совета Британии Икбал Сакрани заявил: "Все это воля Аллаха всемогущего. Это превыше нас. Аллах все ведает лучше. Никто из нас не вечен. Смерть с нами всегда, но в какой форме она постигнет нас - это выше нашего понимания. Людям нужна очень сильная вера во всемогущество одного лишь Аллаха Всевышнего, ибо в том Его воля. И это все, в конце концов, на благо всего человечества".

А вот что утверждает Фергюс Стоукс, бывший священнослужитель, эволюционировавший к секулярному гуманизма. " Христиане, как и другие верующие раздваиваются в своих раздумьях о Боге. Держит ли Бог свою руку постоянно в некоей дарохранительнице и всякий раз по молитвам осыпает верующих дарами оттуда, либо он не делает этого. Вообще, религия - это способ переадресования неудовлетворенных желаний сверхъестественным силам.... Все более и более очевидно, что религия перестает служить людям, а сверхъестественные объяснения мало помогают в жизни".

И, в заключение, мнения представителей иудаизма и индуизма.

Главный раввин Великобритании Джонатан Сакс: "Хотя мы, иудеи и верим в то, что Б-г действует в человеческой истории, если мы перестанем задавать себе вопрос, почему это произошло, то таким путем можно дойти и до пассивного принятия трагедий, вместо того, чтобы бороться с ними.

Иудаизм - это попытка задать себе не только вопрос "Почему?", но также еще и вопросы "Что я должен сделать? Чем могу помочь?"

И поэтому я полагаю, что в данном случае мы не должны начинать с вопроса "Почему?" Азиатская трагедия - это напоминание о том, что все мы принадлежим друг другу. Мы должны объединить наши усилия в деле спасения человеческой жизни. Б-гу нужна наша поддержка, в деле помощи тем, кто страдает."

Шаунака Рищи Дас, директор Оксфордского центра индуистских исследований: "Сетовать из-за всего случившегося на Бога - это верх инфантилизма. Необходимо осознать личную ответственность за происшедшее, и принять за истину то, что человек не является центром мироздания. Не надо размышлять о том, что вы наказаны свыше. Мы не собираемся прерывать череду человеческих страданий, да и не так важно стараться это делать. Необходимо стараться совершенствовать себя, а не этот мир, который никогда не станет идеальным. Мы сами сделали выбор жить в той среде, где существует страдание. Нам предначертаны страдания и смерть. Но это печальная данность не должна мешать нашей связи с Богом.

3.01.2005.

Перевод "Портала-Credo.Ru"
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06