Время проветрить душу

Позади зимние метели, свинцовое, набрякшее снегом небо, колючие, обжигающие ветра... Весна доверчиво вступает на порог, и в ее прогретой синеве ликование - Воскресение Христа. Люди жаждут опамятоваться от раздражения, досады, зависти, неприязни, они жаждут всепрощающе предстать на миру.

С далекого моего детства, еще в жестоко-богоборческие времена звучали пушкинские строки:

...На волю птичку выпускаю

при светлом празднике весны.

Именно с волей, свободой от низменных лукавств связан праздник Пасхи.

Еще одна очищающая особенность Пасхи - Страстная Седмица перед Воскресением, оттеняющая муки Христа за нас, завершающаяся песней торжествующей любви - праздником. Без собственных переживаний Его страданий не постигнуть до глубин одоление тьмы светом.

Пасха вкупе с Вербным воскресеньем, Страстной Седмицей, смертью и Воскресением Христа - суть бытие человеческое, очерченное образно, пронзительно-духовно. Дни Страстной Седмицы - путь через боль и несправедливости к праведному прозрению души.

Иисус, изнемогающий на Кресте, говоря по-нынешнему, аккумулировал все Свои жизненные силы, выискал глазами любимого ученика и вручил Мать его попечениям: "Се, Матерь твоя!". Не одна лишь сыновья забота отлилась в эти вечные слова. Но и Божественная вера в то, что Мать - это единственная цельная благодать, которая разлита в природе.

Чеканно-победное пение взвивается в Пасхальную утреню: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав".

Пасха для христианства привлекательна и тем, что не только в церкви, но и в житейском обиходе она воцаряется со своими красотами, улыбками, обрядами... Доброжелательное единство сплачивает людей, когда ручейками стекаются они ко храму с куличами, крашеными яйцами - святить их, оказывая друг другу мелкие услуги перед столами у церкви. Люди, развязав полотняные холсты, ждут окропления святой водой священником. По-особому приветливый пастырь обрызгает, капли задевают твое лицо, и ты ощутимо приобщен к дарованному свыше веселию Пасхи.

Русские классики воспели Пасху как долгожданное и выстраданное братство. Гоголь, может быть, как никто другой, выявил эмоциональную сущность праздника и призывал: "Взглянуть в этот день на человека, как на лучшую свою драгоценность, - так обнять и прижать его к себе, как наиредчайшего твоего брата, так ему обрадоваться, как своему наилучшему другу, с которым несколько лет не виделись и который вдруг неожиданно к нам приехал..."

В замечательной книге Ивана Шмелева "Лето Господне" оживает старая Россия в ее неповторимости и своеобычае. Писатель живописует Пасху детскими глазами. Это русская Пасха, осиянная простым народным бытом, незатейливым, привычным, и потому сам праздник выглядит как естественная, составная часть жизни русских людей. "...Кажется мне, что на нашем дворе Христос. И в коровнике, и в конюшне, и на погребце... Пришел Христос. И все для Него, что делаем. Двор чисто выметен, и все уголки подчищены... Необыкновенные эти дни - страстные, Христовы дни. Мне теперь ничего не страшно: прохожу темными сенями - и ничего, потому что везде Христос".

Но было бы недостаточно, ограниченно, если бы в нынешней России праздник Пасхи воспринимали только с чисто религиозной точки зрения. Россия сегодня больна многими недугами, здесь не место в них углубляться, каждый их трактует по-своему.

Воскресение Христа с Его трагизмом и вселенской победой над смертью заставляют русского человека "проветрить" свою душу, выкинуть мешающий жить хлам повседневных грехов, стараться, хоть на недолгий срок, не накапливать их внове в себе.

В Пасху, как ни в какой другой час, выпукло проступает надежда - надежда на грядущие перемены в России, надежда, что мы преодолеем зло. Пасха и Россия сегодня сближены, сомкнуты мучительным устремлением к благоденствию.

Достоевский прозорливо подметил неразлучность веры и России: "Русский народ весь в православии... Только в нем, и у него ничего больше нет... Кто не понимает православия, тот никогда и ничего не поймет в русском народе..."

Православие никому, тем более в наше время, не навязывается. Каждый сам себе выбирает путь. Но согласитесь, что постулаты православия, его восторженно-вековое возвеличивание праздника Пасхи неотделимо и от гражданского мышления, ищущего дорогу к Добру.

Я пишу эти строки в подмосковном селении, и сквозь переплетение ветвей из окна, за полем, поглядывает старинная церковь, где хранится глубоко почитаемый православными людьми чудотворный образ Иверской Богоматери.

И я в мыслях произношу: "Богородица! Вся Россия, все наши матери, живые и мертвые, слезно-светло разделяют Твою радость о Воскресении Сына Твоего. Помоги же и нам, живущим в надежде на Воскресение сильной, красивой, не склоненной ни перед кем России, в надежде увидеть ее такой еще при жизни своей".
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Олег Шестинский:
Гобелены Натальи Озерной
  Эссе поэта о творчестве необычной русской художнице Наталье Озерной. 
01.03.1999
Все статьи автора
"общество"
К истории церкви Иоанна Воина
Легенды и были в жизни храма..
11.08.2016
Ангельский прием
Патриарх принял гостей в трапезных палатах
03.03.2008
Педагогические секты
Деятельность деструктивных групп в Новосибирске
08.02.2006
Все статьи темы