Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Ульяновские страдания

Сергей  Серюбин, Благовест (Самара)

04.06.2004

В Симбирске-Ульяновске приступил к работе собкор Православной газеты "Благовест" по этому региону Сергей Серюбин. И, наверное. не случайно первая его статья в "Благовесте" затрагивает самую важную проблему современного Православного Симбирска...

Каждый, кому когда-нибудь дела-ли операцию под местным наркозом, помнит, какие мучения переносит человек уже после нее, когда наркоз прекращает свое действие. Мне кажется, очень похожее происходит сейчас и c русским народом, со всеми нами. Чтобы сподручнее было кромсать и ампутировать часть за частью Душу Народную, богоборческая власть ввела в свое время людям наркоз - атеизм, религиозное безпамятство. "Операция" прошла вполне успешно, потом наркоз стал отступать и нам стало больно, а потом и "хирурги" куда-то скрылись... И что мы имеем?
Думаю, ситуация вокруг строительства кафедрального собора в Ульяновске может более-менее полно ответить на этот вопрос.

Старый Симбирск

Основанный в 1648 году Богданом Хитрово, город был крепостью и входил в состав Засечной Черты, защищавшей внутренние земли Руси от набегов восточных соседей. Симбирск быстро разрастался и со временем стал городом с высокой Православной культурой. В нем действовали Духовная семинария, мужское и женское духовные училища, Спасский девичий монастырь, Покровский мужской монастырь, город имел два кафедральных храма - Никольский зимний и Троицкий летний, неотапливаемый, которые считались единым кафедральным собором. В Симбирске было еще тридцать три храма! В летнем Троицком кафедральном соборе в 1894 г. служил Литургию Всероссийский Батюшка - будущий святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1832 году в Симбирске учреждается самостоятельная архиерейская кафедра. Богат был Симбирск и подвижниками Христовыми - яркой звездой воссиял в XIX веке блаженный Андрей Ильич Огородников. В 1998 году блаженный Андрей, Христа ради юродивый, Симбирский чудотворец, был прославлен Церковью как местночтимый святой Симбирско-Мелекесской епархии. Чудотворные мощи его обретены и пребывают ныне во Всехсвятском храме. Были и другие, хотя и непрославленные, подвижники. Например, "служка Божией Матери и Серафимов", помещик Николай Александрович Мотовилов - сотаинник Преподобного Серафима Саровского. Закончил Симбирскую семинарию и первое время служил в Симбирске будущий архидиакон отец Константин Розов, постоянно сослуживший Святому Патриарху Тихону. Он обладал мощнейшим басом и огромным ростом, поистине - "архидиакон всея России". Инспектор Симбирской Духовной семинарии М. Барсов известен как составитель одного из самых известных Толкований на Апокалипсис. Здесь находился в эвакуации Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий (Страгородский), смиренно служа в маленькой кладбищенской Воскресенской церкви. Именно из Ульяновска уехал Владыка Сергий в Москву по вызову И.В. Сталина. Итог мы знаем - Митрополит Сергий стал Патриархом, гонения на Церковь в СССР временно прекратились, в войне наступил победный перелом.
Прославились наши горожане и в делах сугубо государственных. Именно с Симбирска пошло выражение "столбовое дворянство". Столб - как опора Императорскому Трону - изначально стал гербом города. Патриотизмом и верностью Православному русскому Монарху симбиряне отличались всегда. Две волны бунтовщиков накатывались на город, но ни разинцы, ни пугачевцы взять Симбирск не смогли. А симбирский помещик Денис Давыдов стал "классиком" русской партизанской войны 1812 года.
С 1786 по 1851гг. в состав обширной Симбирской губернии входил и уездный город Самара. В недавно обнаруженной "Бархатной книге" благотворителей Троицкого собора есть и имена самарцев.
Помним мы, однако, и другие имена.
Стал Симбирск родиной и известного историка Карамзина. Его главный труд - "История государства Российского" - пронизан ложью и злобой в адрес благочестивейшего русского царя, Помазанника Божия, собирателя земли Русской Иоанна IV Грозного. Похоже, "брат Карамзин" просто выполнил заказ своей масонской ложи. Ведь князь Баратаев, предводитель губернского дворянства, возглавлял симбирскую масонскую ложу такой степени влияния, что влиял на расстановку министерских постов в столице.
Удостоил нас сомнительной чести и еврейский мальчик, который после смерти своего отца был усыновлен русским - директором Симбирской гимназии по фамилии Керенский.
Ну и конечно, основную известность в новейшее время наш город получил как родина "самого человечного человека" - Владимира Ульянова (Ленина), а также его братьев и сестер, из которых на втором месте по "рейтингу" стоит его старший брат - Александр, повешенный в Шлиссельбургской крепости как участник неудавшегося покушения на жизнь Помазанника Божия - Русского Царя.

Советский Ульяновск

Долгие годы родина Ильича была одним из идеологических центров "ленинизма". Здесь побывали все - Хоннекер, Кадар, Цеденбал, Гусак, Герек и другие... Все поволжские соседи-города являлись закрытыми для посещения иностранцев, и только наш "город - остров" был открыт. Ежедневно от речного порта на Волге, от железнодорожного вокзала, от аэропорта по городу разъезжались вереницы туристических автобусов.
На всю Ульяновскую область в то время действовали только четыре церкви, две из которых были в Ульяновске. Местный уполномоченный по делам религии М. Кошман добился даже закрытия архиерейской кафедры в 1959 году. Впрочем, утешением явилось то, что управление приходами до 1989 года временно перешло к замечательным куйбышевским Архиереям - Митрополиту Мануилу (Лемешевскому), а затем и Архиепископу Иоанну (Снычеву). Последний вспоминал: "Как в Ульяновск ехать служить - я с собой лекарства от сердца беру. Очень тяжело там молиться!"
К 1970 году - столетию Ленина -в городе доломали стены ограды Спасского монастыря, сровняли с землей мужской Покровский монастырь, упрятав в землю всякие следы захоронения блаженного Андрея, отправили в запасники краеведческого музея Святыню епархии - чудотворный образ Пресвятой Богородицы "Боголюбивая" старинного афонского письма, варварски разрушили Спасо-Вознесенский храм на пересечении улиц Гончарова и Ленина. Его обломками завалили огромный овраг на соседней улице, сейчас на этих обломках - плавательный бассейн "Спартак". Снесли Владимирскую церковь - портила "гармонический облик" Ленинского Мемориала, искалечили и превратили в облархив могучий Германовский храм.
Еще ранее, в конце 30-х годов, в нарушение инструкции из Москвы сначала подожгли, а потом взорвали величественный летний Троицкий кафедральный собор. Фундамент заровняли и заасфальтировали. Сейчас здесь уже не Соборная площадь, а площадь Ленина. Стоит здание Администрации области и огромный памятник вождю.
Ранее взорвали зимний Никольский собор, в алтаре которого под спудом остались до сего дня благочестивые останки четырех симбирских архиереев.
Не пощадили даже Никольскую (Казанскую) церковь - сравнительно небольшую, построенную казаками Богдана Хитрово, в которой в 1870 году был крещен Владимир Ульянов. Снесли по соображениям "революционной целесообразности" - зачем компрометировать фактом крещения "светлый образ" вождя?
Когда в апреле 1970 года Брежнев приехал на открытие Ленинского Мемориала и привез области очередной орден Ленина, город завершил свое полное духовное перерождение. Убежден - не было в Союзе более идеологически "обработанного" города, чем Ульяновск. Активно работали и кузницы кадров - "сатанинские семинарии и училища": каждый год университетами по марксизму-ленинизму штамповались десятки и сотни "бойцов идеологического фронта". Одним из них, кстати, был и я. Было, Господи!

На пути к Симбирску

В 1988 году, когда по всей России шло празднование 1000-летия Крещения Руси, в Ульяновск на торжество приехал Архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн. Приехал не один. Пригласил своего давнего знакомого и духовного друга - молодого викария Ленинградской епархии - Епископа Тихвинского Прокла (Хазова). Когда-то Владыка Иоанн участвовал в его епископской хиротонии.
Через год, в 1989 году, в Ульяновске была вновь открыта архиерейская кафедра. И назначен был на нее тот самый Владыка Прокл! Прозорлив был Владыка Иоанн... Помню, какой шок вызвало появление Владыки Прокла - в черном монашеском клобуке - на трибуне приглашенных гостей на первомайской демонстрации 1990 года. "Пусть привыкают!" - сказал он тогда кому-то из верующих. "Мы десантировались в Ульяновск как на Безстыжий остров", - еще одна его фраза того времени (поясню: до создания Волжского водохранилища посреди русла Волги был длинный узкий остров. Версий, по которым его назвали Безстыжим, несколько...).
Митрополит Сергий (Страгородский) в разгар гонений 30-х годов сказал: "Даже если власти построят город и назовут его Безбожеск, я пошлю туда епископа. Ведь там - наши русские люди". Именно в такой "безбожеск" общесоюзного масштаба и приехал Епископ Прокл в 1989 году.
Сказать, что за почти пятнадцать лет служения Владыки сделано многое, - ничего не сказать. Конечно, времена изменились - внешние условия стали более благоприятными, но ведь и сделано сколько! Действуют около ста приходов, два монастыря, рукоположены более сотни священников. В души десятков тысяч ульяновцев вновь возвращается вера Православная. Епархия возродилась!

Кафедральный собор

У Симбирска нет достойного кафедрального собора. Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы "Неопалимая Купина" уже много лет считается кафедральным. Но деревянное старинное здание не соответствует статусу главного собора губернии. Святейший Патриарх Алексий II за годы своего Патриаршего служения побывал с визитами почти во всех епархиях России, но до сих пор не был в Ульяновске. Сначала этому визиту мешал атеизм руководства области, а потом, уже при Шаманове, та самая проблема - нет достойного храма.
Не брался раньше и не берусь сейчас претендовать на роль выразителя единственно правильной точки зрения по этому вопросу. Слишком все запутанно и сложно. Столько векторов сил действует одновременно! Православный народ - за собор. Вяло воцерковляющаяся власть - кто как. Бюджет - пуст. Местный бизнес такую стройку не вытянет. Коммунисты - категорически против. Иноверцы - "толерантны", по крайней мере внешне (немного нервничают мусульмане: у них в центре города вроде бы обнаружились древние тюркско-булгарские захоронения). Широкие массы - почти безразличны.
27 апреля на площади Ленина состоялась панихида по усопшим четырем симбирским архиереям,честные останки которых пребывают под спудом на месте будущего строительства. В своем кратком слове Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл сказал: "Для одних собор - это памятник искусства, для других - духовное начало... Если есть трудности, значит дела идут".
Кафедральный собор - лицо епархии, проблему решать, конечно же, надо. Но как?
Здесь три болевые точки.
Первая - Соборная площадь (ныне - Ленина) с оставшимися нетронутыми фундаментами двух кафедральных храмов - Троицкого и Никольского. Это идеальный вариант - строить по старым чертежам на старом месте. Чертежи сохранились в Синодальном архиве в Санкт-Петербурге.
Вторая - не очень далеко от них - бывшее здание просторной Германовской церкви, ныне областной архив. Мощная каменная постройка. У нее разрушили великолепную колокольню и пристроили новодел, служебное многоэтажное помещение. В читальном зале, в бывшем алтаре, на бывшем Горнем месте вместо иконы Христа повесили портрет "вечно живого" земляка. При минимальных затратах церковь быстро могла бы достойно принять Архиерейскую Кафедру.
Третья - В начале девяностых годов было принято решение по чертежам разрушенного Спасо-Вознесенского храма построить новый собор на новом месте. Не в центре, как ранее, но и не на окраине, место оживленное. Предполагалось, что именно он и станет новым кафедральным собором. Получили благословение Патриарха. За дело энергично взялся диакон Алексий Скала (ныне иерей). Выделили великолепный земельный участок, огородили, забили свайное поле, построили уютный, но небольшой деревянный храм - и финансирование прекратилось.
Не берусь судить, какой вариант лучше, я просто высветил ситуацию. Пусть теперь выскажутся заинтересованные стороны. Перескажу их позиции своими словами.
22 апреля на площади Ленина прошел митинг коммунистов. Общий смысл лозунгов и выступлений примерно следующий - "Руки прочь от Ильича!", "Площадь Ленина - для Ленина, а не для Троицкого собора". Также у коммунистов вызвали жалость несколько десятков лип в сквере, где предполагается строительство, - их неминуемо придется спилить.
Известный предприниматель Исаак Павлович Гринберг давно уже находится в конфронтации с Епархией, - в начале стихийной приватизации он сумел приобрести здание бывшей Симбирской Духовной семинарии, превратил его в торговый центр на главной улице города и не желает вернуть эту церковную собственность Епархии. Его "примыкание" к протестующим выглядит абсолютно логичным.
Георгий Дмитриевич Курнаков, председатель Ульяновского областного Совета ветеранов войны и труда. Советом было подготовлено Обращение в адрес губернатора В.А. Шаманова по поводу будущего строительства. К этому Обращению присоединились профсоюзы, ветеранские организации и движение "Ульяновцы". Они не против строительства кафедрального собора, но предлагают не восстанавливать старый, а строить новый - в память воинов, погибших во всех российских войнах, а не только в войне 1812 года, как встарь.
Руководитель Совета ветеранов убежден, что возведение Троицкого собора на площади Ленина, рядом с его памятником - это "мелкая пакость" Ульянову-Ленину.
Сергей Борисович Петров, историк. Его позиция - восстановить весь комплекс симбирских храмов на старых местах, по прежним чертежам. Речь идет о трех - кафедральных Троицком и Никольском соборах и Никольской (Казанской) церкви, стоявших в одном ряду и создававших неповторимый облик Православного Симбирска. Он убежден, что Православная Церковь в Симбирске восстанавливается в правах уже навсегда, и делать все надо основательно. Памятник Ленину с площади следует аккуратно переместить к Ленинскому Мемориалу.
Ярослав Валентинович Горностаев, заместитель главного архитектора г. Ульяновска. Относительно места строительства Троицкого собора городские власти не возражают. Определенная заминка вызвана письмом руководства Ленинского заповедника от 16 апреля 2004 г., в котором сообщается, что в районе будущего строительства археологи Областного управления культуры обнаружили неизвестные ранее захоронения знатных граждан Симбирска вокруг бывшего зимнего Троицкого кафедрального собора. До цивилизованного решения этого вопроса заповедник возражает против строительства собора. К тому же, при свайном фундаменте неминуемо дадут трещины ветхие исторические здания вокруг стройки (краеведческий музей, корпус сельхозуниверситета, Дворец книги...), фундамент желательно делать путем жидкой заливки бетоном, укладки блоков...
Александр Николаевич Зубов, директор Государственного историко-мемориального заповедника им. Ленина, считает, что Ульяновская область не готова на сегодняшний день к таким масштабным стройкам, - для этого нет средств. Если начнется долгострой, то на 20-30 лет вся центральная часть города будет изуродована. А.Н.Зубов заверил читателей нашей газеты, что он не против Православия, но лишь за то, чтобы все было по закону. Он признался, что в своем родном селе даже спросил однажды у священника, является ли его невольное сопротивление строительству кафедрального собора актом атеистическим, богоборческим? И священник его заверил, что нет, ведь он (А.Н. Зубов) лишь стоит на страже Закона...
Александр Викторович Вискалин, зав. археологическим отделом ГИМЗ
Александр Викторович - это тот человек, который практически производил в городе почти все значимые раскопки. Я обратился к нему, чтобы он прояснил ситуацию об обнаруженных захоронениях в свете упомянутого письма А.Н. Зубова от 16 апреля 2004 г. Оказалось, что интерес к месту возможного строительства кафедрального собора чрезвычайно высок. Задача археологов - проверить тревожную информацию. В частности, мусульмане считают, что корни города более древние и основан он тюрко-булгарами. Подобные захоронения даже были обнаружены несколько лет назад рядом с фундаментом Дворца книги и возле автозавода. Попутно уточняется местонахождение симбирского Кремля - границы, вал северной стены.
Инициатива копки грунта в районе будущей стройки, по его словам, принадлежит Епархии. Она даже оплачивала их работу. Было это летом 2003 года. Была поставлена задача - найти край фундамента бывшего Никольского собора. Трудились две недели, приняло участие около сорока человек. Вскрыли около 20 кв. метров. Сделали два шурфа. Культурный слой оказался сильно перемешанным, возраст - не ранее семнадцатого века. Следов булгарских захоронений не обнаружено. Один из шурфов уперся во внешнюю кладку алтарного фундамента. Дальше не пошли. Другой шурф сделали в стороне к югу от алтаря и обнаружили три захоронения. Первое - детское, в дубовой колоде с крестиком (конец XVII века, позже Петр I повелел хоронить в гробах из недубовых досок, а дуб сдавать только для строительства кораблей русского флота). Второе - женское, в гробе, начало XVIII века.
Андрей Владимирович Салтыков, главный эколог города. На сегодняшний день все вопросы согласования с ним решены. Его согласие на строительство получено. "Завис" вопрос о неизбежной вырубке деревьев, но в ближайшее время он, видимо, будет решен положительно.
Сергей Арнольдович Кангро, глава архитектурной фирмы "Кангро" (г. Ульяновск) сказал, что фундамент будет все-таки не заливным, а свайным, однако сильных ударных воздействий на грунт (а значит, и разрушения соседних ветхих исторических зданий) удастся избежать за счет того, что вначале под каждую сваю будет буриться скважина примерно на три четверти ее длины, потом в нее опустят сваю и только тогда забьют до нужной глубины. Что касается разработки документации, то общий проект собора разработан, согласован, утвержден. Рабочая документация готова пока лишь на фундамент.
Николай Викторович Пронин, советник губернатора области по связям с общественными организациями, руководитель регионального отделения Всероссийского "Фонда Святителя Николая". Начало работы над возрождением собора - 2002 г. Тогда состоялось совещание у губернатора В. А. Шаманова с участием Владыки Прокла. Курирование проекта было поручено ему, Н. В. Пронину.
Начали с того, что обратились к историкам, краеведам. Оказалось, что архивы собора с его чертежами целы и находятся в Санкт-Петербурге. Тогда встал вопрос - а желают ли жители города, чтобы Собор был восстановлен? Провели опрос общественного мнения. В результате выяснилось, что 83 процента ульяновцев - за, 6 процентов - против. 75 процентов горожан не видят ничего плохого в том, что собор будет соседствовать с памятником Ленину. Опрошенные члены компартии и мусульмане также в целом положительно отнеслись к идее восстановления собора. Что радует - активно поддержала эту идею молодежь. А на митинге протеста против строительства храма, по его словам, были почти одни старушки - "комсомолки 30-х - 40-х", возможно те, кто участвовал когда-то в сносе этих соборов. Они и сейчас - против.
Комиссия из Москвы во главе с ведущим архитектором-координатором Минкульта РФ В.Ю. Кесслером рассмотрела все имеющиеся варианты и отдала предпочтение именно строительству собора на месте Никольского кафедрального собора. Тем более, что этот Никольский собор изначально являлся Троицкой церковью, очень древней, построенной в годы основания Симбирска. Этот взгляд комиссии обсуждался с участием Владыки Прокла, губернатора В.А. Шаманова и руководителя заповедника А.Н. Зубова. Все сошлись во мнении (в том числе и А.Н. Зубов!), что именно это наиболее приемлемо. Это мнение было вынесено на Коллегию Министерства Культуры РФ. Было получено ее положительное заключение в виде документа - "Проект корректировки охранных зон заповедника имени Ленина", где собор размещен на месте бывшего Никольского собора. Проект прошел согласование в институте "Спецпроектреставрация", во Всероссийском обществе охраны памятников культуры России. В итоге появился документ, подписанный мэром Ульяновска П.М. Романенко, "Разрешение на проектно-изыскательские работы для воссоздания Свято-Троицкого кафедрального собора". Археологические, геологические изыскания были произведены, по архивным чертежам восстановлена точная копия Троицкого собора, причем размеры были переведены в современную метрическую систему измерения. Сделан запрос в соответствующий институт, занимающийся противооползневыми мероприятиями, от которого получен официальный ответ, что на этом месте строительства никакой угрозы оползней нет. Затем проект рассмотрели в Министерстве Культуры России и дали положительное заключение к его реализации.
После этого начался второй этап строительства - на стол мэра легло письмо Владыки Прокла с просьбой об отводе земельного участка. В настоящий момент отвод земли завершен - между Управлением по имуществу города и Симбирской Епархией заключен Договор об аренде земельного участка под строительство собора.
Лист согласований, который получил оргкомитет, оказался на удивление большим - 18 подписей! Однако все они сейчас получены, кроме двух - первого заместителя мэра А.Н. Стоякина и самого мэра. Наиболее упорного противника - А.Н. Зубова - пришлось "обходить" через его вышестоящее начальство - Министерство культуры России. Что и было сделано.
Все эти полтора года работа велась спокойно, методично. Оппоненты, видимо, думали, что все это - лишь некий политический трюк. Но когда они увидели, что реальное строительство может со дня на день начаться, спохватились и организовали шквал протеста - от коммунистов, от других организаций. Проект-распоряжение пока мэром не подписывается по той причине, что на строительной площадке подлежат вырубке около 40 деревьев. Чтобы их снести, нужно дополнительное распоряжение мэра. Сейчас оно готовится. Руководство оргкомитета надеется на помощь Божию, ожидает скорейшего подписания документов всеми руководителями, и тогда начнется историческое строительство.
Естественно, тогда все упрется в деньги. Но Н.В. Пронин и в этом вопросе проявил оптимизм. Желающие в значительной мере профинансировать строительство собора есть. Но в основе финансирования строительства должен лежать принцип соборности - всем народом, вместе, собором люди должны построить этот собор. По опросам, более половины симбирян готовы вложить свои скромные средства в общую копилку. Общая сумма вложений граждан может достигнуть половину необходимой суммы. А сама сумма определяется как 110 млн. рублей. К тому же существует возможность удешевления общей стоимости еще на 15 процентов за счет жесткого подхода не к экономии материалов, а к "накруткам" посредников.
Второй источник - бизнесмены, местная элита, ульяновское "землячество" в Москве. Третий источник - всероссийский "Фонд Святителя Николая" (Андрей Юрьевич Быков - советник Президента России). Фонд готов выделить около 30 млн. рублей.
Так что проблема не в деньгах, а в том, что кому-то из чиновников просто не нужен собор!
Борис Васильевич Аржанцев, архитектор, историк, автор книг по градостроительной истории Симбирска. Почетный гражданин г. Ульяновска.
В Федеральном Законе от 2002 г. "Об объектах культурного наследия" говорится, что при принятии решений о воссоздании памятников религиозного значения должно учитывать мнение религиозных организаций. Многолюдная панихида 27 апреля на Соборной площади убедительно показала это самое мнение. Наш Троицкий собор объединит всех горожан.
На месте, где принято решение сейчас восстанавливать Троицкий собор, была самая первая деревянная церковь Святой Живоначальной Троицы внутри симбирского Кремля. Потом она сгорела в конце XVII века, и в 1712 году (спустя более десяти лет) там же построили каменный храм Святой Живоначальной Троицы: так он именовался до 1841 года, когда построили новый храм - святого Александра Невского в честь победы Русского оружия над Наполеоном в войне 1812 г. и заключения всеобщего мира в Европе в 1814 г. Этот храм был настолько благолепен, красив, настолько украшал город и притягивал всех жителей города и приезжих, что его переименовали в 1844 г. в Свято-Троицкий. А тот каменный Свято-Троицкий свое название утратил и получил новое наименование - Никольский собор. И вот на его месте сейчас и будет строиться уже третий по счету Свято-Троицкий собор.
По словам Аржанцева, у русских архитекторов еще с XIII века есть такое понятие, как модуль (своего рода стандарт, единица измерения, основополагающий принцип). Этим понятием оперировали при планировке и закладке каждого города, крепости. В нашем случае модуль развития города Симбирска формировался тем, что та первоначальная деревянная Троицкая церковь (на месте которой сейчас планируется возведение Троицкого собора) находилась строго в его центре. И это формировало весь город! Получается, что более удачного места расположения для нового Троицкого собора и придумать невозможно! Что это - идеальный вариант!
Во-первых, он будет на этом месте уже третьим храмом, и все три носили имя Святой Троицы: первый - Троицкий деревянный храм (сгорел), второй - сначала каменный Троицкий, затем переименован в Никольский (взорван), и вот сейчас третий - тоже Троицкий.
Во-вторых, место расположения всех этих храмов - религиозный стержень города, географический центр Православия в древнем Симбирске. Ведь все эти Троицкие храмы стояли точно в центре Симбирской крепости - Кремля. В условиях вражеской осады, когда жизни симбирян висели на волоске, Троицкий храм был местом единой соборной покаянной молитвы горожан ко Господу. И, условно говоря, кресты над этими храмами являлись географической "привязкой" для древних симбирских архитекторов, отмерявших симбирские земли этими "модулями", словно циркулем. Так появлялись "маячки" - храмы Православные, которые для градостроителей являлись своего рода контрольными точками, ориентирами, чтобы отталкиваясь от них, гармонично, разумно и комфортно развивать всю городскую инфраструктуру. Поистине, мужи разумные и богобоязненные правили нашим градом.
Как знать, наверное, не случайно наши предки и почивших архиереев симбирских хоронили под алтарем именно зимнего, Никольского собора, а не летнего, Троицкого. Помнили, видимо, крепко - какой из них духовно главнее...
Почему архитектор и краевед Аржанцев так активно взялся за восстановление именно Троицкого, а не Никольского собора? Ответ прост: Троица - Святая Святых, основа основ, основа Православия в России, - поэтому именно на восстановление этого собора, по его мнению, надо в первую очередь направить все усилия.
Архиепископ Прокл (Хазов), Правящий Архиерей Симбирско-Мелекесской епархии. Вся документация для строительства собора оформлена. Сейчас идет сбор средств для начала строительных работ. Первоначальные договоренности, твердые заверения в помощи уже есть. Владыка заявил, что если оргкомитет не соберет для начала хотя бы 10-12 млн. рублей, то не то что строительство не начнется - даже закладного камня ставить не будут!

И прощены. И не каемся...

У Бога нет ничего случайного. Тем более в таком важнейшем вопросе - быть в епархии кафедральному собору или нет. И то, что его до сих пор у нас нет, тоже не случайно. Ведь иметь достойный кафедральный собор - это высокая честь. А достойны ли мы ее?
Симбиряне-ульяновцы за всю ту кровавую вакханалию 1917-1989 гг., наверное, больше других россиян провинились пред Господом. Спала уже со страны пелена безбожия, снова открыты храмы, снова, как и всю тысячу лет Православия на Руси, появилась надежда Спасения...
Но нет, видимо, не принесли мы еще достойных плодов покаяния.
Не вразумляют нас даже местные "египетские казни": ни катастрофическое положение с электро- и теплоснабжением области, ни тотальное разграбление экономики области, ни даже угроза аннулирования области как субъекта Российской Федерации или введения прямого президентского правления, ни коллапс городского муниципального транспорта, ни массовая наркомания среди подростков, ни заросшие на две трети посевные площади полей, ни гигантское количество абортов, ни вымирание населения на исконно русских землях и массовое заселение их "беженцами" с Кавказа и Средней Азии...
Не понимаем мы по-хорошему!
Ну, а раз не понимаем, то и Святая Троица не создает Себе Дома на нашей земле в Своем соборе. Быть может, не желает Бог строительства собора во имя Святой Троицы в Ульяновской области, в городе Ленина, в Ленинском районе, на площади Ленина, от которой берет начало улица Ленина, в соседстве с памятниками Ленину с одной стороны и К. Марксу - с другой. Если даже рядовой священник чаще всего при освящении квартиры отказывается ее освящать, когда видит в ней какие-нибудь зверские маски чудовищ, фигурки языческих божков, каббалистическую символику или просто толковник снов, то что же говорить о Триедином всемогущем Боге - Святой Живоначальной Троице, Которую люди зовут освятить Собою храм в городе, где каждый камень пропитан "вечно живым Ильичом"!
Может быть, эти обстоятельства между собой очень жестко связаны? Ведь Ульяновск - город особый.
Наркоз отходит. Нам больно...

Реквизиты для благотворительной помощи на возведение Троицкого кафедрального собора в Симбирске:
Благотворительный Фонд
"Возрождение Свято-Троицкого кафедрального собора"
ИНН 7325035496 КПП 732501001
Р/с 40703810400000000026
К/с 30101810100000000887
БИК 047308887
Филиал "БИН-Ульяновск", АКБ "БИН" г. Ульяновск



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме