Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Цветение русского духа

Валентин  Новиков, Русский вестник

22.09.2004

Выход каждого тома из фундаментального цикла под названием ''Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа'' (''Русское государство'', ''Русский патриотизм'' и другие) всегда вызывал живой общественный интерес. Хотя бы потому, что это первая попытка выпуска всеобъемлющего многотомного свода о жизни русского народа, трактуемой с православных традиций. Не стал в этом смысле исключением и только что вышедший том ''Русская литература'', отражающий плоды многовековой деятельности творцов отечественной словесности - от ''Слова о Законе и Благодати'' митрополита Илариона до произведений авторов, вступивших в новый век. Он, как и прежние произведения, посвящЈн памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, в своЈ время благословившего на эти труды ''во умножение любви к Святой Руси'' известного учЈного-экономиста и писателя Олега Платонова, возглавившего тогда небольшой издательский коллектив.

Теперь же этим делом занимается целый Научно-исследовательский институт, специально созданный в конце прошлого года для подготовки энциклопедических изданий ''Святой Руси'', членами учЈного совета которого стали виднейшие деятели науки и культуры. Отсюда проистекает направленность научных исследований, чЈткость духовных и нравственных критериев, покоящихся на православной основе. Да и сама русская литература, коль мы говорим об этом томе, по словам великого русского философа Ивана Ильина, ''создавалась людьми, вскормленными духом Православия... И если мы пройдЈм мыслью от Пушкина к Лермонтову, Гоголю, Тютчеву, Л.Н. Толстому, Достоевскому, Тургеневу, Лескову, Чехову, то мы увидим гениальное цветение русского духа из корней Православия''. Такую же особенность русской литературы отмечает и современный классик литературоведения Михаил Лобанов, написавший объЈмное предисловие к тому о дореволюционном периоде еЈ развития, дополненное размышлениями О. Платонова о советском и перестроечном периодах.

''Цель жизни, отражЈнная в русской литературе, - пишет М. Лобанов, - стремление к Царству Божию через преодоление греха, преображение души на пути добротолюбия, нестяжательства, искания правды, душевной цельности и соборного единения''. И недаром известный западноевропейский писатель Томас Манн называл русскую литературу святой, имея в виду еЈ высокие духовные, моральные качества.

Эти качества имели огромное значение и в советские времена, когда насильственное отторжение народа от Православия заставляло людей искать в русской классике те духовные ценности, которые раньше они находили в церкви. А в 1930-е годы стал формироваться новый тип русского писателя _ продолжателя духовных традиций классики, стоявшего на государственно-патриотических позициях. При всей скованности идеологическими догмами, канонами так называемого соцреализма, в произведениях таких писателей отражалось то, что сближало их с идеалами Православия - возвышение духовно-нравственных ценностей, жертвенность во имя Отечества, - что отметил в одном из своих выступлений митрополит Кирилл.

В перестроечную пору, отмеченную торжеством антирусских космополитических сил, литературное поле, как и в послереволюционные годы, было в значительной мере оккупировано безбожными творцами порнографии, прочих непотребностей, опирающихся на традиции авангарда и аксессуары западного маскульта. Но подлинно русская литература, несмотря на наносимые ей со всех сторон удары, устояла.

В том, посвящЈнный ей и содержащий более тысячи страниц, включено множество писательских фотографий и иллюстраций, что придаЈт изданию весьма привлекательный вид, не говоря уже о содержании текстов. Помимо знакомства с авторами прошлых времЈн и ныне творящих в России, приводятся материалы и о писателях русского Зарубежья - И. Бунине, Б. Зайцеве, И. ШмелЈве и других. И, само собой разумеется, что это издание имеет общеславянское значение. Ну, как, например, можно было упустить имена писателей - выходцев из Белоруссии, тесно связанных с русским православным словом? В частности, это Франциск Скорина, основоположник восточнославянского книгопечатания; Михаил Коялович, ставший общерусским писателем, автором блестящего исследования ''История русского самосознания''; Иван Солоневич, создатель учения о народной монархии, крупнейший деятель русского Зарубежья; а из более близких по времени к нам _ родившиеся в Минске поэт, драматург Анатолий Софронов; прозаик Иван Сабило.
А сколько связано с украинской стороной! Достаточно вспомнить великого Гоголя или прозаика Василия Яна, автора трилогии о татаро-монгольском нашествии на Русь... Есть в томе имена представителей и других славянских народов.

Важность выхода такого издания на фоне наводнения книжного рынка всякого рода авангардной и маскультной макулатурой, кликушеских завываний о конце русской реалистической литературы бесспорна. Из него читатели почерпнут убедительные подтверждения неизбывной мощи таланта и творческого духа наших мастеров слова, отразившихся в произведениях не только писателей старших поколений - Михаила Алексеева, Василия Белова, Леонида Бородина, Валентина Распутина, но и в книгах более молодых авторов, ярко заявивших о себе в последние годы. О творениях которых можно опять-таки сказать словами русского философа Константина Леонтьева: ''Литература наша дышит Православием...''

21 сентября 2004 г.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме