За год Россия теряет 7800 детей-самоубийц

Состояние здоровья российских школьников в последние годы иначе как катастрофическим не называют. В цифрах и фактах, подтверждающих эти оценки, недостатка нет, хотя в разных источниках и они существенно различны.

Много самых разных данных прозвучало и на "круглом столе" под названием "О совершенствовании законодательства по вопросам укрепления и сохранения здоровья школьников", который провел в Государственной думе комитет по охране здоровья. Но разговор, как и следовало ожидать, вышел за рамки чистого законотворчества. "Главное - мы перестали кричать "караул!" и начали работать" - так оценил изменения в подходах к проблеме один из участников дискуссии.

Детей у нас рождается мало, а здоровых - и того меньше. На бытовом уровне это сегодня знает каждый взрослый. Итоги Всероссийской диспансеризации 2002 года, хотя и проведенной, по мнению многих врачей и родителей, весьма формально, этому обыденному утверждению не противоречат. Абсолютно здоровыми признаны около 37% детей в городах и 29% - в сельской местности. Хронические заболевания есть у 14% городских детей и у 17% - сельских. У остальных - расстройства функций различных органов.

Школа вносит свою долю в ухудшение здоровья детей. Редкий школьник сегодня не приобретает за годы обучения искривление позвоночника, близорукость, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, органов дыхания... В последние годы врачей особенно беспокоит рост психических расстройств и саморазрушительного поведения детей: по данным Минздрава РФ, в 2003 году 7800 несовершеннолетних покончили с собой.

Почему дети в школе страдают физически и психически? Разные специалисты ищут ответ на этот вопрос, и отвечают они в конечном счете по-разному. Кто-то предпочитает подход социально-экономический: все дело - в низком жизненном уровне большинства российских семей, в плохой оснащенности школ, в низкой зарплате учителей. Кто-то сетует на слишком большие учебные нагрузки: современному ученику приходится много часов сидеть за уроками в вынужденной позе и мало времени гулять и заниматься физкультурой. Одни видят недостатки в медицинском обслуживании школьников, другие - в методиках преподавания. Истина, видимо, требует суммирования всех мнений и фактов. Но дело даже не в том, сколько факторов влияет на здоровье школьника, а в том, какова их иерархия: за какую ниточку надо дернуть, чтобы клубок проблем начал разматываться?

Участники дискуссии - представители регионов, ученые, депутаты - предлагали свои варианты решения. Замминистра здравоохранения Республики Башкортостан Салия Мурзабаева предложила считать критерием оценки работы образовательных учреждений не только успеваемость и выполнение учебных программ, но и состояние здоровья детей. Это, по ее мнению, заставит школы заботиться о внедрении здоровьесберегающих технологий обучения, которых придумано уже немало. Министр образования Республики Татарстан Фарис Харисов рассказал о том, какие хорошие результаты дает введение дополнительных уроков физвоспитания и других видов двигательной активности детей: они реже болеют, лучше учатся. Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке академик РАМН Сергей Колесников считает, что положительно повлияет на здоровье ребят анализ содержания обучения. Сегодня до половины образовательных учреждений используют методики, не прошедшие экспертизу врачей.

Наиболее системный подход к проблеме предложила директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, член-корреспондент РАО Марьяна Безруких. В течение многих лет сотрудники института ведут мониторинг здоровья детей разных возрастов и отмечают все происходящие в нем изменения.

- Мы не должны забывать о том, что у нас до 70% патологии беременности и родов, - сказала она. - А это означает, что примерно у 70% детей снижен адаптивный ресурс, и при любом перенапряжении ребенок может подорвать свое здоровье. Школьное обучение сплошь и рядом связано с перенапряжением адаптивных возможностей детского организма.

К числу самых опасных физиологи относят "стресс ограничения времени", с которым сталкиваются почти все дети, приходящие в школу. Учебные программы построены таким образом, что учитель не может принимать во внимание индивидуальные особенности каждого ребенка. Медлительные дети, которые из-за своих физических возможностей не успевают выполнять задания в отведенное время, обречены на учебные неудачи и накапливающийся стресс. Второй негативный фактор - авторитарный стиль обучения, который распространен в наших школах. Состояние хронического стресса, в котором дети пребывают в школе, может быть причиной роста и обострения как психических расстройств, так и различных соматических заболеваний.

Современная российская педагогическая и медицинская наука создала немало методик, рекомендаций, пособий для учителя и родителей, которые позволяют решать многие проблемы, связанные со здоровьем школьников. Многочисленными дискуссиями о проблеме дело не закончится.


Десять диагнозов для семьи и школы


Школьные факторы риска, проранжированные по значимости и силе влияния:
1. Стрессовая педагогическая тактика.
2. Интенсификация учебного процесса.
3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
4. Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.
5. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
6. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
7. Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
8. Разрушение служб школьного врачебного контроля.
9. Провалы в системе физического воспитания.
10. Отсутствие системы в работе по формированию представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни.

Источник: Центр образования и здоровья Минобразования РФ, Институт возрастной физиологии РАО

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ольга Неверова:
Все статьи автора
"общество"
К истории церкви Иоанна Воина
Легенды и были в жизни храма..
11.08.2016
Ангельский прием
Патриарх принял гостей в трапезных палатах
03.03.2008
Педагогические секты
Деятельность деструктивных групп в Новосибирске
08.02.2006
Все статьи темы