Ледовое побоище было

05.05.2004
9 апреля на сайте "Известия.Ru", 10 апреля в газете "Известия" опубликована заметка Ильи Стулова "Александр Невский - герой. Но тевтоны - не псы-рыцари", приуроченная к апрельским дням памяти Ледового побоища (5 апреля 1242 года). 12 апреля статья с подзаголовком "Ледового побоища не было. Ошибки истории" была размещена на сайте "Известия Науки", созданного с целью "правдиво и доступно информировать о достижениях во всех областях человеческого знания, бороться с лженаукой и околонаучными деятелями и теориями, которые наносят реальный вред государству". Суть разрекламированного рядом СМИ "научного открытия" сводится к утверждениям, что Тевтонский орден крестоносцев был "эталоном демократии", а "прибывшие в Ливонию в 1237 году тевтонские рыцари сразу же приступили к переговорам с соседями, и практически все приграничные споры были очень быстро урегулированы мирным путем".
С теорией калининградского краеведа не согласна кандидат исторических наук Евгения Назарова, автор многочисленных научных работ по истории крестовых походов в Прибалтике (см. В.И.Матузова, Е.Л.Назарова, Крестоносцы и Русь. Конец XII в. - 1270 г. Тексты, перевод, комментарий, М., 2002). Ниже публикуется комментарий Е.Л.Назаровой, предоставленный по просьбе корреспондента "Седмицы.Ru" Юрия Клиценко:
"Насчет "эталона демократии" - можно провести некие аналогии во внутреннем устройстве Тевтонского ордена, но, конечно, ни в коей мере ни в том, как Oрден в качестве сеньора и ландесгерра обращался с подвластным населением в Восточной и Юго-Восточной Прибалтике. Судя по источникам, по отношению к местному населению - и в ходе завоевания, и в годы существования орденского государства в Ливонии - Орден проводил более жесткую политику, чем ливонские епископы. Но договоры с местным населением заключались - чтобы придать законность перехода власти, а кроме того, необходимо было договариваться с местными нобилями. Без этого укрепить свою власть в регионе было чрезвычайно трудно.
Несколько отличная ситуация была в Восточной Пруссии, так как там было, в отличие от Ливонии, много сельских колонистов. Прусские восстания подавлялись жестоко, война с литовцами была очень жестокая с обеих сторон. Но договоры с пруссами тоже заключались.
Вообще надо иметь в виду, что наиболее жестокими в войнах в Прибалтике были именно отряды крестоносцев, то есть те рыцари, которые приходили со всей Европы - "принимали крест" на год или на период проведения какой-либо военной кампании - по сути дела, те же наемники, которые не собирались оставаться здесь на постоянное проживание и которые не думали о том, как строить отношения с местным населением в дальнейшем.
Договоры с Псковом и Новгородом тоже заключались. Псков пытался использовать уже с начала 13 в. - правда, не Орден меченосцев, а рижского епископа - для укрепления своей независимости от Новгорода. Договоры о ненападении, разделении сфер влияния и т.п. заключались между Ливонским орденом и Новгородом и в 14-15 вв., хотя действовали они недолго.
После того, как Тевтонский орден принял остатки меченосцев со всеми их землями и образовался филиал - Ливонский орден, действительно, было орденское посольство в Новгород (1237 г. или чуть позже) - и чтобы "представиться" как новый "сосед" (так требовал политико-дипломатический этикет), и чтобы понять, что можно получить от этого соседства. В 1240 году Орден вторгся в Новгородские владения. Для нанесения ударов против Новгородского государства были выбраны два основных направления: из Дорпатского епископства на Псков и из датских владений в Северо-Восточной Эстонии на земли с этническим финским населением по южному берегу Финского залива. Вообще дипломатические отношения переплетались с войнами - пограничными или более широкомасштабными - это обычно для средневековья, да и для более поздних времен.
История отношений Тевтонского ордена с соседями не может быть нарисована только одной краской: либо черная, либо белая. Хотя именно "одноцветно" эти отношения долгое время и по политическим мотивам (до войны и лет двадцать после нее) рассматривались в нашей историографии. Это была реакция и на германскую теорию "культуртрегерства", и вообще реакция на войну. Мы воспитывались на фильме "Александр Невский", "псы-рыцари" - это оттуда. Я не помню такого определения в источниках. Но фильм-то снимался в 1942 г. и имел определенное патриотическое предназначение. Нынешний "образец демократии" у некоторых - не столько специалистов, сколько краеведов - это обратный перекос в преувеличенной форме.
Вы правы, действительно надо собрать все высказывания не специалистов по всем журналам, в Интернете и другие и написать популярно для широкой публики. У меня это намерение зреет".
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
"общество"
К истории церкви Иоанна Воина
Легенды и были в жизни храма..
11.08.2016
Ангельский прием
Патриарх принял гостей в трапезных палатах
03.03.2008
Педагогические секты
Деятельность деструктивных групп в Новосибирске
08.02.2006
Все статьи темы