Послание Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви боголюбивой пастве о преодолении духовного разделения в Русской Православной Церкви

Новости Москвы  Воссоединение РПЦ и РПЦЗ 
0
133
Время на чтение 4 минуты
"Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса. Благодать со всеми неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа" (Еф. 6, 23-24).

Сими апостольскими словами предварялось Послание Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви от 27 августа - 9 сентября 1927 г., когда возникла необходимость ответить на обнародованное в июле того же года Послание митрополита Сергия и Временного Патриаршего Синода, ставшее известным как "Декларация лояльности".

В заключении ответного Послания от имени Собора зарубежных русских епископов под председательством митр. Антония (Храповицкого) было сказано: "Тщательно рассмотрев Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного Патриаршего Синода, и приняв во внимание, что высшая церковная власть в России находится в тяжком пленении у врагов Церкви, несвободна в своих деяниях, а также то, что у нас нет возможности иметь с нею нормальные сношения, Священный Собор Архиереев Русской Православной Церкви заграницей определил:
Заграничная часть Всероссийской Церкви должна прекратить сношения с Московской Церковной властью ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения ее безбожной советской властью, лишающей ее свободы в своих волеизъявлениях и канонического управления Церковью.
Чтобы освободить нашу иерархию в России от ответственности за непризнание советской власти заграничной частью нашей Церкви, впредь до восстановления нормальных сношений с Россией и до освобождения нашей Церкви от гонений безбожной советской власти, заграничная часть нашей Церкви должна управляться сама, согласно священным канонам, определениям Священного Собора Всероссийской Поместной Православной Церкви 1917-18 гг. и постановлению Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 7-20 ноября 1920 года, при помощи Архиерейского синода и Собора Епископов под председательством Киевского митрополита Антония.
Заграничная часть Русской Церкви почитает себя неразрывною духовно-единою ветвью великой Русской Церкви. Она не отделяет себя от своей Матери-Церкви и не считает себя автокефальною. Она по-прежнему считает своею главой Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра и возносит его имя за богослужениями
".

Мы считаем необходимым напомнить нашей пастве эти основы автономного существования нашей зарубежной части Русской Церкви. Хотя оно продолжалось многие десятилетия, это положение было обусловлено беспрецедентной ситуацией Церкви при богоборческом тоталитарном режиме на Родине, и Русская Зарубежная Церковь никогда не мыслила себя вне Всероссийской Поместной Церкви.

Если разделение русского народа вследствие революции и гражданской войны было разделением по плоти, то появление Декларации внесло разделение идеологическое, духовное. Власть хотела лишить Церковь самостоятельности, дискредитировать ее, разделить, покорить, и, поэтому в навязанной ею Декларации затуманивалась суть взаимоотношений Церкви и власти.

Упоминаемое в Декларации требование "от заграничного духовенства дать письменное обязательство в полной лояльности Советскому Правительству во всей своей общественной деятельности" было неприемлемо для русских людей в зарубежье, как попытка лишить их свободы обличать безбожие, разоблачать гонителей Церкви, свидетельствовать о подвиге Новомучеников.

К годовщине своего избрания глава Русской Православной Церкви Московского Патриархата, Святейший Патриарх Алексий, высказался критически в отношении Декларации, сказав, что "неправда замешана в его (м. Сергия) Декларации" и что в ней налицо "подчинение Церкви интересам государственной политики" ("Известия", 10.06.1991). В 2000 году Архиерейский Собор в Москве принял "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" в которой определяется норма церковно-государственных отношений, по существу обличающая Декларацию и объявляемый ею курс. Среди прославленных в том же году Новомучеников российских, были и те, кто обличали Декларацию и не приняли курс митрополита Сергия, но продолжали - также как Русская Зарубежная Церковь - поминать митрополита Петра как главу Русской Церкви. Таким образом, возникли предпосылки для плодотворного диалога на новой основе. Этому развитию были посвящены две исторические конференции (в 2001 и 2002 гг.), включавшие независимых историков наряду с клириками обеих частей Русской Церкви. Затем, к концу 2003 года были назначены встречные комиссии для диалога и разработки всех вопросов, препятствующих дальнейшему сближению и в дальнейшей перспективе - молитвенно-евхаристическому общению.

Преодоление долголетнего разделения - процесс серьезный и трудоемкий. Не может не сказываться различие исторического опыта сторон. Тем более работа должна вестись осмотрительно, а вместе с тем целенаправленно. Священноначалие обеих сторон внимательно следит за развитием диалога. Доклад Высокопреосвященнейшего Митрополита Кирилла председателя ОВЦС Московского Патриархата, на Архиерейском Соборе 2004 года, ярко свидетельствует об этом, не в последнюю очередь, касательно вопроса "Декларации лояльности" как феномене тоталитарного периода, последствия которого следует преодолевать. Нам видится, что работа встречных комиссий при этом уже сказывается положительно. Архиерейский Собор в Москве одобрил документы, представленные совместно со стороны комиссий.

Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей со своей стороны, одобряя эти документы, представляет их на рассмотрение Архиерейского Собора нашей Церкви. В сентябре встречные комиссии заседали в г. Мюнхене, а в ноябре с. г. последует очередное совместное их заседание в Москве.

Как положительный результат диалога следует отметить также обоюдную готовность к полюбовному разрешению существующих в некоторых местах имущественных конфликтных ситуаций, отчасти связанных с судебными делами. Эти конфликты порождены тем же прошлым, преодоление последствий которого настоит осуществить со всей ответственностью во благо паствы и свидетельства Православия.

Из всего этого видно, что церковные комиссии трудятся с благоговением, во имя правды Божией и достоинства Поместной Российской Церкви. Посему, мы благословляем их на продолжение работы в том же духе, молитвенно желая им помощи Божией и благословения Новомучеников, жизнь, служение и смерть которых являются семенем настоящего братского диалога, ведущего, как мы надеемся, к примирению и молитвенно-евхаристическому общению.

Будем молить Господа о том, чтобы Он, по псалмопевцу, "благословил люди Своя миром", Своим неземным миром, о Котором Он говорил апостолам перед Своими страданиями: "Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю Вам".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Воссоединение РПЦ и РПЦЗ
Все статьи темы
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06