Неизвестная Родина

Из записок русского путешественника

Новости Москвы  Общество 
0
120
Время на чтение 6 минут
"Нужно проездиться по России, - писал некогда Николай Васильевич Гоголь. - Это особенно хорошо для того, кто побыл некоторое время от нее вдали и приехал с неотуманенной и свежей головою. Он увидит много того, чего не видит человек, находящийся в самом омуте, раздражительный и чувствительный к животрепещущим интересам минуты. Выбросьте из вашей головы все до одного ваши мненья о России, какие у вас ни есть, откажитесь от собственных ваших выводов, какие уже успели сделать, представьте себя ровно не знающим ничего и поезжайте как в новую, дотоле вам неизвестную землю..."

В круге МКАДа

И вот я в который раз сижу в кресле, разглядывая карту. Зарайск, Венев, Юрьевец, Бежецк, Нерехта... Эти названия звучат как музыка.

Целый день, как обычно, проходит в бесплодных попытках выбрать самый лучший маршрут и "вытащить" с собой кого-нибудь из знакомых. Все они добродушно отмахиваются: - Знаешь, все так неожиданно. А где мы будем ночевать? Как где-нибудь?! Ну давай в другой раз, ладно...

После получасовых бесплодных бесед особенно забавляют вопросы: - А ты что, правда поедешь? Не зная даже, где будешь ночевать? И не страшно? - Чего, ну скажите мне, чего и почему я должен бояться в собственной стране?! А вам не страшно ездить в метро? А переходить улицу? А выходить на эту самую столичную улицу за полночь из какого-нибудь "культового" заведения и, тихонько обходя подгулявших "братков" и дремлющих бомжей, ловить первую попавшуюся тачку, за рулем которой может оказаться маньяк!..

Бог с вами. Еду один. Завтра? А почему не сегодня? Последний поезд на Галич, судя по расписанию, отходит в 0.45. Успею. В этот раз поеду налегке. Карты, кружка, носки... Спальник? Да ну его. Как-нибудь обойдусь.

Поезд неожиданно останавливается в тоннеле за два перегона от вокзала. Выхожу из метро без десяти час. Возвращаться? Дудки. Что у нас там осталось сегодня?..

Юрьев день

Прокантовавшись на вокзале еще час, сажусь в общий вагон ночного поезда на Иваново. В этом промышленном гиганте, где местные власти вычистили исторический центр так, что не снилось никаким оккупантам, мне делать нечего. Толком не выспавшись, выхожу в половине шестого утра на станции Юрьев-Польский. Весь город разместился где-то на холмах в полутьме слева. По другую сторону железнодорожных путей - степь. Самая настоящая степь без единого дерева в поле и без единого облака на небе. Там, где они сходятся, уже пробивается бледно-розовый восход.

Юрьев-Польский... Надо бы говорить "польской", расположенный в северо-западном углу древнего суздальского ополья. Тысячу лет назад на месте Иванова, Нижнего Новгорода, Москвы, даже на месте Калуги стояла тайга. А здесь чудом сохранялся кусок Дикого поля, южнорусской черноземной степи. Чернозема тут нет уже лет двести, нет и вековых дубов, из которых Юрий Долгорукий в 1152 году сложил здесь первые стены. Но степной простор завораживает по-прежнему. Его можно увидеть даже из центра города, достаточно только подняться на оставшиеся от древней крепости земляные валы. В дальнем углу их розовеет на солнце приземистый Георгиевский собор, выстроенный в 30-х годах XIII века, - последнее чудо, вышедшее из рук мастеров домонгольской Руси, умевших резать белый камень, как масло. Фасад собора, как богато вышитый ковер, покрыт таинственными барельефами и фигурами. Здесь и князья, и святые, и цветы, и фантастические животные.

Снова забираюсь на вал, чтобы рассмотреть собор издали. - Бог в помощь! - окликает меня мужик в резиновых сапогах, ведущий велосипед по тропинке внизу. - Из Москвы приехали? - Из Москвы, - отвечаю я. - А вы откуда знаете? - Кто ж еще в шесть утра будет по валам лазить. Ладно, спускайтесь, идемте чай пить.

Мы вместе подходим к воротам бывшего Архангельского монастыря, и мужик, оказавшийся мужем директора местного краеведческого музея и по совместительству его завхозом, ведет меня в подсобку, кладет кипятильник в наполненную до краев литровую стеклянную банку и достает из кармана мятую пачку с заваркой. - Нынче мало кто так рано сюда приезжает. Теперь все больше автобусами. А на валы их и калачом не заманишь. Сейчас чайку попьем, и я тебе все здесь бесплатно открою, пока жена не пришла. - Да не нужно. Есть у меня деньги. - Ты, парень, лучше спрячь их от греха подальше и давай сюда кружку. Деньги, они у многих есть. Да кто из них ни свет ни заря пешком на стены притопает? А ты вот уважение к городу показал. Потому и встречают тебя здесь как самого дорогого гостя!

Сквозь мглу

Я успеваю обойти Юрьев еще до полудня, а потом задумываюсь над картой. Любоваться ли мне теперь владимирскими видами и соответственно пытаться до вечера попасть через областной центр, к примеру, в Гороховец, или все-таки прорываться на Галич, как было задумано? Еще раз гляжу на карту и решаюсь. К шести буду в Иваново, там еще пара часов до Кинешмы, паромом через Волгу, а дальше на карте показана железнодорожная ветка, выходящая прямо на Галич. Даже если поездов не будет, посплю на вокзале.

Решение оказалось весьма неосторожным. Коренные жители города, в котором некогда жили герои многих пьес Александра Островского, стали отговаривать меня от паромной переправы еще в поезде. По их сведениям, никаких поездов за Волгой никогда не бывало. Правда, и сами они никогда не бывали "на том берегу": "А что нам там делать? Вот мост построят, тогда поедем". Ну что ж, нет вокзала, так есть автовокзал, и потом, на карте же ясно показана ветка. Правда, когда, глядя уже с парома в кипящую темную воду, я понял, что этот рейс на Заволжск сегодня последний, на сердце стало тревожно.

Автостанция в Заволжске наглухо закрывалась в восемь часов вечера. Так что переночевать и даже просто узнать расписание на завтра человеку, подошедшему на стоянку автобусов в 23.00, было нельзя. Вокзала же в городе не было вовсе. Черно-белый пунктир на карте оказался полузаброшенной технической узкоколейкой. Ехидный московский вопрос: "Где же ты будешь ночевать?" - встал во весь рост. Все гостиницы также остались за Волгой. На дворе стояла глубокая ночь. До Галича было 150 километров. Но ведь есть же шоссе, по которому неизбежно должны ездить машины! Подумав так, я опрометчиво зашагал навстречу одному из самых больших приключений своей жизни.

Меня никто не бил и не грабил. На меня не напали волки. Я не встретил маньяка или вампира, нет. Я вообще никого не встретил. Я просто шел всю ночь из Ивановской области в Костромскую под моросящим дождем по незнакомой дороге, ведущей прямо на север. Поначалу мне еще попадались полуразвалившиеся деревни с освещенными колдовским мерцающим светом телевизоров окнами, а потом и вовсе пошел густой лес. Ветер выл, ели громадные порой также завывали со скрипом, большие газовые пузыри шипели и булькали в кюветах по обе стороны дороги, и никого, ничего вокруг больше. Когда еще увидишь Россию ночью?

Первая машина, ехавшая мне навстречу, показалась на дороге уже ближе к рассвету. Густой ельник сменился веселыми холмистыми полями и перелесками. И я, пройдя в общей сложности 42 километра, в восемь утра оказался в поселке Островское. На то, чтобы осматривать музей родившегося в этих местах художника Бориса Кустодиева, уже не было сил. Но когда двое местных сердобольных девушек на "Жигулях" предложили бесплатно отвезти меня в Кострому: "Мы вас к самому вокзалу подкинем...", - я мужественно отказался и вышел на полпути, в Судиславле. Автобус на Галич отходил через два часа, так что я еще успел выпить в закусочной четыре стакана чая и взобраться на крутой холм, увенчанный высоченной и толстой, как космическая ракета, колокольней. Службу в расположенной рядом и никогда не закрывавшейся церкви вел священник, поставленный здесь еще 50 лет назад, при патриархе Алексии I. Он служил не торопясь, спокойно и величаво. Чтобы увидеть его, стоило ехать и не в такую глушь.

На краю света

Галич я проспал. Глаза сами собой открылись, когда автобус уже подъезжал к Чухломе. Посмотрев на карту, я решил ехать по этой дороге до самого конца, то есть до Солигалича, родины легендарного квартального Рыжова из лесковской повести "Однодум". Город, знаменитый ныне разве что своим леспромхозом, в XVI-XVII веках был богат настолько, что ходить походами на него не гнушались ни татары, ни поляки. Родина адмирала Невельского, место ссылки Веры Засулич... - вот и все, что я успел прочесть о нем в книжке.

Между тем автобус уже замедлял ход, затейливо петляя узкими улочками мимо высоченных барочных соборов и маленьких домиков с аккуратными резными наличниками. - Конечная остановка! - крикнул водитель. Я взглянул в окно и обомлел. С постамента посреди залитой грязью площади на меня в упор смотрел... Михаил Юрьевич Лермонтов.

Ленину или на худой конец Пушкину я бы не удивился, но он... Как он сюда попал? Что он делает здесь, "на севере диком"? Может быть, я сплю? - Кто это? - спросил я выходившую уже из автобуса тетку с огромными сумками. Та недовольно оглянулась: - Земляк наш, не видишь, что ли?

Я шел мимо памятника, косясь на него украдкой. Чуть только отошедшие от ночного перехода ступни и колени ныли все сильнее. Лишь бы в гостинице было тепло. Да, кстати, где мне ее искать? На пустой улице снова сгущался вечер. Одинокий человек, копавший какую-то яму перед одним из домов, долго не мог понять, что мне нужно. Когда же я коротко пересказал ему свою эпопею, он прислонил лопату к забору и широко распахнул калитку: - Заходи! - Неловко как-то. Еще жена твоя рассердится. - Не рассердится. Шестой год пошел, как умерла. Один я с ребятами. Заходи быстрей. Сейчас мы тебе и воды согреем.

Не чувствуя под собой ног, я вошел в избу, почти неотличимую внутри от небогатой панельной квартиры. Ботинки остались у порога, куртка на вешалке. - Располагайся, - хозяин указал мне на небольшую софу в гостиной и вышел. Я машинально присел, потом прилег. На кухне что-то звякнуло. "Расскажу в Москве - не поверят", - подумал я и провалился в сладкий шестнадцатичасовой сон.

Но странною любовью...

Утром следующего дня я беседовал с хозяином, а потом гулял по берегам реки Костромы вокруг пустых, с обглоданными куполами и выбитыми окнами солигаличских церквей. А вечером ноги уже привели меня к воротам Авраамиева Городецкого монастыря. На Чухломском озере еще не сошел лед, но мальчишки уже били с мостков острогой налимов и щук. Монахи подметали дорожку к родовой усыпальнице Лермонтовых и сажали вокруг нее яблони. На вечерней службе в четырехсотлетнем храме, кроме меня, стояли только три человека. К ужину в трапезной собралось не больше десятка. За ночлег с меня и тут ничего не взяли.

Впереди были еще и Чухлома, и Галич, и вся моя необъятная, незнакомая, беспредельно милая сердцу страна. Страна, в которой стоит родиться только ради того, чтобы лучше знать и больше любить ее.

N31, август 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Артемий Ермаков
«Прозревший будущую Россию»
Беседа с историком Артемием Ермаковым
28.07.2010
Эхо первого кризиса
Восстание декабристов в контексте глобальных социально-экономических проблем первой половины XIX века
27.12.2008
"Ибо всякий из нас служит!"
Современная государственная идеология России и ее «николаевские» корни
02.12.2008
Все статьи Артемий Ермаков
Новости Москвы
Все статьи темы
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от E.O.
25.04.2024 12:39
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 10:20
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.04.2024 07:41