Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на вопросы журнала "Регион-центр"

В преддверии торжеств в Курске по случаю 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель ОВЦС, дал интервью журналу Центрального федерального округа "Регион-центр"

Общество 
0
156
Время на чтение 5 минут
- Ваше Высокопреосвященство, сейчас много говорят о становлении духовно сильного и нравственно здорового Российского государства. Что Вы вкладываете в это понятие? Какова, на Ваш взгляд, роль Русской Православной Церкви в укреплении духовно-нравственного начала в развитии России?

- На мой взгляд, понятие духовно сильного и нравственно здорового государства предполагает, прежде всего, наличие согласия большинства граждан по поводу того, что духовная жизнь и нравственное совершенствование личности являются главными ценностями и ориентирами для устройства жизни как отдельной личности, так и всего общества в целом. У нас почему-то сложилось неверное представление о том, что надо делать выбор между духовностью и благополучием. Расхожее мнение гласит, что благополучие приобретается только обманом, воровством, вымогательством, то есть имеет безнравственное происхождение. Поэтому, чтобы достигнуть определенного материального успеха в жизни, надо отказаться от высоких принципов и принять нечистые правила игры. Однако кто-нибудь задался хоть раз целью проследить всю жизнь людей, выбравших подобный путь, а не наблюдать ее только в зените "успеха"? А ведь сколько можно было бы привести примеров смертоубийств, отчаяния и неудач, которые настигают подобных людей еще здесь, в земной жизни. Если все же попытаться согласовать нравственное начало и благополучие, то я доверился бы словам царя и пророка Давида, которые так часто доказывает сама жизнь: "я... не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет" (Пс. 36. 25-26).

Полагаю, что можно говорить о двояком воздействии Русской Православной Церкви, направленном на укоренение нравственного начала в российском обществе. Прежде всего, она влияет на сердца и души людей с помощью таинств и благодатной жизни. Действие подобного рода является главной миссией Церкви в мире, так как оно направлено на разрушение сердцевины всех проблем человечества - греха. Божественная помощь, подаваемая в церковной жизни, способна излечить и преобразить душу человеческую.

Но и за своей оградой Церковь стремиться продолжать возрождающую миссию, принимая участие в образовательной, воспитательной, культурной, социальной жизни общества. Кроме того, она стремится осмыслить нормы поведения личности в политической и экономической сферах. Для этого мы организовываем конференции, совещания, круглые столы по самым различным вопросам современной жизни, так как только соборным разумом нашего народа можно определить правильные стратегические цели и руководящие принципы развития нашей страны.

- Владыко, VIII Всемирный русский народный собор принял "Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании". С чем связано, по Вашему мнению, решение о разработке свода? Какую роль он может сыграть в становлении этики хозяйственных отношений в нашей стране?

- Разработка "Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании" явилась одним из конкретных шагов по соборному осмыслению правил поведения личности, в частности, в экономической сфере. Отправной точкой для разработчиков свода стали десять заповедей, данные Богом Моисею на горе Синай. Их этическое содержание близко всем мировым религиям, которые представлены в нашей стране. Кроме того, они совпадают и с основными постулатами естественной морали, характерной для светской этики.

Свод был разработан, а затем принят, исходя из ситуации, в которой оказалась экономика стран бывшего Союза. Эти государства, православное население которых окормляется Русской Православной Церковью, по-прежнему переживают экономические трудности. И это все еще после 15 лет реформ! Действительно, принимаются решения, кардинально реформирующие экономическую и социальные системы общества, а ситуация мало меняется. В общении с государственными деятелями, деловыми людьми, простыми трудящимися приходилось не раз слышать, что проблема состоит не только в создании правильной системы. Требуется также изменение мышления людей. В первую очередь это касается утверждения таких элементарных ценностей, как экономический патриотизм, честный труд, забота о неспособных к труду. Государство в одиночку не в состоянии изменить ситуацию. Необходимо подключать все общество. Поэтому Русская Церковь, откликаясь на инициативу государственных, общественных деятелей, деловых людей, профсоюзов, поддержала инициативу по составлению подобного свода.

Конечно, само по себе принятие свода не изменило и не изменит ситуацию. Однако у общества теперь есть критерии, по которым оно могло бы оценивать состояние дел в сфере экономике. Кроме того, для участников экономических отношений, имеющих добрую волю изменить ситуацию к лучшему, появились четкие нормы, которым они должны следовать. Свод можно сравнить с рецептом врача, который тот выписывает для лечения больного. Но вопрос о том, воспользуется человек этим рецептом или нет, зависит от его желания и воли. Хотел бы подчеркнуть, что без этой доброй воли и не может произойти никаких перемен.

- В нашей стране и за рубежом хорошо известна Ваша неутомимая деятельность в развитии межрелигиозного диалога. Не могли ли Вы более подробно рассказать о причинах столь большого внимания Русской Православной Церкви к этому вопросу и о перспективах межрелигиозного сотрудничества.

- Полагаю, что Православная Церковь, даже если бы захотела, то не смогла бы сегодня избегать встреч и контактов с другими конфессиями и религиями, просто потому что мы живем в очень "тесном" мире. Обыкновенный верующий, который совершает поездки в различные страны мира, волей неволей занимается тем, что на языке науки, называется сравнительное богословие. Он сравнивает обычаи и веру своего народа с традициями другой страны. За разъяснениями затруднений он обращается к пастырям своей Церкви. Представители других религий также с повышенным интересом относятся к Православию и в его изучении видят ключ к пониманию нашей национальной жизни. Церковь призвана отвечать вопрошающим, следуя повелению Апостола Петра: "будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Пет. 3. 15). Мы считаем, что лучший способ действия заключается в установлении диалога. Ведь, если нет диалогового пространства, то вакантное место сразу же занимает конфронтация, порожденная искаженными представлениями друг о друге. Диалог понимается нами не как средство для усовершенствования православной веры, а как разумный инструмент общения между различными религиозными общинами, живущими рядом друг с другом.

Межхристианский и межрелигиозный диалог, таким образом, служит и средством поддержания мирных отношений между религиозными общинами, что опять же является апостольской заповедью: "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12. 18). Для этого мы должны встречаться, обсуждать волнующие вопросы, искать точки соприкосновения. Отсутствие общения очень часто приводит к появлению ложных стереотипов, непонимания, неправильной интерпретации намерений и действий той или иной религиозной общины. Бывает, что одной встречи достаточно, чтобы предотвратить конфликт, грозящий перерасти в столкновение, в том числе с пролитием крови. Кроме того, у нас очень богатая повестка дня для совместного обсуждения. Религиозные общины сталкиваются с одними и теми же вызовами современности: безверием, низким нравственным состоянием людей, доминированием земных ценностей во всех сферах жизнедеятельности.
Именно эти соображения побуждают нас участвовать в межхристианских, межрелигиозных организациях, поддерживать двусторонние и многосторонние диалоги с другими конфессиями и религиями. Сегодня наша Церковь участвует в работе таких организаций, как Всемирный совет церквей, Конференция европейских церквей, Всемирная конференция религий за мир, Европейский совет религиозных лидеров. В России и в СНГ при активном участии Русской Православной Церкви действуют Межрелигиозный совет России и СНГ соответственно. Мы намерены и далее развивать дружественные связи с другими религиозными общинами.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Святейший ответил на вопросы участников
Всемирного фестиваля молодежи
04.03.2024
Доклад Святейшего Патриарха на первом
собрании духовенства Московской митрополии
22.02.2024
Выступление на XII Рождественских
Парламентских встречах
31.01.2024
Все статьи Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45