"И это самое большое счастье - память"

28 июля в Псковском музее-заповеднике открылась выставка "Жизнь во имя веры и любви", посвященная 90-летию со дня рождения архимандрита Алипия, наместника Псково-Печерского монастыря, в миру - Ивана Михайловича Воронова.

Художник, воин, прошедший через фронты Великой Отечественной войны, священнослужитель, архимандрит Алипий вписал в историю русской культуры несколько красивых, светлых страниц. Приняв постриг в 1950 г., он трудился над послевоенным восстановлением Троице-Сергиевой лавры, с 1959 по 1975 г. служил наместником Псково-Печерского монастыря, много сделав для сохранения его ценностей. Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжелые для церкви годы хрущевской оттепели1, благодаря его усилиям в 1973 г. в Печеры вернулись сокровища, вывезенные фашистами из ризницы монастыря в 1944 г.

Архимандрит Алипий также известен как коллекционер и ценитель русской и европейской живописи. В 1974 г. он передал часть своей коллекции в дар Русскому музею, остальное по завещанию после его смерти в 1975 г. перешло в Псковский музей-заповедник.

На выставке "Жизнь во имя веры и любви" представлены 45 полотен из коллекции архимандрита Алипия. Среди них картины, имеющие мировое значение, как, например, "Лот с дочерьми" Иоганна Ротмайера (1654-1730). В том же зале выставлены старинные книги Псково-Печерского монастыря из фондов музея и фотографии Бориса Скобельцына и Михаила Семенова.

"Я сейчас смотрю на эту выставку и вижу одно: такие люди, как архимандрит Алипий помогут нам побороться с беспределом, пришедшим на нашу землю", - говорил на открытии выставки искусствовед и реставратор Савелий Васильевич Ямщиков, хорошо знавший архимандрита, 15 лет проработавший вместе с ним. Жизнь Алипия, которую он, живя в атеистическом государстве, всю целиком посвятил служению Духу, может научить стойкости. Главное - не забывать.

В Государственном архиве Псковской области, среди докладов о ходе реставрации и годовых отчетов Псково-Печерского монастыря, хранятся ходатайства граждан о запрещении колокольного звона в Печорах, рапорты об атаках на монастырь (разбивании стекол, хождении подростков по кровле), открытое письмо архимандрита Алипия в адрес редакции "Печорской правды" на клеветнические статьи, опубликованные в газете (май 1970 г.), докладные записки архимандрита, в том числе о несправедливо завышенном налогообложении монастыря. Сухой перечень документов рисует нелегкую картину будней подвижника. Сегодня такое уже сложно представить, но еще можно вспомнить.

"И это самое большое счастье - память, - уверен Савелий Васильевич. - Не забывайте о памяти. Если у нас не будет памяти, здесь будут открывать другие выставки".

Савва Ямщиков, один из самых верных и последовательных защитников российского культурного наследия, не случайно говорил о памяти. Во многом именно благодаря его усилиям, его настойчивости и упорству, коллекция Алипия оказалась в Псковском музее. Но на открытие выставки, посвященной его другу и соратнику, Савелий Васильевич приглашения не получил. Сам же он в свои 65 лет большую часть времени посвящает увековечиванию имен подвижников русской культуры - открытию мемориальных досок, написанию книг. Чтобы не забывали.

"И сегодня утром, помолившись в день 90-летия нашего дорогого батюшки, а молимся мы за него беспрестанно, - говорит Ямщиков, - я хочу сказать, что такие люди как архимандрит Алипий - это светочи, это те самые праведники, из пословицы, которую любит цитировать Александр Исаевич Солженицын - "не стоит село без праведника". Это те самые праведники, благодаря которым и стоит огромное село под названием Россия".

Светлана ПРОКОПЬЕВА.

1 Рассказывают, что когда в монастырь прибыло указание о закрытии обители и роспуске братии, Алипий порвал и сжег бумагу с подписью Хрущева на глазах у курьеров. "Я лучше пойду на мученическую смерть, чем закрою обитель", - сказал архимандрит остолбеневшим людям в штатском. Монастырь не тронули.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий