Предвестник Российского монархизма

17 июля - 830 лет со дня мученической кончины благоверного великого князя Андрея Боголюбского

Общество 
0
138
Время на чтение 6 минут
Изучение истории раскрывает одну любопытную деталь: оказывается, все большие сдвиги в общественной или государственной жизни стран и народов, которые можно назвать поворотными, никогда не удавались с первого раза - на их осуществление уходило несколько попыток, лишь последняя из которых получалась удачной. Если брать самые значительные, кардинальные исторические преобразования - как принято сейчас выражаться, судьбоносные, - то, похоже, правило это не имеет исключений. Убедимся в этом на нескольких примерах.

Переход от республики к империи в Древнем Риме начался с установления в 88 году до Р.Х. диктатуры Корнелия Суллы, затем произошЈл откат назад. Вторым "заходом" стала пожизненная диктатура Юлия Цезаря (44 до Р.Х.), но возглавляемые Брутом и Кассием отчаянные поборники парламентаризма, похожие на нынешних "правозащитников", убили узурпатора. И всЈ же остановить логику развития исторического процесса было невозможно, и уже через семнадцать лет Октавиан Август официально провозгласил себя императором, положив этим начало новому государственному устройству на много веков вперЈд.

"Великая французская революция" 1789 г., которую считают точкой отсчЈта буржуазной демократии в Европе, на самом деле ею вовсе не была. Это была лишь первая, пробная, попытка, пресечЈнная уже в 1804 г., когда Наполеон короновался в Париже в качестве "императора французов" и тем самым восстановил монархию в еЈ наиболее откровенной форме. Монархическое правление продержалось во Франции до 1848 г., когда произошла ещЈ одна революция, но жить "второй республике" пришлось лишь до 1852 г., когда страной снова начали править императоры - потомки уже не Людовика XVI, а Бонапарта. Сокращая изложение событий, скажем только, что нынешняя французская республика именуется "пятой". Нужны ли более веские доказательства того, что в данном случае перетягивание каната с попеременным успехом было особенно затяжным?

Превращение Римской империи из языческой в христианскую обычно датируется 313 годом, когда Константин Великий издал Миланский эдикт, сделавший веру в распятого Спасителя государственной религией. Но в действительности это была лишь первая, неудавшаяся попытка. Уже вскоре после Первого Вселенского Собора 325 г. в Никее, принявшего православный Символ Веры, по всей империи распространилась арианская ересь, и к середине IV в. в ней остался только один (!) епископ, исповедавший истинное христианство, - Афанасий Александрийский, - да и тот подвергался гонениям и пять раз находился в ссылке или просто в бегах. К тому же в 361 г. к власти пришЈл Юлиан Отступник, использовавший всю свою власть для восстановления язычества. И только в 381 г., после того, как Второй Вселенский Собор в Константинополе подтвердил Никейский Символ Веры, возник тот "Первый Рим" христианской истории, который просуществовал до 476 г. и пал под ударами германцев.

Завоевавшие Рим германские племена в V-VI вв. сами приняли христианство, и в их умах начала созревать идея реставрации разрушенной ими империи. ЕЈ реализовал в 800 г. Карл Великий, ставший первым императором-немцем, но ненадолго. Его империя развалилась, и лишь через полтора столетия Оттон I основал "Священную Римскую империю германской нации", преемницей которой стала затем Австрийская империя, испустившая свой последний вздох уже под именем Австро-Венгерской в 1918 г.

Христианизация Руси также представляла собой процесс затухающих колебаний, растянувшийся на полтора века. Она началась было в IX в. с инициативы принявших крещение князей Аскольда и Дира, которые выписали из Византии епископов для просвещения и окормления киевлян, но ещЈ сильная в то время языческая партия очень встревожилась этим, и православные князья, как и Цезарь, пали жертвой заговора. Вторая попытка была предпринята через сто лет княгиней Ольгой, но снова сорвалась из-за неуступчивости Святослава. И лишь в конце X в., уже при Ольгином внуке Владимире, Русь начала вливаться в русло православной цивилизации.

Мы рассмотрели сейчас не просто памятные события прошлого, а важнейшие вехи истории, определившие весь еЈ ход. И всюду срабатывал закон - "не с первого раза". Сработал он и в том эпизоде русской истории, обсуждение которого составляет цель нашего разговора. Этот эпизод - княжение Андрея Боголюбского(1111-1174).

Чтобы охарактеризовать личные качества этого выдающегося государственного деятеля, лучше всего процитировать Льва Александровича Тихомирова: "ОдарЈнный огромными способностями, он в то же время отличался превосходными нравственными качествами. Его память не запятнана никакими пороками, никакими низкими поступками, никакими даже случайными преступлениями. Его благочестие, его искренняя вера, молитвы и посты, его широкая благотворительность - несомненны. При редкой храбрости и военных талантах, он приобрЈл много военной славы, но не дорожил ею и не любил войны. Точно так же, при огромных трудах на пользу своей земли, он совершенно не дорожил популярностью. Всей своей жизнью он представляет человека идеи, который только ею дорожил, был готов для неЈ всЈ сделать, всем пожертвовать и всем рискнуть".

В чЈм же заключалась идея, овладевшая сыном Юрия Долгорукого и внуком Владимира Мономаха, получившим после смерти своего отца удел в Суздале, и откуда она к нему пришла?

Она родилась в его сознании как результат напряжЈнных размышлений, материал для которых предоставляла ему его широкая образованность. Как отмечают летописцы, он был человеком "книжным", учЈным. Это был мыслитель, и мыслитель незаурядный, сумевший опередить своЈ время и заглянуть в будущее Русской земли, понять еЈ историческое предназначение, угадать Божий о ней Замысел. Родившаяся и окрепшая в нЈм идея была идеей Руси как православного царства.

Какую роль сыграло здесь то обстоятельство, что его прапрадед был император Константин Мономах, сказать трудно, но идея эта, безусловно, византийская. Можно сказать и больше: в ней заключался зародыш будущей идеи "Третьего Рима". Андрей Боголюбский предвосхитил еЈ за целых триста лет до того, как она прозвучала в послании инока Спасо-Елеазаровского монастыря московскому великому князю Василию Третьему. Андрей будто предвидел, что Константинополю стоять осталось не так уж долго, и положил делом своей жизни готовить ему замену.

Он начал с установления единовластия в своей суздальской земле. Вскоре она стала являть собой разительный контраст по отношению к остальной Руси: всюду происходили раздоры и усобицы, а здесь царили порядок и спокойствие. Однако Боголюбский не собирался ограничивать поле своей деятельности собственным уделом и ждал только удобного момента, чтобы распространить еЈ на всю Русь. Такой момент настал в 1168 г., когда его избрали на киевский престол, бывший тогда главным. Правда, как это было в то время обычным делом, в Киеве возникла оппозиция, но, послав туда войско, предводительствуемое сыном, Андрей сломил еЈ сопротивление и стал великим князем Киевским.

Здесь необходимо отметить одну подробность: когда Киев был взят Андреем Боголюбским, он отдал город войску на двухдневное разграбление. Этот поступок был продиктован не корыстью, которая была чужда Андрею от природы, и не мстительностью, для которой никогда не было места в его сердце, а исключительно интересами того дела, которому он служил. Историк Сергей СоловьЈв считает эту акцию князя "событием поворотным, с которого начинался на Руси новый порядок вещей". Этой акцией великий князь показал и другим князьям и всему народу, что он считает себя вправе устанавливать порядок на Руси теми средствами, которые считает необходимыми; что источник верховной власти находится в нЈм самом, и советоваться при принятии решений он будет только с Богом.

"С Андрея, - продолжает СоловьЈв, - впервые высказывается возможность перехода от родовых отношений к государственным".

ЕщЈ демонстративнее другой поступок Андрея Боголюбского, который можно назвать классическим для правителей, приучающих подданных к своему самовластию. Он сделал то же самое, что делали три других великих теоретика и практика этой формы правления - Эхнатон, Иван Грозный и ПЈтр Великий, - перенЈс столицу в новое место (во Владимир), как бы начиная историю России с нуля. Не будем ворошить древнеегипетскую историю, а в нашей истории было таю Санкт-Петербург продержался в качестве столицы более двухсот лет, а Александровская слобода, куда Иван Грозный с опричниками переселился из Москвы, всего несколько лет.

Владимир тоже не прижился в новой роли, как и вся программа Андрея Боголюбского создания русского царства. Она была выдвинута преждевременно, была той первой попыткой, которая не может быть успешной по закону "не с первого раза". Князя, в конце концов, убили свои же. Русь вернулась к феодальной раздробленности, которую удалось преодолеть лишь к 1448 г., когда Василий ТЈмный покончил с последним смутьяном Шемякой и стал де-факто первым русским царЈм, а наша Церковь обрела автокефалию.

Но подвиг великого князя Андрея не пропал даром: если бы не было первой, неудачной, попытки создать Российскую православную империю, не было бы и второй, удачной. Учитывая огромное историческое значение этого подвига, а также праведность жизни Андрея Боголюбского, его горячую веру и мученическую кончину, наша Церковь причислила его к лику святых. Думается, совсем не случайно то обстоятельство, что его память отмечается в тот самый день, когда был убит, также предательским образом, последний российский император Николай II - 4 июля по юлианскому календарю. Сам Господь устроил так, что обоих великих страстотерпцев мы поминаем в храмах одновременно.

N 7, 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Тростников
Все статьи Виктор Тростников
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 05:47
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29
Высока у подвига цена
Новый комментарий от Советский недобиток
19.04.2024 04:27
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38