Парижский мезальянс

После Зарубежной Церкви настала очередь Экзархата

Религия 
0
109
Время на чтение 4 минуты
Продолжается собирание русских церковных сообществ вокруг Московского Патриархата, начатое при поддержке государства и самого президента Путина.

После визита в Москву с 14 по 28 мая этого года первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра (Шкурлы) и его исторической встречи с Патриархом Алексием II ни у кого больше нет сомнений в том, что в скором времени можно ожидать воссоединение этих ветвей русского православия, разделенных трагической историей ХХ века.

Вслед за Зарубежной Церковью становится вполне логичным воссоединение с Московским Патриархатом и другой ветви русского зарубежного православия - Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции, являющейся Экзархатом, находящимся в подчинении Константинопольского Патриарха

Западноевропейский Экзархат был основан в 1930 г. в Париже митрополитом Евлогием (Георгиевским), прервавшим общение с Московским митрополитом Сергием (Страгородским), Местоблюстителем патриаршего престола, и одновременно отказавшимся войти в юрисдикцию Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. В результате митрополит Евлогий и его паства перешли в юрисдикцию Вселенского Константинопольского Патриарха.

С 1 мая 2003 г. Экзархат возглавляет архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер), фламандец, уроженец Бельгии, бывший католик, принявший православие. Административный центр Архиепископии находится в Париже.

"НГР" уже неоднократно публиковала материалы о взаимоотношениях Экзархата и Русской Православной Церкви (РПЦ). Эта тема стала особенно актуальной после письма Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 1 апреля 2003 г. В нем Патриарх предлагал западноевропейским приходам русской традиции вернуться в лоно Русской Матери-Церкви и составить единый митрополичий округ под юрисдикцией Московского Патриархата. На страницах нашей газеты эту проблему уже обсуждали русские парижане: Никита Струве, Никита Кривошеин, Михаил Соллогуб и Василий фон Тизенгаузен, секретарь Епархиального совета Архиепископии.

Мнения эти диаметрально противоположны. Одни из представителей эмиграции высказывались за то, что Архиепископии следует поддерживать братские отношения с Москвой, но оставаться в юрисдикции Константинополя. Другие же, наоборот, уверены в том, что только временные политические обстоятельства вынудили митрополита Евлогия в 1930-е гг. искать поддержки у Константинополя и сейчас, когда Церковь на родине свободна, существование Парижского экзархата является анахронизмом.

Именно этим разномыслием вызвано создание в Париже "Движения за поместное православие русской традиции в Западной Европе" (OLTR), которое выступает за возвращение русских приходов в лоно Матери-Церкви и сохранение традиционного русского духа в диаспоре... Обо всем этом говорил в своем интервью нашей газете барон фон Тизенгаузен ("НГР", # 8 от 12 мая 2004 г.).

Вскоре после этой публикации мы получили письмо из Парижа, за подписью профессора А.Нивьера, члена Епархиального совета, в котором от имени архиепископа Гавриила сообщалось, что барон фон Тизенгаузен более не является секретарем Епархиального совета и его мнение не отражает официальной позиции Экзархата. Все это свидетельствует о том, что в Архиепископии существуют противоречивые и взаимоисключающие тенденции.

Сам архиепископ Гавриил высказал свою точку зрения по данному вопросу в интервью парижскому еженедельнику "Русская мысль" (# 8 (4493), 26 февраля - 3 марта 2004).

В этом интервью владыка Гавриил достаточно пространно рассуждает о взаимоотношениях Архиепископии и Московской Патриархии, а также о письме Патриарха Алексия II. Письмо это пришло в Париж в тот самый момент, когда скончался архиепископ Евкарпийский Сергий (Коновалов), возглавлявший Западноевропейский экзархат с 1993 г., а его преемник еще не был избран.

Экзархат, по словам архиепископа, был всегда готов к диалогу и общению с Россией. Еще в 1945 г. митрополит Евлогий написал ходатайство о воссоединении с Московским Патриархатом и получил соответствующий указ Патриарха Алексия I (Симанского). Одновременно митрополит обращался в Константинополь с просьбой вернуться в юрисдикцию Москвы, но ответа не получил и поэтому до конца жизни оставался экзархом Вселенского Патриарха.

Сам владыка Гавриил поддерживает теплые отношения с представителем Московского Патриархата в Париже, архиепископом Корсунским Иннокентием (Васильевым), совершает совместно с ним богослужения и, видимо, вполне этим удовлетворен. Но мирным отношениям, как утверждает Гавриил Команский, повредило письмо, подписанное Патриархом, которое архиепископ определил, как "шаг, чреватый ненужными раздорами в церковном теле".

По мнению архиепископа, после того как в Париже получили патриаршее письмо, обстановка обострилась. И это обстоятельство осложнило продолжение диалога. А предложением о создании единого митрополичьего округа архиепископ Гавриил, как он сам признался, "был очень удивлен и даже уязвлен".

Представитель Константинопольской Патриархии даже подозревает, что письмо от имени Московского Патриарха было подготовлено в Париже в рядах "Движения за поместное православие", в среде эмигрантов, увлеченных великодержавными идеями президента Путина и желающих духовного единения с постсоветской родиной.

Париж не спешит сближаться с Москвой. И дело здесь не только в политике... Не последнюю роль играют культурные и национальные аспекты: дело в том, что Архиепископия приходов русской традиции в значительной мере утратила свой изначальный облик. Более половины приходов уже нерусские, а в русских приходах теряется знание родного языка и культуры, что, впрочем, нисколько не огорчает владыку Гавриила, заявляющего: "Мы же не русская колония!" Поэтому для многонационального Экзархата было бы нежелательным соединение с Московским Патриархатом, который, по мнению архиепископа, "на данный момент ведет довольно националистическую политику, что и настораживает многих православных как нерусского, так и русского происхождения".

Эти православные, по словам владыки Гавриила, не хотят воссоединения с Москвой: "Повсюду я слышу просьбу: владыка, останемся там, где мы есть, потому что мы здесь свободны!" Однако вопрос о дальнейшем существовании русского православия на Западе, судя по всему, архиепископа Гавриила не беспокоит. И это вполне понятно! Так же, как понятно, почему русских людей, оставшихся таковыми, несмотря ни на какие испытания, это не может не беспокоить.

Недавно мы получили из Парижа письмо князя Александра Трубецкого, который намеревался ответить на интервью архиепископа Гавриила на страницах "Русской мысли", однако редакция отказала ему под предлогом завершения полемики на эту тему... Руководствуясь правилом: "Да будет услышана и другая сторона", мы предлагаем вниманию читателей письмо князя Трубецкого.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Урушев
Патриарх Третьего Рима
Святитель Иов предал анафеме Лжедмитрия и до конца остался верным Годуновым
19.07.2007
Под знаком зверя
Церковный раскол XVII века обернулся величайшей религиозной драмой русского народа
10.02.2007
Яблоки на снегу
Обычай праздновать Новый год в январе ввел Петр I
22.12.2006
В новую жизнь со старой верой
Митрополит Андриан пытался перекинуть мост между Древней Русью и современной Россией
08.09.2006
Все статьи Дмитрий Урушев
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27