Главные причины обострения этого вопроса у всех на виду: в стране, коренное население которой сокращается и стареет, проживает более 3 миллионов мусульман, семьи которых, как правило, многодетны, и которые выстроили в ФРГ "параллельный мир" - со своими жилыми районами, предприятиями, клубами, мечетями... Ислам стал второй по численности паствы религией в стране, где церкви традиционных конфессий посещают всЈ меньше прихожан; в целом же число мусульман в Германии за последние двадцать лет удвоилось.
Те немцы, которые считают опасным такое положение дел, сейчас высказываются решительно против вступления Турции в ЕС, не без оснований полагая, что это откроет шлагбаум для новой волны миграции турок в Германию. Сторонники этой точки зрения выступают за проведение референдума по этому вопросу, ссылаясь на пример Франции и Австрии. Для страны, которая является локомотивом Европейского Союза, взяв на себя львиную долю взносов в бюджет ЕС, это намерение немецких налогоплательщиков кажется вполне логичным.
Проводником этих настроений стала Немецкая партия (DR), принявшая решение выступить с общественной инициативой по сбору подписей граждан Германии против принятия Турции в Европейский Союз. Примечательно, что данную позицию поддерживает и Конвент российских немцев, также обращающий внимание на реальную опасность "исламизации" страны. Эта организация задается резонным вопросом: почему при постоянном наступлении на права российских немцев в ФРГ открываются новые возможности для иностранцев другого вероисповедания?
Пресс-служба Конвента российских немцев напоминает, что население Турции выросло за полвека втрое, причем коэффициент рождаемости в этой стране возрастает. "Если народу с таким уровнем рождаемости открыть ворота в ЕС, то он в течение полувека станет здесь преобладающим и сможет радикально изменить в нем всЈ, причем на законных основаниях, по правилам и принципам самого Европейского Союза, - предостерегает Конвент. - С учетом того, что христианская и мусульманская культуры и религии радикально различаются, и основанные на этом противоречия уже широко используются мусульманскими террористами во многих христианских странах, надеяться на гармоничное сосуществование бок о бок этих двух антагонистических начал не приходится. Вхождение Турции в ЕС, скорее всего, может привести к ситуации очень схожей с бывшей Югославией".
Трагедия косовских сербов, изгнанных со своих исконных земель албанцами, в свете происходящих в Германии событий поминается также в другой примечательной публикации - "Троянский конь скачет в Евросоюз" в русскоязычной газете "Ost-west-Panorama". Говоря о политиках ФРГ, автор публикации задается вопросом: "Почему они ведут себя так робко? Они ведь тоже граждане нашей страны, и им должно быть небезразлично ее будущее. Нельзя оставлять нашим потомкам такое наследство, какое оставил своим Тито. Им это будет стоить гораздо дороже".
Тревогу "аусзидлеров" - российских немцев, интересы которых в первую очередь отражает названная газета - можно понять: на их глазах бездарные политики и авантюристы развалили великую державу, и переселенцы не желают, чтобы их новая родина, Германия, со временем повторила печальную участь Югославии или Советского Союза.
По мере приближения к парламентским выборам, "мусульманскую карту" начинают активно разыгрывать все политические партии ФРГ, которые подчас непредумышленно или же намеренно добавляют поленьев в разгорающийся костер. При этом единства подходов к этой проблеме в рядах германской политической элиты пока не наблюдается.
Так, сторонники решительных мер (оппозиционные ХДС и ХСС) предлагают ввести специальные квоты на количество "граждан немецкой национальности" - в школах, детсадах и даже городских кварталах. "Квотирование", по их мнению, значительно ускорит процесс интеграции иностранцев. Предлагается также обязать последних при получении немецкого паспорта давать клятву на Конституции ФРГ и поднять на должную высоту вопрос о необходимости признания и уважения "неофитами" господствующей системы ценностей страны, в которой они живут.
Эти подходы определились на недавнем партийном съезде христианских демократов, на котором прошли дебаты по всем болезненным для Германии темам - патриотизма, интеграции, противостояния вер... На съезде с критических позиций осмысливался и расхожий термин "мультикультура", прочно вошедший в политический лексикон, говорилось о необходимости защиты традиционных религиозных и культурных ценностей Германии, немецкого языка, конституции ФРГ, о целесообразности поддержки разумных альтернатив исламскому экстремизму в "немецком" и "европейском" исламе...
В противовес христианским демократам лидеры немецких "зеленых" считают, что без культурного многообразия современное общество не имеет свободы, настаивая на мирном диалоге с исламом, основанном на демократических принципах правового государства...
Много шума здесь наделала фраза известной "правозащитницы", председателя партии "зеленых" Клаудии Рот: "Разве это не хорошо, если в стране будет больше турок?!"... Эта фраза прозвучала как вызов для многих даже вполне политкорректных немцев.
Еще дальше пошел другой лидер "зеленых" и видная фигура в правительстве ФРГ, министр охраны окружающей среды Юрге Бриттен, предложивший отменить один из христианских праздников страны и вместо него ввести мусульманский. И это в то время, когда его коллега по кабинету министров, глава МВД Отто Шили предлагает выдворять из страны имамов, призывающих к джихаду против "неверных".
Таким образом, разногласия по "мусульманскому вопросу" внутри правящей в Германии коалиции - налицо. Но этот вопрос раскалывает даже саму "партию зеленых". Например, лидер парламентской фракции "зеленых" Катрин Геринг-Эккарт потребовала от иностранцев жить не по собственным законам, а по законам Германии, в которой они нашли работу, кров, в которой учатся их дети, а семьи получают финансовую помощь от государства.
...Происходящее ныне в Европе позволяет иначе взглянуть на политическую ретроспективу России. Ведь еще недавно любое выступление со стороны национальных меньшинств бывшего СССР и РФ воспринималось Западом как справедливый ответ на великодержавные амбиции русских. Но если принять в расчет то, что удельный вес мусульманского населения в России значительно выше, чем в странах Европы, возникает вопрос: может быть, пока не поздно, Европе следует поучиться у русских умению мирно жить рядом с мусульманами?
21 декабря 2004 г.