Перуджино из Вашингтона

Голицынский музей вернулся на Волхонку

Голицынский музей на Волхонке мог бы существовать и сегодня, но не существует. Когда-то в нем было около 700 экспонатов, из них 200 - живописных полотен.

На месте бывшего княжеского владения располагается Институт философии РАН. В левом флигеле, пристроенном некогда к усадьбе Голицыных, обосновался Музей личных коллекций, а в правом - отдел рукописей и отдел искусства Древнего мира ГМИИ имени А.С. Пушкина. Древние здания постепенно были переделаны до полной неузнаваемости. От исторической усадьбы Голицыных остались одни ворота.

В Пушкинском музее открыта знаменательная выставка "Голицынский музей на Волхонке". Это попытка собрать произведения искусства, разошедшиеся по 26 коллекциям, и выставить их снова. Занятие не из легких, но оно увенчалось успехом, хотя собрать удалось далеко не все. Красноречивей всего об этом говорит сама экспозиция. В ее центре расположился знаменитый триптих Пьетро Перуджино "Распятие", привезенный из Национальной галереи в Вашингтоне.

Выставка "Голицынского музея" открылась небольшим концертом старинной музыки. Ирина Александровна Антонова - директор ГМИИ имени А.С. Пушкина отметила, что только особенные выставки в их музее открываются с музыкой. Все-таки Голицынский музей был одним из наиболее значимых собраний западноевропейского искусства в дореволюционной России. Открытый по замыслу Михаила Александровича Голицына в 1865 году музей включал в себя частные собрания многих поколений Голицыных и состоял из трех отделов: библиотеки, собрания античных памятников и коллекции западноевропейской живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Михаил Александрович Голицын завещал музей Москве, но в 1886 году коллекция была распродана по решению Сергея Михайловича Голицына. Голицынская больница переживала тогда не лучшие времена и очень нуждалась в средствах - необходимо было строить новые корпуса и покупать дорогостоящее оборудование. А благотворительная деятельность всегда имела для Голицыных первостепенное значение. Самые ценные произведения, за исключением "Распятия" Перуджино, были куплены Эрмитажем, о чем и свидетельствуют подписи под работами на выставке в ГМИИ.

Многие потомки Голицыных пришли на открытие этой выставки. Вдумчиво стояли они перед портретами своих предков, размышляя, кто кому и кем приходится. А художник Илларион Владимирович Голицын честно признался, что одну маленькую вещицу он бы с удовольствием украл. Это, конечно, шутка. А если быть серьезными, то на выставке в ГМИИ есть на что посмотреть. Замученной современным искусством московской публике наконец-то показали настоящее классическое искусство. Есть здесь портреты Кипренского и Рокотова, античная скульптура и, конечно, живопись эпохи Возрождения, причем как Итальянского, так и Северного. Юбер Робер, Пауль Рубенс, Джованни Гизольфи, Пьетро Перуджино - в истории искусства все рядом. Хотя, по правде сказать, работы флорентийских мастеров редко оказываются в одном зале с голландцами.

Античные, а позднее и евангельские сюжеты сделали искусство интернациональным. Триптих "Распятие" Перуджино стал центральной вещью всей экспозиции не только потому, что это живопись высочайшего класса, но еще и потому, что выбранный сюжет давно стал символом европейской культуры. А Голицынский музей создавался как музей западноевропейского искусства. Блестящий интерпретатор евангельской темы - Перуджино - написал "Распятие" как бытовой сюжет: нет здесь ни ужаса, ни пафоса, ни страха. Безмерная печаль и тишина, потому что все уже случилось, здесь, на земле. Красные маки на первом плане напоминают о пролитой крови, ирисы и гладиолусы символизируют скорбь и страдания, фиалка олицетворяет смирение.

В историю искусства Перуджино вошел не только как величайший художник, но и как современник великих художников. Он учился живописи во Флоренции в одно время с Боттичелли и Леонардо, к тому же известен как учитель Рафаэля. И учителю, и ученику итальянцы дали одно короткое, но очень емкое определение: divino - то есть божественный.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Анна Эпштейн:
Перуджино из Вашингтона
Голицынский музей вернулся на Волхонку
23.07.2004
Церкви стали концертными залами
Завершается Третий московский пасхальный фестиваль
11.05.2004
Ханука по-буддистски
Древние еврейские традиции обретут второе дыхание на Руси
19.12.2003
Все статьи автора
"общество"
К истории церкви Иоанна Воина
Легенды и были в жизни храма..
11.08.2016
Ангельский прием
Патриарх принял гостей в трапезных палатах
03.03.2008
Педагогические секты
Деятельность деструктивных групп в Новосибирске
08.02.2006
Все статьи темы