itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Церковные корни русской школы

Новости Москвы  Общество 
0
143
Время на чтение 7 минут
К 355-летию первого государственного учебного заведения в Москве
В Московском государстве просвещение долго оставалось делом частным. Хочешь грамоту разуметь - мечта похвальная, ищи путей, изыскивай средства. Мыслишь без нее обойтись - дело твое; по службе зря не обидят, особливо кто родом высок. Книжное учение, конечно, высоко почиталось еще со времен Ярослава Мудрого, но и "безыскусную простоту" осудить никто не смел. О системе же всеобщего образования, недавно предложенной в Европе Коменским, на Москве в те времена и думать не могли. Слишком много было других неотложных государственных дел. И все-таки было на Руси сословие, которому грамотность положена по чину - духовенство. Церковью готовилось у нас просвещение, церковью оно и началось.

К середине XVII столетия московские духовные власти увидели, что в связи с оживлением политических и торговых связей западная граница становится прозрачной. А значит, предстоит отразить нашествие протестантских и особенно католических миссионеров, уже давно и плодотворно работающих в Литве и на Украине. И тут они с ужасом выяснили, что русское духовенство к этому совершенно не готово. Веками на Руси вырабатывался тип деятельного подвижника-святого, доказывающего веру делами рук своих. Были еще герои - мученики за веру. Но для приезжих иностранцев, да и для подрастающей городской молодежи этого было уже недостаточно. В самом деле, не станешь же назначать штатного чудотворца или страстотерпца в каждый город. Необходимо, чтобы все священники или хотя бы настоятели крупных соборов были в состоянии не только прочитать католику православный Символ Веры, но и отстоять его, показав при этом свою эрудицию и общую культуру. Таких людей в русской церкви было не так уж много.

Картина просвещения России XVII века, вообще, представляется очень пестрой. На древнем новгородском Севере грамотных больше половины даже среди крестьян, вот разве пришлют иногда из столицы не умеющего писать воеводу. В Сибири же на высокие государственные должности порой назначают разбойников и убийц, лишь бы читать умели. За вторую половину столетия Печатный двор в Москве издал больше трехсот тысяч букварей ценой в одну копейку. Но они то тысячами расходятся за несколько дней, то лежат на складе годами. Счет государевым приказным чиновникам писцам и дьякам идет уже на тысячи, и буквы в документах давно уже не печатные. Вот только документы эти замучаешься читать: одни и те же буквы в соседних словах написаны по-разному, да и сами слова выдают писавшего с головой. Если везде "о", то писец северного рода, если "а" - южных кровей.

Дело осложнялось церковным расколом. Плохо продуманное и спешно проведенное исправление древнерусских духовных книг оттолкнуло от церковного начальства людей, воспитанных на русской книжной традиции. Иван Неронов, Аввакум Петров, Федор Благовещенский - лучшие начетчики среди москвичей, все они оказались раскольниками. Вместе с ними, чуя несправедливость церковной реформы к русскому языку, ушли в раскол многие грамотеи. Реформу, в конце концов, завершили, но церковь нажила себе множество новых противников, пламенных агитаторов, хорошо знавших и книги и Россию.

В такой обстановке государство уже не могло оставаться равнодушным. Угроза положению Православной церкви воспринималась как угроза существованию самой Руси. Времена Смуты все еще хорошо помнили. По инициативе и на деньги ближнего государева боярина Федора Ртищева в 1649 году в Андреевском монастыре на Москве-реке (он и сейчас стоит там же, недалеко от здания президиума Российской Академии Наук) основывается первая на Руси богословская школа. Во главе ее становится выпускник Киевской Академии, несколько лет проведший в Греции, Епифаний Славинецкий. История того времени довольно скудна на описания характеров. Мы знаем, что Епифаний до раскола входил в "Кружок ревнителей древнего благочестия", где был дружен и с Аввакумом, и с будущим патриархом Никоном, и с молодым царем Алексеем Михайловичем. Школа его занималась фундаментальным переводом Ветхого Завета с греческого языка на славянский, она же в 1663 году подготовила первое относительно полное печатное издание Библии в России. Через руки Епифания прошло множество церковных книг, назначенных к исправлению. И он, как мог, старался смягчить последствия раскола. Рядом подрастали ученики, уже способные разобраться и в летописном, и в печатном деле. Переводы богослужебных книг увеличили обращение к иностранной литературе - сперва художественной, а затем и научной. Андреевское братство было переведено в Чудов монастырь в Кремле, но затем, с падением Никона пришло в упадок.

Сам Епифаний прожил в Москве долгую жизнь до 1676 года. Русский церковный историк Антон Карташев называет его "живой академией православных наук" (вспомним, что Пушкин писал о Ломоносове). Действительно, на Руси это, пожалуй, первый тип серьезного ученого, работавшего одновременно над многими проблемами, ведавшего книгоизданием, создавшего первый словарь церковных терминов и двуязычные словари для переводов. Он первый стал снабжать печатные духовные книги авторским предисловием. Его рукой переведены и обработаны учебники по географии (с изложением системы Коперника) и анатомии человека, а также написано множество праздничных молитв и канонов, похвальных слов. Но самым популярным трудом Епифания в XVII веке стало "Гражданство обычаев детских", книга, содержавшая правила воспитания детей и их поведения в обществе. Она пользовалась вниманием русских людей до конца следующего столетия.

В 60-х годах XVII века соперником Епифания выступил выдающийся книжник, один из первых русских поэтов и драматургов Симеон Емельянович Петровский, известный нам как Симеон Полоцкий. Он тоже окончил Киевскую Академию, но был выходцем из Белой Руси. Симеон встал во главе школы Заиконоспасского монастыря на Никольской улице. Это была уже настоящая школа с постоянными учениками, набранными из молодых подьячих разных приказов. Государство всерьез взялось за плановую подготовку грамотных чиновников. В школе преподавалась русская грамматика, математика и латинский язык. Официальное изучение латыни породило в Москве большие споры. Против католической ориентировки образования выступили Епифаний и его ученики. Как грибы растут созданные ими "альтернативные" школы: при Печатном дворе (с преподаванием греческого), при церкви Иоанна Богослова в Китай-городе (с преподаванием риторики). Симеон смотрел на это спокойно. Его задачей было общее распространение просвещения, как церковного, так и светского.

Пример московскому люду преподал и сам царь Алексей Михайлович, пригласивший Симеона воспитывать своих старших сыновей Алексея и Федора и обучать их иностранным языкам. Училась у Симеона и их сестра Софья, будущая правительница России. Сейчас трудно что-то сказать о подробностях этой учебы, но современники вспоминают, что она была "приятной". Для своих воспитанников (а иногда и вместе с ними) Симеон перевел и переложил стихами около десяти книг, которые вошли в золотой фонд художественной литературы предпетровского времени. Его ученик Карион Истомин стал автором букваря, по которому учились Петр I и Ломоносов. Симеон умер в 1680 году, оставив Заиконоспасскую школу в наследство Сильвестру Медведеву, автору первого на Руси научно-исторического исследования о московском стрелецком восстании 1682 года.

Все эти и другие начинания в области школьного дела завершились созданием 1687 году "Славяно-греко-латинского училища", называвшегося потом Академией. Во главе первого высшего учебного заведения Москвы и России встал ученик Епифания Евфимий (уже коренной москвич). Программы академии разрабатывали братья Иоанникий и Софроний Лихуды, приглашенные из Греции. Позднее их посты заступили Федор Поликарпов и Иван Головин. Через Академию всякому свободному человеку открывалась дорога к высоким государственным постам.

Но это через пятьдесят лет. Тогда Петр I и его сподвижники, заковав Московскую Русь в петербургский обруч Империи, объявят ее "царством темноты и невежества". А пока надо выучить тех, кто даст книги в руки Петру. Через век Ломоносов подарит Москву университетом. А пока Москва готовится к встрече Ломоносова. Через полтора столетия Карамзин напишет "Историю государства Российского". Ныне же время сбора летописей, переписки сводов, поновления икон. Не всем собирать урожай - кому-то и сад посадить.

Нужно немного подробнее рассказать и об еще одном человеке, потрудившемся для российского образования. Друг и ближний боярин Алексея Михайловича Федор Михайлович Ртищев был воистину удивительным человеком. Его биография напоминает своей тишиной жития многих русских святых. Человек, проведший всю свою жизнь (1625-1673) при царском дворе, Ртищев никогда, например, не мстил своим врагам. Некто Иван Озеров, при его содействии получивший образование и высокий пост, пытался затеять дворцовую интригу против него. Ртищев, будучи его непосредственным начальником, не воспользовался своей властью, но почти десять лет пешком ходил по вечерам к его двери, пытаясь примириться с упрямым подчиненным. Сопровождая государя в польском походе, он, единственный из всего двора, с больными ногами ехал на коне, предоставив свою карету раненым. Он первый устроил в Москве на собственные деньги приют для вытрезвления и излечения пьяных и богадельню для вдов. На свои деньги выкупал узников из долговой тюрьмы и воинов из татарского плена. В голодные годы посылал нуждающимся городам бесплатные обозы с продовольствием. К своим крепостным крестьянам относился бережно, стараясь не обременять их работами и оброком. Перед смертью, выпустив на волю всех дворовых, слезно просил наследников не обременять крестьян " ибо, - говорил он, - они нам суть братья".

Ртищев не обладал никакими особенными государственными талантами, однако славился своей справедливостью, и поэтому разные области Руси, даже вольнолюбивое казачество, время от времени просили пожаловать его к себе на воеводство. В ожесточенных церковных спорах времен раскола он один сумел сохранить дружеские отношения со всеми противниками. В его доме дольше всего в Москве продолжались прения о вере. Протопоп Аввакум, еще не впавший в ересь, одержимо громил латинский уклон Симеона Полоцкого, Симеон резко и насмешливо отвечал ему. Однако само присутствие хозяина не допускало превращения споров в нецензурную брань, как бывало на площадях. Счастье, что именно такой мирный, вдумчивый человек стоял у начала русской школы. Это позволило ей избежать и поверхностного фанатизма, и тщеславной напыщенности. Ртищев своей жизнью завещал ей негордое, сострадательное отношение ко всякому человеку, даже к идеологическому противнику.

Наступал XVIII век, и слово "просвещение" уже связывалось нашими образованными соотечественниками с философами Франции и Германии. Россия казалась им лежащей во мгле. Но мы знаем, что это неправда. Что у нас на Москве было собственное, не заемное просвещение, и во главе его, по словам историка Василия Ключевского, стояли "добрые люди Древней Руси".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Артемий Ермаков
«Прозревший будущую Россию»
Беседа с историком Артемием Ермаковым
28.07.2010
Эхо первого кризиса
Восстание декабристов в контексте глобальных социально-экономических проблем первой половины XIX века
27.12.2008
"Ибо всякий из нас служит!"
Современная государственная идеология России и ее «николаевские» корни
02.12.2008
Все статьи Артемий Ермаков
Новости Москвы
Все статьи темы
Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:21
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59