Ни решение суда в Гааге, ни резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, как известно, обязательными не являются. Они носят лишь рекомендательный характер и являются по сути декларациями. Поэтому следующая задача арабских государств и стран третьего мира, составляющих большинство в Генассамблее, - добиться вынесения вопроса о "стене" в Совет Безопасности ООН для принятия в отношении Израиля санкций. Для Израиля подобное голосование критически важным не является: даже в случае передачи рассмотрения проблемы в Совбез введения санкций не допустят США - главный союзник Израиля, обладающий правом вето. Тем более что на определенные уступки израильтяне все же пошли: дабы избежать обвинения в аннексии палестинских земель, было принято решение на вновь строящихся участках максимально приблизить "забор безопасности" к границам Израиля, существовавшим до войны 1967 года. И это обстоятельство, безусловно, будет использовано как израильскими, так и американскими дипломатами. В то же время новое голосование Генассамблеи может стать решающим с точки зрения дальнейших отношений Израиля с Евросоюзом. Что впереди - углубление конфронтации и максимальное отстранение Европы от участия в ближневосточном процессе или постепенное "размораживание" отношений?
Двадцатого июля все 25 стран Евросоюза после длительных консультаций с представителями арабских государств и внесения в резолюцию упоминания о том, что Израиль имеет право на защиту, поддержали этот документ. В Израиле, где Европа в последнее время воспринимается как царство антисемитизма, а политика ЕС - как однобокая и проарабская, это вызвало бурю возмущения. "У меня есть большие претензии к Европе, - заявил министр финансов Израиля Биньямин Нетаньяху. - Европейцы не пошевелили пальцем, когда уничтожали мой народ. И сейчас, когда мы защищаем себя с такой сдержанностью, какой можно только восхищаться, Европа нас обвиняет. Это нечестно, несправедливо. Это аморально". Посол Израиля в ООН Дан Гиллерман был еще откровеннее. "Не представляю, как после всего этого можно подпускать вас к мирному процессу на Ближнем Востоке!" - сообщил он послу председательствующих сейчас в ЕС Нидерландов. А израильский министр иностранных дел Сильван Шалом объяснил Верховному представителю ЕС по внешней политике и безопасности Хавьеру Солане: "Участие Европы в процессе ближневосточного урегулирования в рамках квартета (США, РФ, ЕС и ООН) может быть заморожено в связи с непониманием ею существующих в Израиле проблем безопасности". "Мы знаем, что вы думаете об ООН, но это не помешает нам уважать решения Генеральной Ассамблеи и Международного суда, - ответил Солана и добавил: - Евросоюз будет вовлечен в процесс урегулирования, хочет того Израиль или нет". Де-юре ЕС действительно продолжает оставаться участником "ближневосточного квартета", деятельность которого, впрочем, в последние годы фактически сведена к нулю.
В роли главного политического партнера израильтяне видят лишь США. Европу, которая борется за большее влияние в регионе, такое положение очевидно не устраивает.
Всего месяц спустя израильтяне дали понять, что готовы к возобновлению диалога. "Европейцы могут и должны играть большую роль в ближневосточном урегулировании, - заявил во время своего европейского турне Сильван Шалом, но и напомнил: - Нельзя стопроцентно поддерживать палестинские требования и при этом претендовать на роль посредника". Практически одновременно стало известно о первых договоренностях, достигнутых на переговорах по присоединению Израиля к европейской Программе добрососедства, разработанной ЕС. Речь идет о возможности официального письменного закрепления диалога с ЕС по проблемам мирного процесса, нераспространения ядерного оружия и соблюдения прав человека. Взамен Израиль настаивает на открытии для него программ, доступных лишь странам - членам ЕС, в рамках Европейского космического агентства и Европейского агентства по окружающей среде. Впрочем, как утверждает израильская сторона, по обеим позициям до полного понимания еще далеко и соглашение вряд ли будет подписано 21 сентября, как это планировалось.
Израильская пресса сообщила также о подписании ЕС и израильским государственным концерном "Таасия авирит" контракта на приобретение беспилотных разведывательных самолетов ("Мазлат"). Стоимость контракта - 170 млн долларов с возможностью увеличения до 200 млн. Некоторые экономисты утверждают: таким образом ЕС решил компенсировать Израилю потери от мер, которые будут введены в странах Евросоюза в отношении израильских товаров, производимых в поселениях. Дело в том, что в ЕС действуют льготные пошлины на товары, произведенные на территории Израиля, но это правило не распространяется на продукцию компаний, которые находятся в секторе Газа, на Западном берегу, Голанских высотах и в Восточном Иерусалиме. Почти пять лет Израиль сопротивлялся требованиям ЕС о специальной маркировке для этих товаров. Но 5 августа после восьмимесячных переговоров договор о введении маркировки с указанием места, где произведена продукция, все-таки был подписан. "Переговоры по самолетам "Мазлат" шли медленно или не шли вовсе, пока израильтяне не согласились на требование ЕС о специальной метке на товары с территорий. После этого договор подписали в течение 10 дней", - сказал Ян де Бозелье из исследовательской фирмы "Грейдон".
Определенный прогресс в отношениях с Европой у Израиля наметился. "Европейское голосование по "стене безопасности" показало, что дело зашло слишком далеко, - объяснил "Еженедельному Журналу" независимый израильский аналитик Александр Этерман. - Евросоюз почувствовал, что теряет непосредственный контакт с израильской стороной и возможность влиять на нее. Израиль, в свою очередь, почувствовал, что ухудшение отношений с Европой стало слишком серьезным и сулит немалый ущерб: ЕС является главным внешнеторговым партнером Израиля. Приглашение Израиля в европейскую Программу добрососедства - шаг, который ведет гораздо дальше, чем просто разовое голосование в Ассамблее ООН, но нет сомнения, что оно тоже имеется в виду. В то же время улучшение отношений с ЕС может привести к размораживанию "квартета".
В планируемом в 2005 году уходе Израиля из сектора Газа Евросоюз действительно мог бы сыграть серьезную роль - прежде всего в реконструкции оставленных палестинских территорий. Но для того чтобы вернуться в миротворческий процесс на Ближнем Востоке, ЕС должен улучшить отношения с Израилем, причем сделать это демонстративно. Насколько это понятно Европе, в частности, действующему еще старому составу Еврокомиссии? "Мы вовсе не придерживаемся политики голосования против Израиля в ООН", - сказал на днях спецпредставитель ЕС на Ближнем Востоке Марк Отт. Шанс доказать это у европейцев появится очень скоро.
13.09.04