Национализм и утрата идентичности

Общество 
0
301
Время на чтение 6 минут
На современном этапе развития технологий глобальной гегемонии особое внимание уделяется вопросам организации идентификационного управления. Сущность этого явления заключается в том, что в результате воздействия на сознание человека, оно "начинает не просто поддаваться воздействию извне, а, прямо наоборот, само начинает гиперактивно и как бы из себя самого выстраивать на месте собственного сознания чужое сознание, эрзац-сознание, сознание превращЈнное и симуляционное, замещая далее собственную жизнь жизнью чужой. Таким образом, консциентальное оружие поражает субъектную сторону сознания, т.е. способность идентификации - саму силу самоопределяться, строить и исполнять образ себя". В рамках реализации плана по формированию глобальной системы идентификационного управления происходит навязывание народам мира новой идентичности, чаще всего, в форме национализма.

Дискуссия вокруг национализма в России поднимается сегодня с новой силой. При этом чувствуется некоторый разлад в понимании самого термина. Думается, для того, чтобы прояснить здесь все до конца, необходимо обратить внимание на некоторые детали.

Многие люди относятся к национализму положительно и сами считают себя националистами. Но большинство таких людей понимают национализм как синоним слова патриотизм. В этом смысле здесь спорить не о чем.

К другой группе людей относятся те, кто понимают национализм как собственно национализм. И это люди, соответственно, делятся на тех, кто относится к нему положительно или отрицательно. Среди первых, в частности, все более популярными становятся лозунги "уравнивания" русского народа в правах с национальными меньшинствами России - вплоть до создания этакой русской автономии внутри РФ. Именно об этом явлении есть смысл говорить в рамках дискуссии об идентификационном управлении. Более того, современный российский национализм очень сильно связан с современным российским империализмом (впрочем, не только российским). Эта тема напрямую выводит нас к ответу на вопрос о контурах новой российской идентичности.

Господствующие в среде либералов представления о национализме демонстрируют довольно специфическое понимание этого явления, для которого характерно включение в его содержание дополнительных признаков, таких, например, как уважение прав человека и др. Национализм сейчас рассматривается, прежде всего, как "гражданский национализм" (в противовес этническому или этатистскому, хотя допускается и предполагается развитие этнического национализма до уровня гражданского) - главное условие построения демократического общества. Так, польский социолог Ядвига Станишкис пишет по этому поводу: "Драмой народов, которые были вынуждены жить в советской империи, является то, что национализм здесь выступает не только неизбежным (из-за отсутствия других основ для гражданского общества), но и, в некотором смысле, необходимым, как первый шаг в борьбе общества за свою автономию в его взаимоотношениях с государством".

Важнейшими чертами гражданского национализма являются предоставление гражданских прав всем жителям государства, независимо от их этнического происхождения, свободная национальная идентификация, признание права граждан на выбор языка и культуры, в том числе создание автономий для национальных меньшинств.

Пока что единственным достаточно изученным альтернативным типом национального устройства является советская модель. Ему приписывают "оторванность от корней", этатизм (важная роль государства в жизни людей и неотделение государства от общества) и враждебность к "чужим" (неприятие чужеродных идей и концепций - "закрытость").

Построение демократии через национализм предполагает отделение общества (нации) от государства, прекращение идентификации государственности и народа. Народ лишается государственности как необходимой части своего бытия и начинает воспринимать свое государство как нечто внешнее, потенциально даже враждебное.

Лишение народа государственности происходит через внедрение мифа о "народном суверенитете". Национализм, собственно, и призван дать ответ на вопрос "что есть народ?", чтобы четко обозначить субъекта этого суверенитета. Причем, как уже говорилось выше, существенными атрибутами такого - гражданского - национализма являются защита прав человека, в том числе прав меньшинств, "демократизм" и т.д. В связи с этим, исходя из положений естественно-правовой доктрины (в рамках которой и возникла концепция народного суверенитета), нация будет иметь право свергнуть всякое правительство, не уважающее права человека. Если учесть, что "права человека" очень крепко увязаны со "свободным рынком" и всеми остальными элементами либеральной концепции общественного устройства, то, выходит, гражданский национализм, прежде всего, является средством разрушения самобытной государственности народа и навязывания ему государственности западной (с превращением самого народа в "нацию"), что является важным шагом на пути к выстраиванию соответствующего самосознания новой нации.

Другой факт, касающийся нового (гражданского) национализма, на который необходимо обратить внимание, - это его практическое воплощение. Обвинения в адрес советского общества по поводу его закрытости, неприятия "чужих" (см. выше) служат аргументом в пользу гражданского национализма как наилучшего решения национального вопроса. Здесь, однако, следует отметить, что сама практика построения гражданского общества и демократии "цивилизованными" народами включает в себя продолжительные периоды яростного расизма (не изжитого, впрочем, и сейчас). Этот расизм означает в буквальном смысле разделение людей на полноценных и неполноценных (недочеловеков) и характерен он был не только для фашистской Германии, но и для всех других западных наций. Граница между человеком и нелюдем проходит по границе нации и определяется не только по критерию происхождения, но и по критерию (вспомним законы против бедных в раннебуржуазной Англии, борьбу протестантов и католиков в Европе, белых и черных в США и т.д.).

Этот расизм повсеместно уживается с "уважением прав человека" и "терпимостью". Эти принципы, безусловно, распространяются только на членов нации. В период после Реформации это было наиболее открыто. Но и сейчас - как можно судить по степени однообразности применения норм международного права - такое разделение сохранилось. Таким образом, национализм, являясь идеологией, задает для народа новое видение мира и себя в мире. Выстраивает новую систему координат "свои - чужие" и обеспечивает идентификацию нации с новой цивилизационной общностью. Иначе говоря, национализм является способом включения народов в западный мир посредством воздействия на сознание. (При этом существенной чертой почти всякого нового национализма является его радикальная антиисторчисность: современные интересы нации понимаются как исконные ее устремления; демократическая западная государственность понимается как смысл всего существования нации, соответствующим образом преобразуется понимание истории; "мы" сегодня приравнивается к народу на протяжении всего его исторического развития).

Важной чертой всякого национализма (в том числе и гражданского) является его эксплуатационная сущность. Национализм устанавливает критерии человеческой полноценности. И люди, не включенные в состав "своих", полноценных, теряют право на применение к ним понятий о каком-либо праве вообще. Процветание нации обеспечивается эксплуатацией различного рода "чужих" (которые часто являются представителями того же народа). В этом смысле национализм является мировоззренческой основой империализма. Принцип империи - осуществление господства над другими народами в универсальном масштабе - является высшей формой воплощения национальной идеи. Империализм есть мессианизм: воспринимая другие народы как неполноценные, недоразвитые, белый человек осознает свой долг - наставить эти народы на путь истинный. За это, правда, с наставляемых народов берется жестокая дань.

В России существует некоторое смешение понятий в вопросах о нации и об империи. Причина этому очевидна: Россия долгое время существовала в форме Российской Империи. Однако нашим современным "русским националистам" и "русским империалистам" было бы неплохо напомнить о том, что "русский национализм" и "русский империализм" являются понятиями с нулевым объемом. Дадим слово Ивану Солоневичу - певцу империализма в России.
"По вопросу о национализме у меня есть некоторые особенные точки зрения. Повторяю - я не националист, я империалист. А Империю я понимаю не как "эксплуатацию", а как службу. Этакую простую штабс-капитанскую службу. К каковой службе мы, русские, приноровлены, по-моему, лучше всех остальных людей мира. Но это - нелегкая служба. В понятие национализма неизбежно входит какой-то элемент эксплуатации и заработка. В понятие империализма входит элемент долга и службы".

Выходит, русские монархисты понимают империю как державу, а имперский принцип как державный, суть которого не эксплуатация и власть, а долг и служение. Государство Российское - княжество ли, царство, империя или Союз Советских Социалистических Республик - строилось всегда на народных, а не на национальных, на державных, а не на империалистических началах.

К сожалению, эта точка зрения сейчас уже забыта, как забыта и точка зрения русских монархистов собственно на национализм: "С огорчением должен сознаться, что я не националист. Я - империалист. Ибо, если в основу будущего отстроения Империи Российской мы поставим не имперский, а национальный принцип, то на оном принципе мы далеко не уедем. Сейчас же возникает необходимость определить границы нации. Войдут ли в понятие этой нации только великороссы? Или великороссы, малороссы и белорусы? И сможем ли мы отказать в "национальной принадлежности" таким немцам, как покойный адмирал фон Эссен? Или таким полякам, как проф. Петражицкий? Или тем нашим кавказским кунакам, которые совсем не плохо дрались за Россию?" (И.Л.Солоневич).

Принимая национализм в качестве идеологической основы построения России и требуя создания русской автономии, наши патриоты отказываются от последних признаков русскости, от последнего из того исторического, исконно русского, что еще есть в современной Российской Федерации - соборности, неотделенности судеб народов России от судьбы самой России. Этим создается благодатная почва и для "русских" империалистов, вовлекающих нас в бытие ради власти, за счет эксплуатации других народов (три пункта "империалистической" программы А.Чубайса:
1. Национализм ("содействие развитию русской культуры");
2. Экономическая экспансия;
3. "Свобода и демократия").

Нельзя поддаваться на красивую игру слов и отказываться от нашего исторического наследия! Нельзя увлекаться лихими концепциями и позволять себе отрываться от духовных корней. Нельзя собственными руками рыть могильную яму для России.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии