Тайна святого яйца

Многие обычаи пришли в православие из глубины веков

Празднование Пасхи - обычай древний, таинственными нитями с нами связанный, о самых важных вещах говорящий - о жизни и о смерти, в их нерасчленимом единстве. Ведь все обряды, сохранившиеся в нашей коллективной памяти, повествуют о том, как душа человеческая идет "путем зерна" - странным путем, не всегда приятным, но необходимым, чтобы наконец воскреснуть. Главный символ Пасхи - яйцо. В нем теплится новая жизнь, оно и есть - семя обновления. Освященное яйцо, как встарь, так и ныне, полагается съесть первым, придя от заутрени. Яйца всех цветов радуги раздаривают соседям, родным, нищим - кому придется. И, уж разумеется, яйцо, будучи великим символом воскресения, чего только не умело, о чем только не радело.

Например, в Ярославской губернии издавна считалось, что пасхальные яйца могут тушить пожары. Поэтому христосовальные яйца хранили за иконами, в красном углу, а чуть где-нибудь наметится пожар, сразу хватали и бежали с ними к горящей избе - кидать в огонь. А вот в Харьковской губернии думали по-другому: достаточно три раза обойти с яйцом вокруг дома (не своего, конечно, а соседского, горящего) - и пожар самоликвидируется. Кроме того, пасхальные яйца славились своими целебными свойствами: ими лечили любые болезни, да и умываться в пасхальную ночь советовали особой водой - на яйцах настоянной. Воду потом выливали, а яйцом, извлеченным из оной, гладили щеки, чтобы стать покрасивее и поздоровее.

После зимних холодов наступает праздник - первый выгон скотины в поля. Ведь застоялась, матушка-кормилица, в хлеву. Для русского мужика скотина в каком-то смысле будет поважнее даже детей. Дети еще народятся, а скотина издохнет - что делать прикажешь? Вот и бытовал обычай: гладить коров по хребту яйцом, чтобы не болела и шерсть гладкой росла. С крашеным яйцом выходили искать заблудившийся в лесу скот - и, что самое интересное, находили.

Яйцо - штука могущественная, загадочная. Как верно выразилась писательница Надежда Лохвицкая (Тэффи), "к ему в нутро не залезешь". Оно - словно та самая таинственная нить, что связывает воедино землю и небо: символ воскресения новой жизни. А жизнь, по древнему народному верованию, никогда не прекращается, не убывает. А если и убывает на время, то восстанавливается потом. Плавно течет она к своему увяданию, а потом набирает сил и выходит из-под земли веселая, нарядная, в весеннем уборе.

Поэтому и живы в тысячелетних сказках образы живой и мертвой воды. Казалось бы - к чему вода мертвая, раз есть живая? Ан нет: мертвой водой побрызгаешь на разрозненные куски мертвого тела, оно и срастется. Все фрагменты, которые доселе виделись как бы поодиночке, порознь, вдруг слились в общую картину, образовали единое тело. И тогда и только тогда приходит черед живой воды - брызнешь ею и целое оживет. И развеселится душа - ведь она восстала к жизни в полноте, в целости, в сохранности.

Поэтому и ищет разбросанные по всей земле куски тела божественного Озириса его сестра и возлюбленная Изида - она собирает бога воедино, соединяет то, что было разорвано, разрушено, разбито. Ведь только целое способно жить и творить. А уж потом приходит черед воскресения.

Поэтому и ходили люди в былое время на тихие деревенские кладбища и огромные городские - и ходят до сих пор - сразу после Пасхи. Этот обычай не устарел и никуда не исчез, даром что нынче мало кто сможет объяснить, почему едет он навестить могилы родных и близких именно в это время и везет узелок со снедью. На деревенских погостах и в наши дни могилы пестреют крашеными яйцами - это священная трапеза, их приносят и оставляют в дар. Тут же у ограды притулилась пустая бутылка водки - вечный символ российского горя и радости.

Катание яиц еще сто лет назад было одной из любимых пасхальных мистерий: их катали с бугорков и пригорков, чтобы оплодотворить землю, катали по озими в поле, чтобы урожай был хорош, катали и по могилам - когда приходили "похристосоваться" с умершими, пригласить их на пир, ведь пир - главный символ жизни. Позже катание яиц по земле превратилось в одну из забав, в веселую игру с уговором - если катившееся яйцо ударялось о другое, на земле лежавшее, то играющий становился законным владельцем обоих.

Главным днем поминовения усопших, общей с ними тризны была Радуница - вторник на Фоминой неделе. Приходили на кладбище с вином, пекли для этого дня пироги и сдобу, садились вокруг могилы - и начиналась трапеза. Покатают яйца, напомнят о воскресении и общей, нераздельной жизни всего мира - ведь все живы, все на пиру вместе. Потом яйца зароют или покрошат птицам. Иногда принимались причитать по умершим - делать "оклички". Усопших угощали на совесть и угощались сами, а по окончании трапезы просили простить, если что не так: "Не поминайте лихом! Чем хата богата, тем и рада!" Веселье на кладбище могло продолжаться аж до ночи, а потом шли по домам или в трактир - дальше праздновать. Нечего и говорить, что духовенство Радуницу осуждало - еще древние русские проповедники очень неласково отзывались о подобных праздничных пирах.

Символы обновленной, воскресшей души - зерно, появившееся из забирающей жизнь и питающей земли и красное пасхальное яйцо - проходят через все весенние праздники. Поэтому в четверг седьмой недели после Пасхи, когда празднуется Семик - окончание весенних полевых работ, девушки подбрасывают яйца вверх, "чтобы лен лучше рос". На Троицу полагалось завить березку, а после изжарить яичницу и тут же съесть ее.

Вообще же подбрасывание, качание и подпрыгивание еще в древнейшем магическом сознании обозначали рост. Движение вверх помогает росткам вытянуться, посевам приняться, пробить толщу земли и выбраться наружу. Именно поэтому без качания на качелях не могло обойтись никакое празднование Пасхи - впрочем, магическое назначение качелей было уже мало кому понятно. Зато в песнях нет-нет да и проглянет что-то смутное, какое-то эхо древнее, вроде "сначала покачаешься, потом и повенчаешься" - дескать, качели стоят у истоков счастливого брака.

Так что все эти подбрасывания и покачивания разных пасхальных персонажей - от яиц до людей - обозначали главным образом плодородие и помощь в обретении новой жизни. Вот и в песне про весну-красну поется:

А вясна-красна что ты вынясла?
Коробей яиц, хлеба булочку.

Вот и "выносит" весна нам хлеб - колосья, проросшие зерна. Из смерти вырастает жизнь. Потом она снова исчезнет, заснет, оцепенеет - до следующей Пасхи. Для всех нас, живущих во времени, этот круговорот неизменен. Как поется в другой, более современной песне: "...то берег, то море, то солнце, то вьюга, то ангелы, то воронье..." Наверное, именно такими словами - или примерно такими - думают зерна, падая в черную землю. И в этой амбивалентности бытия есть что-то таинственное, могучее и одухотворяющее, необходимое для жизни, как в сказках живая и мертвая вода.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Надежда Муравьева:
О подвигах и чудесах
Православная традиция живет во времени и пространстве, несмотря ни на что
09.02.2007
"К ногам Твоим чаша упала..."
Революционерка, монахиня и поэт Елизавета Кузьмина-Караваева до конца осталась верна себе
22.12.2006
Дарвин или Моисей?
Богословие и наука в поисках истины
12.12.2006
Незримая обитель
Разрушенный большевиками Отрочь монастырь с XIII века считался жемчужиной тверской земли
21.06.2006
Все статьи автора
"общество"
К истории церкви Иоанна Воина
Легенды и были в жизни храма..
11.08.2016
Ангельский прием
Патриарх принял гостей в трапезных палатах
03.03.2008
Педагогические секты
Деятельность деструктивных групп в Новосибирске
08.02.2006
Все статьи темы