Современное паломничество: Вернуть России Псков

Новости Москвы  Религия 
0
193
Время на чтение 5 минут
С каждым годом в России активизируется паломническое движение к православным святыням, прерванное после революции на десятилетия. Если туристический бизнес - бизнес, в котором клиент, путешествуя, хочет получить за свои деньги положенное количество удовольствий и развлечений. То паломничество - не туризм, это путешествие к Богу. Здесь за те деньги, что заплатил за поездку, получаешь неизмеримо больше. Предлагаю два интервью с руководителями паломнических служб в Пскове: настоятелем храма Иоанна Богослова о. Андреем Таскаевым, руководителем паломнической службы Вертоград (8-8112-72-05-32) и Татьяной Назаровой, руководителем турфирмы Звонница (8-8112-72-46-68)

- Батюшка, наверное, существует немалая разница между паломничеством тогда и сейчас?

- Раньше жизнь была совсем другая, размеренная, неспешная, людей волновали совсем другие проблемы. Паломники готовились идти по святым местам, заходили еще по пути в разные монастыри поклониться святыне. Долго собирались, получали благословение, ходили на полгода, шли пешком. Это была большая радость. Сейчас другие темпы. Кто же позволит человеку ходить месяц - другой в паломничество? Нужно кормить семью, работать. Поэтому дается возможность верующему потрудиться. Не на себя и свои нужды, а на церковь своим трудом, за который он получает деньги. И эти деньги жертвовать на паломнические поездки, в храмы и монастыри. В таком паломничестве твой труд принимается как жертва.

- Какая идея у Вашей паломнической службы Вертоград?

- Я восемь лет возглавляю по благословению Владыки исторический отдел при Троицком кафедральном соборе. И мне было очень печально, когда я столкнулся с тем, что приезжающие гости к губернатору ли, к какой-то другой власти, даже и православные паломники из других епархий не понимают, что за город Псков. И когда мы им показывали наши святыни, наши монастыри и церкви, они впервые начинали понимать, что такое Псков в духовной истории России. У людей наступает полное онемение: "Мы никак не ожидали". И я для себя сделал открытие: Россия забыла, что такое Псков. Для многих это просто провинция, глубинка на границе с Эстонией. А Псков был не только военным форпостом, но и духовной столицей России, святыней. Я много работаю в архивах и основываюсь на трудах академика Макеева и профессора Вернадского, которые утверждают, что Псков в Х1У-ХУ1 веках был духовным центром России. Это Дом Святой Троицы. А что такое Святая Троица? Это Бог. В честь Святой Троицы на Руси не было храмов до Х1У века. И княгиня Ольга основала церковь в Пскове до крещения Руси. Русь начинает строиться с храма, посвященного Богу, и это случилось в Пскове. Потом вокруг этого храма стекаются люди, первые христиане. Они строят крепость, город, то есть из своих корней Псков был изначально христианским. И его называли Дом Святой Троицы.

В год присоединения Пскова к Москве (это был последний русский город, присоединенный к Московскому государству) в 1510 году, псковичи пишут елиазаровскому старцу Филофею, которого почитали за духовного отца: "Что делать? Встречать битвой, или подчиниться, потому как боимся лукавства москалей". В те века Москва уже стремилась на Запад, она была прозападной, псковичи это чувствовали и боялись за свою святыню. И известное изречение Филофея о будущем: Два Рима пали, Третий - стоит, четвертому - не бывать, на самом деле о российском православии, а не о Москве персонально. Это уже потом придумали: Москва - Третий Рим. Кстати, в то время Псков представлял город - монастырь, и не по числу храмов и церквей, которых действительно было очень много, а по аскетической жизни горожан.

Псковичи были удивительно духовно могучими. Филофей Василию Ш писал: "Бойся Дома Святой Троицы, он был и останется духовным центром России, не смей обижать Псков". И Василий Ш, как православный человек, Пскова не тронул, но поступил хитро: триста лучших, опытных, умных государственных мужей - псковичей, храмоздателей - участников псковского Вече, переселил в Москву, на Сретенку, а в Псков привез деревенских москвичей. Но Псков все равно развивался удивительно. И сохранил свою первозданную чистоту, святыню. Мы и хотим, чтобы Россия вспомнила Псков как Дом Святой Троицы, мы хотим об этом говорить, когда к нам будут приезжать паломнические группы.

- А какова цель вашей деятельности?

- Самое важное, как я уже сказал: заявить России о Пскове, а второе - поддержать наши храмы и монастыри. Вот мы были в Палкино, а там 5-6 бабушек ходят на службу. Мы привезли целый автобус паломников. Батюшка онемел от радости. Обрадовался не только потому, что выручка была двухнедельной, а поговорить о Боге можно было, благословил каждого. В месяц "заработок" храма четыре тысячи, какой здесь ремонт и поддержание церкви? Вот, если бы паломники приезжали почаще. Ведь мы показываем то, что не показывают турфирмы, о чем не знают обычные туристы.

- Кто сейчас паломник, о. Андрей?

- Любой человек, ищущий Бога. Человек, который хочет прикоснуться к святыням, коснуться Божией благодати, узнать что-то важное для себя. Мы беседуем в паломнических путешествиях со священниками, настоятелями монастырей, братией о Боге, трапезничаем, паломники купаются в святых источниках, которых у нас замечательно много.

Если Вертоград - паломническая служба только организованная, то Звонница занимается паломническими поездками с 2001 года. У нее есть лицензия. И как говорит Татьяна Назарова, мы и туристическая фирма, и паломническая, но, прежде всего - паломническая. На что есть благословение от нашего Владыки Евсевия.

- Татьяна, так зачем люди отправляются в паломнические путешествия?

- Люди едут, прежде всего, помолиться святыне, которой нет в том месте, где они живут. Есть, наверное, и какие-то свои проблемы. Едут, чтобы духовных сил набраться, поддержать себя и своих близких, просят у Господа того, в чем есть нужда.

- Маршруты паломников Звонницы?

- Мы проехали очень много. Были на Валааме, в Дивеево, в Санаксарском монастыре, в Киеве и Почаевской Лавре, в Троице-Сергиевой Лавре и т.д. Везде есть чудотворные иконы и источники. Их немало и у нас в Псковской области. В Озерах Гдовского района, где служил местночтимый святой Илларион Гдовский, в храме Покрова Божьей Матери покоятся его святые мощи, сохраняется дерево, возле которого он молился. Люди получают исцеление, набираются духовных сил.

Есть святые источники Никандровой пустыни, в Мальском монастыре, возле Георгиевской церкви в Камно, Изборске, где не только Славянские ключи - источник Двенадцати апостолов, а есть и другие. В Крыпецком монастыре - исцеляющее недуги святое озерцо св. Саввы Крыпецкого.

Недавно мы были в деревни Балчино, где хранится чудотворная икона греческого письма Стилиана, у нее просят исцеления больным детям. Мы почти всю область объездили, но не были на ее юге, а там много интересных храмов: Локнянский район, Куньинский, где в деревни Клин родился Патриарх Тихон.

- Паломничество - это недорого?

- Да, это гораздо дешевле, чем обычный туризм. Паломничество менее комфортно, мы обычно едем до места ночью, нам не нужно гостиниц, ночуем в монастырях. И мы не закладываем такую прибыль, как в традиционном туристическом бизнесе. Паломничество - это менее всего бизнес.

- А есть какая-то подмога храмам и монастырям, куда вы путешествуете?

- Это одна из главных наших задач. Не только знакомство с псковскими святынями, но поддержать наши дальние приходы, где на службе прихожан два - три человека, а батюшки служат молодые, с семьями. В таком приходе, как, например, в Кобыльем Городище, в Ремде, Теребенях просто существовать сложно. И мы, таким образом, помогаем. Паломники покупают свечи, заказывают требы, жертвуют, а мы от Звонницы привозим свечи, лампадное масло, иконки и деньги.

- И какие Вы видите перспективы у паломничества здесь, в Пскове?

- Особых перспектив я не вижу. Кто ездил три года назад, тот ездит и сейчас. Ведь паломники - люди небогатые. Правда, активизировались паломнические поездки, которые организуют приходы некоторых псковских храмов, и получается, что иногда на одной неделе могут быть поездки в одно и то же место от разных фирм и приходов. Все это неплохо, но группу набрать уже сложнее. И лучше оказывать посильную материальную помощь разным церквям. У нас получается конкуренция, а здесь, мне кажется, ее не должно быть. Надо договариваться. И для начала сделать общий паломнический сайт Псковской земли.

22 апреля 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наташа Богомолова
Все статьи Наташа Богомолова
Новости Москвы
Все статьи темы
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
На картошку!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:22
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59