Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Опасность встречают по сигналу тревоги

Невское время

04.06.2004


Как отразить наступление нацизма …

"Зиг хайль!" - среди бела дня, прямо на людной улице, через 60 лет после блокады и 59-го праздника Победы вдруг этот клич несостоявшихся завоевателей. Тот же ритуальный взмах рукой, стекленеющий взгляд - все всерьез, все как у них, да еще российские матюги по адресу "черных", которым не будет пощады от "белых". Тешилась обыкновенная на вид шпана, только что бритоголовая - скинхеды, стало быть. Так теперь она называется. И на ее под этаким заморским именем счету множество не чего-нибудь - убийств, в том числе малолетних детей "нетитульной нации", осквернений могил, расистского буйства на улицах, рынках и в электричках, о чем сообщения едва не каждый день - как сводки с фронта.
И кольцо этой новой блокады все сужается, поскольку ответных наступательных операций почти не происходит. Но есть человек, который вправе считать себя опытным специалистом по этой части, - Александр Павлович Файн, учредитель и директор первого в городе и стране частного Института подростка, один из учредителей подросткового содружества "Герой" (директор Виктор Горшарук) и недавно созданной Ассоциации уличных социальных работников, действующей одновременно и в Петербурге, и в Берлине. Правда, именно как человек знающий, опытный, он уверен, что как раз воевать с фашиками-скинхедами нет смысла. Во всяком случае, не в этом, считает он, суть дела:
- Убийцы, бандиты, хулиганы - бритоголовые они или нет - все одно: убийцы, бандиты и хулиганы. И все, совершая преступления, становятся клиентами одного и того же милицейского ведомства. А наше дело - профилактика. Есть расхожее мнение: милиция во всем и виновата. Скинхедов-преступников ловит плохо, в конфликты с их участием предпочитает не ввязываться, задержанных в побоищах, драках скинов отпускает. И вообще едва им не сочувствует. Но я так не считаю. Если работа милиции в целом и оставляет желать лучшего, это еще не значит, что, стоит ей как следует взяться за фашизоидную публику, все будет в порядке. В Европе, в том числе в Германии, таких недобрых молодцев тоже хватает. Но фашистов нейтрализуют антифашисты, некоторые из них тоже, между прочим, называют себя скинхедами. Проблема и там есть, но не чета нашей - потому что решается. Потому что в этом активно участвуют не только полиция, но и специальные организации - "ферайны", частные фирмы, проекты которых финансирует государство, или частные же спонсоры.
Во всех больших жилых домах имеются офисы социальных работников - они организуют досуг, помогают решать ребячьи и родительские проблемы ближайших территорий. При этом специализируются по отраслям своего дела, включая работу с неофашистами, о которых знают все: какой у них "фирменный", до деталей, "прикид", какие основополагающие идеи, символика, кто друзья и враги, где тусуются, какая музыка им "в кайф". Это чтобы научиться разговаривать с ними на их языке. Потому что только тогда можно начинать такую работу. Но это в Германии так считают. У нас же социальные работники вообще дефицитная профессия. И на все про все одна милиция. В основном - одна. А мы хотим, чтобы нашей частью этого дела мы и занимались - то есть специалисты. Для чего и создали Ассоциацию уличных социальных работников.
- И программа имеется?
- Пока только берлинский ее вариант. Но зато уже действующий. Наши клиенты - юные русскоязычные эмигранты, которые не в ладах со всем и вся: и с такими же неприкаянными в чужой стране турками, и хозяевами ее - немцами, и сами с собой. Таких немало, они находят друг друга и сбиваются в тусовки с "нацистским" уклоном. Импортный их вариант не отличается от российского: те же бритые головы, тяжелые бутсы и драки как основной способ общения с миром...
- И уважают они, как известно, только силу. Только она им указ. А у вас на что расчет?
- Программа называется "От первой республики до последней диктатуры". То есть в основе поучительная история германского фашизма. Спрос на такие знания у этих ребят есть. Учебникам они не верят, другая информация у них самобытного происхождения, потому много вопросов. Вот мы на них и отвечаем. Два раза в неделю собираемся по этому поводу. Отвечают специалисты-историки, просто германские граждане, жившие в те времена. Путешествуем по стране, бываем в знаковых для истории фашистского рейха местах. В том числе в Бухенвальде были. Слушали рассказы бывших узников. Это все как бы открытые уроки истории, которые нам дают очевидцы - служившие режиму и страдавшие от него.
А ведь как все начиналось! Знающие люди - в том числе очевидцы - рассказывали и о том, что идеи национал-социализма многим гражданам Веймарской республики пришлись по душе. Как же: Германия превыше всего... за чистоту расы... культ здорового арийского человека... Гордый патриотизм в бедной побежденной стране. А чем все кончилось?
Нацизм, как пещерная идеология, - путь в никуда. Но это для большинства старших в обеих странах однозначно. А молодые все открывают заново. Что у нас и происходило в свободных дискуссиях после таких вот поездок по стране и берлинских встреч. А потом наши ребята отправились в гости к бургомистру столицы, который был готов отвечать на любые их вопросы, поспорить, если надо. Там так принято. Постоянный диалог представителей верховной власти с юными гражданами города идет под девизом "Молодежь вмешивается...". И тема иммигрантов, проблем, с ними связанных, там звучит вовсю...
- В России она тоже звучит...
- Но публичных дискуссий не слышно. Поэтому и проблем все больше. Дикую ненависть доморощенных скинхедов к приезжим южанам, к "нерусским" подогревают заинтересованные дяди и тети. Иногда это любимый прием конкуренции по-российски: сжить приезжего соперника со свету с помощью злых мальчишек. А иногда их просто обращают в свою веру активные расисты, выдающие себя за больших патриотов. И у тех и у других это неплохо получается, потому что сколько-нибудь серьезного противодействия нет. Милиция их всерьез не принимает, ей не до них, а доступных молодежных клубов единицы, работы с ребятами по месту жительства почти нет, все идет как идет, и по улицам уже бродят банды неприкаянных малолеток, которых приручают в своих целях и фашиствующие граждане, и просто бандиты.
А в Германии иначе. Действуют законы прямого запрета фашистской символики, разжигания национальной розни. Именно - действуют. И те, кому невтерпеж пощеголять нацистскими атрибутами, точно знают: это дорого обойдется. Однозначно и сразу.
Это во-первых. А во-вторых, власть признает, что проблемы, которые подогревают неофашизм, действительно существуют, и предлагает цивилизованные варианты их решения. Они обсуждаются. Идет прямой диалог - в том числе с молодежью. И участвуя в нем, мы развиваем свою программу профилактики правого экстремизма. Разработали специальный многочасовой курс тернистой истории скинхедов, фашизма, элитных частей СС. Создали об этом обстоятельную экспозицию, делают ее в основном сами ребята...
- А власть там не опасается, что эти знания только добавят популярности, привлекательности тем же скинхедам?
- Мы исходим из того, что диалог с ребятами должен быть открытым. Никаких замалчиваний. Наоборот: стараемся представить эти темы наиболее полно, в том числе малоизвестными фактами. О том, например, что движение skinheads, зародившись в рабочих кварталах Англии начала прошлого века, никакого отношения к расистской злобе не имело. Местные ребята долго не ладили с матросами, которые в пабах (пивных) и на улицах вели себя вызывающе. Тогда рабочие парни, чтобы лучше держаться друг друга в потасовках с недругами-мореходами, придумали себе нечто вроде униформы для драк: ботинки "Доктор Мартинс", куртки без воротников - и при этом сбрили шевелюры. Сегодня у скинхедов множество группировок: от bonekeads ("черепов" - закоренелых шовинистов) до sharp, которые как раз против расовых предрассудков. Нашли интересные подробности истории войск СС. Оказывается, в рядах этого отборного воинства в свое время, при всех поклонах "белой расе", числились индуистские, арабские, других смуглых народностей части. Это тоже информация к размышлению.
- У петербургской программы есть особенности?
- И там и здесь на педагогическом языке эти программы можно определить примерно так: "научение нормальным человеческим отношениям как социальное лечение специально организованной жизненной средой". Вот эту среду в обоих случаях мы и организуем. С участием самих же ребят - там и здесь самоуправление.
Все похоже на привычные им тусовки. С музыкальными вечерами, путешествиями и спорами-разговорами. Только исключается в обязательном порядке агрессия. Наши петербургские ребята недавно побывали в гостях у берлинских. Должен быть и ответный визит. Особенность в Петербурге одна: здесь так и не прозвучал до сих пор общий сигнал тревоги, должный оповестить об опасности наступления нацизма, чтобы отражение его стало одной из главных задач городского правительства и, может быть, по-берлински нашей общей программой действий.
Стена дома, возле которого в феврале была зверски убита 9-летняя Хуршеде Султанова, была осквернена вчера ночью. За день до этого молодежной организацией к месту гибели ребенка были возложены цветы, а на закрашенном фрагменте стены подворотни выложили буквами надпись - "Защитим наших детей!". Но уже на следующий день утром в офис организации обратилась жительница одного из домов в переулке Бойцова, которая сообщила, что за ночь неизвестные варвары поверх призыва защитить детей вывели черным цветом свастику и слово "Зачем?". Как говорится в заявлении организации, жители близлежащих домов.

3 июня 2004 г.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме