Не тот богат, у кого сад

О зависти "белой" и "черной"


В христианской церкви зависть считается грехом. Но нам иногда приходится слышать о "белой зависти", которая совсем не то, что "черная зависть". Как же правильно относиться к этому чувству? Грешно ли завидовать? Об этом наш разговор с настоятелем Никольского храма в д. Малинники о. Вячеславом БРЕГЕДОЙ.

- Так возможна ли добрая зависть? Или любое завистливое чувство греховно?

- Десятая заповедь Господня гласит: "Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего... " Иначе говоря, не завидуй. Зависть - страшное чувство. От него произошло неустройство во всей Вселенной. Первым позавидовал славе Божией ближайший к Богу ангел - сатанаил, который после отпадения от Творца стал называться сатаной. Далее этот грех перешел и на род человеческий.

Каждый человек, так или иначе, инструмент Божественного промысла. Поэтому очень важно понять свое призвание в жизни, направить свои способности в правильное русло. Если это так, то чувство зависти оказывается чем-то инородным, чуждым высокому назначению человека. Главными ценностями бытия становятся благодарность Богу и желание соблюдать святые заповеди. Несомненно, что всякий из нас по-своему неповторим и прекрасен. Помрачает же человека грех.

"Добрая зависть", в моем понимании, это стремление вести добродетельную жизнь и равняться на тех людей, которые в этом преуспели или преуспевают. Награда такому человеку - жизнь вечная и Божие усыновление. И это такое богатство, по сравнению с которым все сокровища мира - ничто.

- Ну а как преодолеть греховную зависть, если она появляется в сознании, как ее распознать?

- Зависть прежде всего - это неправильное духовное устроение в человеке, разновидность душевной болезни. Очень важно бывает осознать, что эта болезнь у нас имеется, понять ущербность нашего мировоззрения.

Народная поговорка гласит: "Не тот богат, у кого сад, а кто одному цветочку рад". Необходимо научиться довольствоваться малым, стараться желать людям добра, не злорадствовать и не ожесточаться, например, по поводу того, что ваш сосед или знакомый построил новый дом или купил заграничный автомобиль, а вы этого не можете...

В книге премудростей Иисуса сына Сирахова сказано, что признак счастья - доброе, веселое лицо. Если человек мрачный - жди беды. Срабатывает часто известный принцип "домино", один грех порождает множество других. Разрушение плотины, как известно, тоже начинается с маленького ручейка.

Грех, как сказано в Евангелии, сначала поселяется в сердце человеческом, а затем выходит наружу и обращается в действие. Зависть, как ржа на железе или тля на траве, разрушает здоровье - и духовное, и телесное.

Люди нередко не замечают в себе многих страстей. По моему мнению, признак зависти - раздражительность по любому поводу. Если человек задумается: почему он раздражителен, сребролюбив или завистлив, - значит, есть шанс исправиться. В молитве преподобного Ефрема Сирина есть такие слова: "Господи... даруй ми зрети моя прегрешения". Вот это, пожалуй, самое главное в жизни. Святые отцы также говорили, что не столько важно воскрешать мертвых, сколько видеть свои грехи. А главной целью жизни считали стяжание благодати Святого Духа. Когда человек исполнен благодати, его образно можно сравнить с сосудом, стоящим на огне, к которому не подлетает никакое насекомое, т. е. им не владеют страсти. Стяжание же благодати возможно только через воцерковление.

- Но как, например, инвалиду не завидовать здоровым людям?

- Однажды я общался с человеком, у которого не было ни рук, ни полноценных ног. Но вместе с тем он был вполне счастлив. Этот совершенно нетрудоспособный инвалид рисовал прекрасные картины, которые вывозились даже за рубеж. Брал кисть ртом и творил, что называется, чудеса...

Важно понять, что нет безвыходных ситуаций, и не падать духом. Господь не оставит человека, попавшего в беду.

Один мой знакомый, потеряв ногу, научился читать псалтирь по покойникам и в этом нашел свое высшее призвание и обрел самоутверждение. Примеров можно привести очень много.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
В. Панков:
Ангелов начальник
21 ноября - церковный праздник: Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных
22.11.2004
Не тот богат, у кого сад
О зависти "белой" и "черной"
02.09.2004
Печаль ваша - в радость
Добродетель, не испытанная в скорбях, не есть совершенная добродетель
21.04.2004
Все статьи автора
"религия"
Все статьи темы