Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Куда и серый волк не забегал"

Илья  Овчинников, Газета.GZT.Ru

19.04.2004

В Ярославле, Костроме и Нижнем Новгороде состоялись концерты Московского пасхального фестиваля
Метрополия нередко угощает провинцию "товаром не первой свежести", но Пасхальный фестиваль не имеет с этой дурной традицией ничего общего: в города, удаленные от столицы, выехали самые заметные его участники. Проще всего было бы повторить в провинции то, что уже обкатывалось в Москве, однако руководство фестиваля не пошло по легкому пути и подготовило для регионов ряд оригинальных программ.

Провести блиц-репетицию и следом без перерыва начать концерт - для Валерия Гергиева вполне привычный, хотя и вынужденный ритм: в каждый из трех городов музыканты прибывали от силы за час до начала концерта. И если мариинцев таким режимом работы не удивить, то молодому скрипачу Михаилу Овруцкому пришлось сложнее. Лауреат XII конкурса имени Чайковского, ныне аспирант Захара Брона, Овруцкий приехал в Ярославль сыграть с Гергиевым Первый концерт Шостаковича. Для скрипача это первое выступление с коллективом и дирижером подобного масштаба, поэтому Шостаковича, сложного технически и эмоционально, пришлось играть с абсолютной самоотдачей два раза подряд - на репетиции и на концерте. Результат того стоил: продемонстрированные Овруцким глубина, виртуозность и понимание драматургии Шостаковича вполне позволили сравнить его с открывавшим фестиваль Леонидасом Кавакосом, чья звезда восходит довольно уверенно.

Гергиев подарил провинции не только единственное сочинение Шостаковича во всей программе фестиваля, но и еще одну важнейшую ее часть: из семи симфоний Прокофьева две достались регионам. Оркестр Мариинского театра с трудом смог разместиться на сцене Ярославской филармонии, однако прокофьевская Седьмая прозвучала столь же изысканно, как если бы речь шла о любом столичном зале. Возможно, Седьмой в какой-то мере недостает прокофьевской загадочности, побуждающей возвращаться к его сочинениям еще и еще, но она также способна завораживать - особенно тема маятника в первой и последней частях. После овации и двух номеров на бис музыкантов ждал обед, а затем дорога в Кострому. Туда везли оперу "Жизнь за царя", сюжет которой столь тесно связан с этими местами.

Глинку пришлось исполнять в культурно-выставочном центре, напоминавшем советский кинотеатр. Толпа стекалась столь интенсивно, что это, вероятно, была "вся культурная Кострома". Впрочем, публика не сразу настроилась на нужный лад: первая часть оперы, сокращенной и разделенной одним антрактом, сопровождалась активной болтовней в зале. Зато сцена гибели Сусанина была исполнена хором и солистом Сергеем Алексашкиным с такой страстью, что обо всех условностях, присущих опере как таковой, нельзя было не забыть. При словах Сусанина: "Прощайте, дети!" впору было расплакаться, сам же герой не жалел о сделанном выборе. "Туда завел я вас, куда и серый волк не забегал" - последние слова Ивана стали кодой вечера, а прозвучавший следом хор "Славься!" оказался той каплей, которой не хватало для полного катарсиса. И, судя по второй за день стоячей овации, он наступил.

Сыграть за день два концерта в двух городах оказалось не так сложно, как добраться из Костромы в Нижний Новгород. Помимо расстояния в 400 километров настоящим "экстримом" оказался маршрут, пролегающий через деревни и маленькие городки без какого-либо намека на указатели и собственно дороги. К исполнению в Нижнем оперы Штрауса "Ариадна на Наксосе" Валерий Гергиев не смог добраться при всем желании - к счастью, наготове был дублер Леонид Корчмар. Впрочем, когда музыканты заняли места на сцене зала Нижегородской филармонии, ничто не говорило о семичасовом пути: увертюра Чайковского "Ромео и Джульетта" звучала яркими красками, а ее финал был настолько торжественным, будто пародировал все оркестровые финалы вместе взятые. Юрий Башмет не добрался до Нижнего, зато в его тени не оказался молодой китайский пианист Ланг Ланг, вдохновенно и страстно сыгравший рахманиновскую "Рапсодию на тему Паганини". После завершивших концерт Пятой симфонии Прокофьева и пары "бисов" музыканты поспешили на вокзал: их оказалось столько, что пришлось прибегнуть к помощи Сергея Кириенко, распорядившегося прицепить к поезду пару дополнительных вагонов. Принятое в верхах решение дошло до низов в последний момент, однако в итоге уехать смогли все. На очереди Тверь и Великий Новгород.
Газета



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме