Учились жить по "Правилам"

Большое значение в России в дореволюционное время придавалось регламенту правильного воспитания детей

0
117
Время на чтение 6 минут
Никто не скажет, что обучение в школе - напрасное времяпрепровождение. Школа, даже в убогом состоянии, и обучение в ней чему-либо полезному - насущная потребность становления личности ребенка во все времена.

До Октябрьской революции школьная программа была очень плотной. В перечне обязательных для изучения предметов, помимо всем нам известных и до сих пор преподаваемых, стояли еще: Закон Божий, совокупность латинского, греческого, немецкого, французского (английский не обозначен) языков, математическая география, отечествоведение (наряду с историей), природоведение (вместе с географией), черчение, рисование, чистописание.

Так как школьные нагрузки были значительны, родителям рекомендовалось следить за режимом дня детей с обязательным их подъемом в 6 часов утра и отходом на сон в 22 часа. Для сохранения здоровья школьников в учебные дни родители не отпускали детей на разного рода развлечения и увеселения.

Для ориентиров детей на правильные манеры и поведение в 1871 году были выработаны фундаментальные "Правила", которые позднее в разные годы имели некоторые корректировки и добавления.

Каждому ученику выдавались листовки и ученические билеты с подробным описанием, как себя вести в стенах учреждений и вне их. Правила были понятно и четко сформулированы. Они занимали значительное место на нескольких страницах, мелко или крупно напечатанных.

"Если между принятыми учениками впоследствии окажутся такие, которые вследствие домашней обстановки отличатся неблагонравием и будут оказывать вредное влияние на своих товарищей, то такие ученики должны быть увольняемы". Увольнению (или серьезным взысканиям) подвергались и те, кто без уважительных причин "неисправно посещал классы" (по-современному - были прогульщиками).

Ученики не могли самовольно после уроков уходить домой без разрешения директора или инспектора (видимо, начальство прощалось с ними у порога учреждения).

В классе каждый ученик занимал только "заранее назначенное ему место и не мог менять его самовольно". Во время уроков он должен был сидеть прямо, не разваливаясь и не облокачиваясь на спинку парты, не разговаривать или шептаться с другими учениками, не заниматься чем-то посторонним,

"не отвечать самовольно без спроса преподавателя, ни тем более подсказывать другим". Ученики должны давать ответ, вставая и держась прямо перед учителем. При входе в класс и выходе из него любых взрослых все ученики встают со своих мест и после разрешения садятся.


Урок считался оконченным не со звонком, а с прекращением учителем своих занятий. И потому, услышав звонкий сигнал, ученики не смели трогаться с места и убирать со стола тетрадки-книжки, пока учитель не позволял им этого.

Наказывалась порча мебели, учебных пособий, других казенных вещей, а также и "платья товарищей". Все причиненные убытки, несомненно, возмещались родителями.

Ученикам средних учебных заведений строжайше запрещено участвовать в разных законных и незаконных сообществах, землячествах и проч. Не дозволялось составлять между собой какие бы то ни было сборища без ведома и разрешения начальства заведения, ни под каким предлогом не допускались сходки. Виновных Педагогический совет немедленно увольнял из учебного заведения.

Без особого разрешения начальства учащийся не имел права участвовать в чествованиях, носящих публичный характер, а также посещать публичные заседания ученых обществ. Он не мог быть и среди публики в залах судебных заседаний, заседаний Городской Думы, дворянских и земских собраний, в разных публичных состязаниях на призы.

В театральных постановках учащийся среднего учебного заведения не смел "выражать похвалу или порицание действующим лицам". А при исполнении народного гимна ("Боже, царя храни") ему следовало воздерживаться от аплодисментов и шумных выражений восторга, ограничиваясь лишь возгласами "Ура". Заметьте, не криками, а спокойными фразами.

Поскольку почти все граждане России были религиозны, то и в этом аспекте имелись указания. Вот выдержка из "Дополнения" к правилам 1874 года, касающаяся вероисповедания:

"Ученики обязаны посещать общественное богослужение в воскресенье и другие, свободные от занятий, праздничные дни, а также вечером накануне этих дней. В храме они должны вести себя благоговейно, не переходить с места на место, не разговаривать между собой, не мешать службе.

Ученики обязаны ежегодно в Страстную седмицу бывать у исповеди и Святого Причастия. Их начальство должно знать о говений каждого ученика.

Все ученики обязаны в учебное время посещать все свои уроки, не опаздывать на молитву перед началом учения. Молитва же перед первым уроком и по окончании последнего читается учениками по очереди".

Какая была "экипировка" тех школьников? Можно ли было надевать на себя то, что попадало под руку, и складывать тетрадки в модную спортивную сумку?

"Ранцы могут быть одним из способов ношения учебных пособий, но не считаются обязательною принадлежностью формы.

Ношение же учебных пособий в сумках через плечо воспрещается". Переносить ранцы в руках возбранялось - лишь на спине. О магазинных пакетах с тетрадками -указаний не было.

В учебные заведения ученики гимназий и прогимназий обязаны были ходить всегда в установленной форме. Их полукафтаны - обязательно застегнуты на все пуговицы. Воротнички рубашек - непременно белые, не цветные и не полосатые.

Не разрешалось носить блузы и фуражки цвета хаки (видимо, по использованию его в военном обмундировании). Нельзя было "накидывать на плечи верхнее платье, не надевая его в рукава".

Может, летом было какое-то послабление? На него-то рассчитывать не приходилось: "В летнее время учащиеся могут носить парусиновые блузы с черным кушаком, шаровары и белые фуражки". Смешение в ношении летней и зимней форм одежды никак не дозволялось. Хорошо, что в дождливую погоду разрешалось поверх форменной одежды надевать гуттаперчевые (т. е. резиновые) плащи с капюшонами.

За время пребывания за границей учащиеся, по тем же правилам, носили только партикулярное платье (гражданскую неофициальную одежду). Ученикам средних учебных заведений запрещается ношение студенческих тужурок, т. е. полупальто.

Все учащиеся всегда должны были быть чистоплотными и одеваться "соответственным образом, предохраняя себя от болезней".

Любопытное замечание: "Ношение длинных волос, усов и бороды, равно излишних украшений, не соответствующих форменной одежде (колец, перстней, высоких воротничков рубашек, выставленных наружу часовых цепочек, а также тросточек, хлыстов, палок) воспрещается".

А вот некоторые выписки из "Правил", касавшиеся рекреационного, т. е. свободного, времени учащихся.

Учащимся не разрешалось собираться и ходить в общественных местах и на улицах большими группами. Вечерние прогулки разрешались: с 1 апреля по 1 августа - до 10 часов, а в остальное свободное время - до 8 часов. "В случае нужды" (семейных обстоятельств) детям необходимо было предъявлять особое разрешение от начальства на выход в более позднее время из стен дома.

Считалось, что ученики, находившиеся в отпусках, обязаны были "вести себя прилично, чтобы не ронять ни себя, ни того заведения, в котором воспитываются". Они не должны были забывать, что, находясь в отпуску, они "подлежат надзору каждого служащего по Министерству Народного Просвещения лица, так как каждому из этих лиц дается право и вменяется в обязанность при случае наблюдать вне стен учебных заведений за учениками всех средних учебных заведений", а в случаях нарушений правил поведения учениками - "вразумлять их или сообщать о них их начальству".

При встрече на улице начальников, наставников, их помощников, всех преподавателей заведения учащиеся приветствовали их поклоном головы, а при обращении обязательно называли по имени и отчеству.

Всякие сборы пожертвований и "складочные подписки" на что-либо среди учащихся были недопустимы.

Запрещались игры на деньги, продажа, покупка и мена вещей всякого рода между собой или с посторонними лицами. Уличенные в том подлежали исключению из заведения. А ученики, заметившие недостойное поведение товарищей или вовлекаемые каким-либо образом в такие поступки, должны были о том сообщать своему классному наставнику.

Посещать театр или другие публичные выступления ученик мог лишь по билету с подписью на нем (или на отдельном листе) инспектора учебного заведения. Но "строжайше запрещалось бывать на маскарадах, в клубах, кофейнях, трактирах, бильярдных и других подобных заведениях".

Однако ученикам разрешалось участвовать в качестве исполнителей на вечерах и утренниках, "устраиваемых начальством в стенах учебного заведения в пользу недостаточных (т. е. бедных. - Т. Б.) товарищей".

В то же время, согласно добавлениям 1902 года к правилам, ученикам всех средних учебных заведений категорически запрещалось выступать действующими лицами на летних дачных сценах. К тому же езда на велосипедах им разрешалась лишь с согласия училищного или гимназического врача.

Во все сезоны года учащимся, независимо от возраста, строжайше запрещалось употребление крепких напитков и курение табака, "где бы то ни было".

Также строго не допускались ссоры, брань и драки между учениками. Преследовались употребление в речи неприличных слов и выражений, неблагопристойные разговоры и действия, "противные нравственной чистоте", или подстрекательства к ним...

Если в суете житейской ребенок что-либо забывал, он мог посмотреть в свой ученический билет и руководствоваться многострочным назиданием. Такие вот подглядывания не возбранялись и начальством только приветствовались.

05.12.2004
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
«Глубинное немецкое государство» «мочит» конкурента
Новый комментарий от Советский недобиток
01.05.2024 09:05
Плач на церковном пепелище
Новый комментарий от ross-Kazan
01.05.2024 08:40
Терновый мой венец
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 19:00
Русофобия встраивается в новый перспективный контекст
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:27
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:17