itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Происхождение названия Вятки

Общество 
0
2156
Время на чтение 6 минут
Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли еЈ...
/Н.И. Костомаров/


Это высказывание известного русского учЈного, которого по праву можно назвать отцом русской истории, стала эпиграфом многих изданий, буклетов и фильмов по истории Вятки. Действительно, история земли Вятской, как, впрочем, и еЈ культура, быт и памятники, долгое время незаслуженно находилась вне исследований историков. Но в наше время каждый, кто желает познать настоящую, живую историю славянского, древнерусского, российского народа, уделяет особое внимание изучению истории и культуры этого далЈкого северного региона и его престольного града.

Не затихают дискуссии о первоначальном названии города - Вятка или Хлынов. В самых ранних письменных источниках, русских летописях на протяжении XIV - первой половины XV вв., неизменно фигурирует название Вятка. "Владимерский летописец" под 1393 г., "Список русских городов дальних и ближних" (конец XIV в.), арабский писатель ал-Калкашанди (1412), западноевропейские авторы второй половины XVI в. (Ф.Тьеполо, А.Дженкинсон, А.Олеарий), иностранные карты России XVI - XVII вв. (А.Дженкинсон, Г.Меркатор, И.Гондиус, И.Блау, Г.Герритс), послания митрополита Ионы (1452 - 1459), значительное число других официальных документов - все они упоминают только город Вятку. Происхождение этого названия так до конца и не разгадано. Сформировались две основные концепции: одна выводит слово из удмуртского или в целом финно-угорских языков, другая - из славянских или балто-славянских.

По первой версии Вятка связывается с удмуртским племенем Ватка, известном из легенд (А.А.Спицын, А.С.Верещагин, П.Н.Луппов). Этимология (смысловое значение) названия восходит, по мнению М.Г.Атаманова (1988), к удмуртскому "вад" - "выдра", "бобр". А.И.Соболевский (1913) соотносил его с народом "вяда", упомянутым в "Слове о погибели Русской земли" (1238-1246), который, как и страна Ведин венгерского монаха Юлиана (XIII в.), связывался историками (А.С.Верещагин, В.Е.Владыкин, М.В.Гришкина) с удмуртами. М.Фасмер возводил слово "вяда" к финно-угорскому vento -"медленный", "спокойный", "глубокий". Существуют также версии о связи Вятки с вятичами на р.Оке и прибалтийским племенем водь.

Вторая концепция основана на сугубо лингвистических законах. Л.Н.Макарова (1984), проследившая историю изучения названия, отрицает возможность происхождения имени "Вятка" из удмуртского Ватка и допускает, скорее, обратное, -поименование племени по названию реки, что, как мне представляется, можно считать доказанным. Ряд авторов (К.Мошинский, С.Роспонд, Р.А.Агеева) связывают Ват- (Вят-), что означает, по их мнению, "мокрый", "влажный", с чисто славянской, унаследованной из праславянского языка, основой. Другие ученые (К.Буга, Я.Эвдзелин) выводят его из балтских языков. В.А-Никонов (1965) считал этимологию слова Venta неразгаданной. Однако К.Мюленбах (1929-1932) предложил перевод гидронимической пары Вят-Vent словом "больше". Л.Н.Макарова считает такой перевод заслуживающим доверия и полагает, что именно в этом смысле русские переселенцы восприняли Вятку, спустившись к ней по ее притоку Моломе, имевшей меньшую величину. Таким образом, она делает вывод, что "наименование реки Вятка по происхождению является очень древним, с балто-славянской гипотетической основой". Относительно даты появления имени Вятка Л.Н.Макарова, вслед за А.И.Соболевским (1927), указывает: "Славянские названия могли проявляться вне пределов русских поселений, известных русским по походам за данью, по промыслам, по торговым отношениям".

Название Хлынов впервые появляется в летописях под 1457 г. Под этим же именем город фигурирует в описаниях большинства иностранцев (С.Герберштейн, С.Мюнстер, А.Гваньини, китайские послы), на картах Московии XVI -XVIII вв. (С.Герберштейн, С.Мюнстер, Д.Гастальдо, И.Магин, Буссемахер, Г.Меркатор, Н.Витсен, Э.И.Идес, семья Сансонов), в некоторых документах и, наконец, в "Повести о стране Вятской". Происхождение названия остается неразгаданным, хотя предполагались различные версии. В Толстовском списке "Повести" оно производится от крика птицы "хлы-хлы", что совершенно аналогично легендам слободских удмуртов (Атаманов М.Г., запись 1971 г.): "... Пролетает коршун и кричит: "Кылно-кылно". Вот сам господь и указал, как назвать город: Кылнов". Историки пытались найти более солидное объяснение. А.И.Вештомов (1807 - 1808) считал поводом для названия прорыв плотины, сооруженной на речке, вследствие чего вода хлынула через запруду, а речка получила имя - Хлыновица. А.Тянгинский (1854) заметил, что название Хлынов употребляется чаще в церковных документах, и пришел к выводу о Хлынове как о древнейшем имени города. Н.А.Спасский (1880), сославшись на московского автора М.Н.Макарова (1846), признал, что происхождение названия не разгадано, но приобрело потом бранный смысл. А.С.Верещагин называет вятчан XV в. бывальцами, шестниками, хлынами, изгоями (1904). Авторы словарей русского языка приводят исключительно отрицательную трактовку слова "хлын": "тунеядец, мошенник, вор,..." (Даль В.И., 1882), "бездельник, мошенник, барышник" (Фасмер М., 1987). Аналогичное значение приписывается слову Д.К.Зелениным (1904) и П.Н.Лупповым (1929). Л.Н.Макарова присоединяется к данной точке зрения и приводит синоним к слову "хлын" - ушкуйник, речной разбойник (1984). Однако, по разысканиям В.В.Низова (1989), в письменных источниках XII - XV вв. слово "хлын" пока не выявлено, "что побуждает думать о его позднем происхождении".

Раскрыть загадочное название взялся и Д.М.Захаров (1990), впервые сопоставивший данные из русского и финно-угорских языков. По его мнению, названия Холуйное, Холуное, Хлынное, Хлыново как на Вятке, так и к западу от нее происходят от русского слова "холуй" (мусор и пески, оставшиеся после наводнения) и "хлынуть" (происхождение этого глагола пока не установлено). Он считает, что город под названием Хлынов был заложен не хлынами - разбойниками, а князем Звенигородским и Галицким Юрием Дмитриевичем, поскольку на Вятке утвердилось имя "в московской форме (Хлыново, а не Холуново).... Хлын в значении "разбойник" вторично по отношению к Хлынову, названию города".

В источниках нередко сочетание имен города - и Вятки, и Хлынова. Особенно это присуще иностранным сочинениям (П.Петрей, Н.Витсен) и географическим картам XVI - XVIII вв. Данное явление не удивительно, ибо даже в официальном русском географическом справочнике - "Книге Большому Чертежу" (1627) указаны и Хлынов, и Вятка. По мнению Л.П.Гуссаковского, город был обозначен на старом "чертеже" (он не сохранился, впрочем, как и "Большой") под двумя названиями, что и отразилось в "Книге". На иностранных картах России Хлынов отмечен всегда на одном и том же месте - современном, а вот Вятка "кочует", располагаясь то ниже г.Орлова, то выше Слободского или просто в верховьях Вятки, а то и на одном из притоков, вероятно, Моломе.

В чем причина такой неустойчивости? Напрашиваются три варианта ответа: либо "Вятка" действительно не город, а район, область поэтому картографы не знали, куда ее поместить; либо одно название древнее и активно вытесняется более молодым; либо с самого начала существовали оба топонима. Первому предположению противоречат приведенные уже факты - упоминание Вятки как единственного названия города с конца XIV до середины XV вв. Второе объяснение выдвигал А.Тянгинский, считавший '"Хлынов" более древним именем. Почти все авторы - и сторонники, и противники "Повести о стране Вятской", - признают Хлынов единственным названием города, относя гидроним "Вятка" чаще всего к Вятской земле в целом. В противовес им, особенно после археологических раскопок города, имя "Вятка" называется древнейшим авторами "Очерков истории СССР" (1953), а также Л,В.Черепниным (1960), М.Н.Тихомировым (1962), и В.А.Кучкиным (1990). В работах 70-х годов А.В.Эммаусский пришел к выводу о закладке города под этим названием ушкуйниками в 1374 г., а появление названия "Хлынов" связал с постройками кремля "примерно в 1455 г.". Имя это и перешло затем на "весь вятский город-посад". Но название "Вятка" сохранилось у вятчан "не только в быту, но и во многих документах" (1971). В.В.Низов и Д.М.Захаров склоняются к изначальности названия "Хлынов", полагая, что "Вяткой" город называли жители других русских земель.

Третья версия также имеет свою историю. Еще Н.А.Спасский (1880), ссылаясь на документы конца XVIII в., утверждал, что город назывался Хлыновом преимущественно в официальных бумагах, а в просторечии именовался Вяткою. Материальным аргументом этого предположения стало обнаружение Л.П.Гуссаковским в 1959 г. близ Хлыновского кремля (в саду им.Халтурина) дорусского поселения, соотнесенного археологом с одним из центров племени ватка. В XII - XIII вв. он был занят русскими (об этом говорят и удмуртские легенды), сохранившими за городищем прежнее имя, но в смягченном звучании - Вятка. Одновременное существование по соседству двух русских поселений и объясняет, по мысли ученого, бытование двух названий города.

Оригинальную гипотезу предложила Л.Н.Макарова (1984), полагающая, что "вплоть до 50-х гг. XV в. этот главный город Вятской земли не имел наименования, а как главный он просто назывался "Город", имя Хлынов город получил позднее. В то же время она допускает, что "параллельно с наименованием Хлынов употребляется название Вятка".

Итак, проблему древнейшего имени города нельзя считать решенной, хотя более доказательной представляется версия об изначальном сосуществовании обоих названий.

Материал подготовлен на основе раздела "Возникновение и первоначальное развитие города" /Л.Д. Макаров/ тома "Города" из десятитомника "Энциклопедия земли Вятской" (стр. 17-34). Киров, ГИПП "Вятка", 1994 год.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30