История улицы Владимирской

Улицы Вятки

Владимирская улица появилась в Вятке в конце XVIII века после присвоения городу губернского статута и введения в нем современной планировки улиц. С 1784 г. по 1812 г. продолжалась от ул. Острожной (МОПРа) до ул. Орловской и называлась Спенчинской. В 1812 г. получила название Владимирской и распространилась почти до современных границ - от Луковицкого оврага (ул. Профсоюзная) до реки Хлыновки.

Объяснить необычное для современного человека старое название улицы - "Спенчинская" - поможет краткий экскурс в историю города. В средневековом Хлынове улица с таким названием тоже существовала, но направлением еЈ было другим - она вела от городского торга (сквер за Спасским собором) в Спенцынский стан за Луковицким оврагом (Профсоюзной). Сегодня на территории Спенцынского стана располагаются производственные помещения шинного завода. Четыре века назад его жители также занимались ремеслом. Каким именно - подскажет старинное русское слово "спень" - металлическая проволока, на которую вздевались жемчужные зЈрна и камни. Название "Спенцынская" - "Спенчинская" было настолько устойчивым, что, когда в 1812 г. этой улице было дано новое имя - "Владимирская", название "Спенчинская" не было забыто, а перешло к параллельной с ней улице (современная К. Либкнехта), ранее называвшейся Кузнецкой.

Центром рождения Владимирской улицы стала слободка, находившаяся во второй половине XVII века за юго-западной частью Хлыновского посада. Используя аналогию с сегодняшним днЈм, можно сказать, что Владимирская слободка была "юго-западным районом Хлынова". Попасть в эту слободку можно было через Никитскую башню земляного города, находившуюся несколько южнее парка "Аполло" на улице Никитской (современная Володарского).

В 1700 г. большой пожар уничтожил почти все деревянные строения Хлынова, в том числе все крепостные башни и стены. Более эти укрепления не восстанавливались. Город шагнул за границы земляного вала. В нЈм началась эпоха каменного строительства. 12 апреля 1707 г. "за градом Хлыновым, за земляным валом, за Никитскими вороты" в центре Спенчинской слободки купец Григорий Вяземский, будущий владелец Кирсинского железоделательного завода, начал возводить каменную церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. Работы продвигались медленно. С одной стороны, большое число мастеров-каменщиков было тогда привлечено к строительству новой столицы - Санкт-Петербурга, на Вятке же их и без того было немного. Но, с другой стороны, смогли же вятчане в более короткие сроки тогда же возвести Воскресенский и Богоявленский соборы (1710), а также другие городские церкви - Покровскую (1709), Пятницкую (1712), Предтеченскую (1717). Строительство же Владимирской церкви продолжалось 17 лет и было завершено только в конце 1724 г. Примечатально, что оно велось даже после 1714 г., когда указом Петра I в России повсеместно (кроме Петербурга) было запрещено "каменное строение" - вятские каменщики при переписях скрывали свою профессию, умалчивали о ней.

Еще одна страница в истории Владимирской церкви связана с именем известного вятского купца и мецената Я.А. Прозорова, на средства которого в 1876 г. была начата масштабная перестройка храма - разобраны старая колокольня и трапезная, а на их месте выстроены новые. Яков Алексеевич Прозоров являлся самым крупным торговцем Вятки, купцом I гильдии, вЈл хлебную торговлю в Архангельске, торговал льном в Лондоне, ежегодно отчисляя на цели благотворительности 5-10% от полученной прибыли. В течение 14 лет - с 1858 по 1872 г. - возглавлял Комитет по постройке Александро-Невского собора. На собственные средства открыл в Вятке богодельню и дом презрения для детей бедных граждан. За свои труды во славу родного города Я.А. Прозоров был удостоен звания "Потомственного почЈтного гражданина". После его смерти, последовавшей в 1881 г., перестройку Владимирской церкви продолжил и завершил его сын Алексей Яковлевич, который, хотя и проживал в Архангельске, но о Вятке не забывал.

Владимирская церковь связана с памятью ещЈ одного выдающегося жителя Вятки - архиепископа Вениамина (Тихоницкого), который несколько десятилетий служил в этом храме приходским священником, пережил в 1936 г. закрытие и разрушение храма, претерпел со всем вятским духовенством период жестоких гонений на Святое Православие. К началу Великой Отечественной войны в Кировской области осталось всего 6 действующих церквей. Приняв в декабре 1942 г. сан епископа, владыка Вениамин возглавил Вятскую епархию и стал по крупицам собирать церковные силы. Когда весной 1957 г. он скончался и был погребЈн в Серафимовской церкви, в области было уже 80 действующих церквей.

23 сентября 1918 г. президиум Кировского горсовета переименовал Владимирскую улицу в улицу Карла Маркса. При чЈм здесь Карл Маркс?

17 сентября 2004 г.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Балыбердин:
Тест на человеколюбие
В Кирове состоялись беспрецедентно многолюдные публичные слушания по поводу установки памятника Царской Семье; окончательное решение предстоит принять Кировской городской Думе
19.06.2018
Памятник побеждающей любви
Не будем враждовать и обижаться на тех, кто выступает против установки в г. Кирове (Вятке) памятника Царской семье
18.06.2018
Особый дар
4 января не стало митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа
09.02.2011
Пешешествия неофита в поисках смысла Великорецкого крестного хода
или откровенная беседа с друзьями о том, как я пошел в Великорецкий крестный ход, почему перестал в него ходить и пойду ли снова?
12.06.2010
Протоиерей Александр Балыбердин: "Это решение - наиболее адекватно сложившейся ситуации"
Секретарь Вятской епархии положительно отозвался о решение руководства Кировской области вынести вопрос о переименовании города на референдум
30.06.2009
Все статьи автора
"общество"
К истории церкви Иоанна Воина
Легенды и были в жизни храма..
11.08.2016
Ангельский прием
Патриарх принял гостей в трапезных палатах
03.03.2008
Педагогические секты
Деятельность деструктивных групп в Новосибирске
08.02.2006
Все статьи темы