Почти. Это 1998 год. Люберецкий суд Московской области лишает мать-иеговистку права на воспитание своего единственного ребенка. В тот самый момент, когда люберецкая судья скороговоркой определяла судьбу людей с непонятными ей "идеалистическими взглядами", на противоположном конце Москвы - в Головинском суде - начиналось слушание исторического дела о ликвидации иеговистов и запрете любой их "сектантской" деятельности на московской земле.
В Головинском суде не было ребенка-несмышленыша и матери-изуверки, "навязывающей" ему "отличные от принятых" взгляды. Более того, там не было вообще ни одного потерпевшего и пострадавшего. А были абстрактные "интересы государства", защищаемые прокуратурой Северного административного округа (САО) Москвы. И была вера, якобы несовместимая с этими интересами.
Еще цитата: "Чтобы противостоять подрывной деятельности и поддержать общественный порядок и безопасность, необходимо ликвидировать Ассоциацию в целях защиты граждан и государства". Это - первый антииеговистский документ Третьего рейха (1933 г.), ненавидевшего иеговистов не меньше, чем евреев. Формулировка не сильно отличается от искового требования прокурора САО, поступившего в Головинский суд 65 лет спустя.
Процесс шел долго и мучительно - почти шесть лет. Суд почтительно выслушивал "свидетельства" православных священников о том, что любое другое учение - ересь, разжигающая рознь и разрушающая государство. Эксперты с компьютерами высчитывали доли "светлой" и "темной" лексики в журналах иеговистов. Той и другой лексики, как назло, оказывалось поровну, и суд снова заходил в тупик.
Прокуратура иногда приводила в суд свидетелей - своих, не Иеговы. В основном это были пенсионерки, которые охотно рассказывали драматичные истории своей жизни. Многие из них были матерями-одиночками, работавшими всю жизнь на советскую власть, но получившими в результате грошовые пенсии. Подросшие дети - все, что осталось у них от прежней мечты, - начинали жить своей жизнью, зачем-то покидая родительский дом. В своем одиночестве бабушки винили неправильный религиозный выбор давно подросших детей. В ходе допросов выяснялось, что дети, которым уже по 30 лет, все же заботятся о родителях, помогают им. Но раньше-то они всегда были рядом. А теперь - работа, эти церковные собрания, да еще и "жену себе привел из иеговисток"!
Почти 10 страниц приговора Головинского суда заполнено однотипными рассказами свидетелей, в которых нет ни одного признака "разрушения семьи", "межрелигиозной розни", "доведения до самоубийства". В 2001 году суд признал, что пару лет работал вхолостую, и отклонил иррациональные домогательства прокуратуры. Иеговисты торжествовали победу - как оказалось, не окончательную:
ЧЕСТЬ В МУНДИРЕ
Зачинатели антииеговистской кампании к 2001 году изрядно выдохлись и растеряли сторонников. Гремевший в середине 90-х "Комитет по спасению молодежи от тоталитарных сект", похоже, исчез вообще. Пока шел процесс против Свидетелей, религиозный ландшафт России серьезно изменился. Новоявленные - а посему исполненные энтузиазма и опасности для РПЦ - общины "нетрадиционных конфессий" либо исчезли (как "АУМ СинрикЈ" и "Белое братство"), либо стали "респектабельными" и безопасными (как кришнаиты и мормоны). Эпоха религиозного бума закончилась при "позднем" Ельцине: большинство населения России "привыкло" к религии, численность общин стабилизировалась, а социальных предпосылок для религиозного радикализма (в том числе "нетрадиционного") почти не осталось.
...Однако прокуратура САО не смирилась со своим проигрышем: вопрос встал о защите чести мундира. И - на счастье - в этот момент и высшая государственная власть озаботилась упомянутой честью, начав строительство "вертикали" с опорой на силовиков. И вот Мосгорсуд отменяет оправдательный приговор и направляет дело на новое рассмотрение в тот же Головинский суд, но другому судье - Вере Дубинской. Прокурор Татьяна Кондратьева в духе контртеррора формулирует свои претензии к иеговистам. Они обвиняются в разжигании религиозной розни через распространение экстремистской литературы, в разрушении семьи через отказ от традиционного образа жизни, в вовлечении в общину малолетних и в навязывании своим адептам отказа от медицинской помощи, что может привести к их смерти. Недальновидны, в общем, Свидетели: искусственно повышают смертность среди своих адептов...
Новый судья начинает вести дело с четко "обвинительным уклоном": назначаются новые экспертизы силами сочувствующих православию экспертов, отклоняются практически все ходатайства защиты. Дошло до того, что почти перед самым вынесением приговора Дубинская отказалась выслушивать - в порядке знакомства с прецедентом - решение о реабилитации иеговистов в постнацистской Германии и решения Европейского суда по правам человека, защищавшего права Свидетелей. Наконец, 26 марта выносится разгромный приговор: московская организация "Свидетелей Иеговы" подлежит ликвидации, ее деятельность - запрету. С религиозной организацией в РФ такое произошло всего второй раз: первый вердикт был вынесен "АУМ СинрикЈ" в 1994 году, вскоре после газовой атаки в токийском метро.
Лидер российских иеговистов Василий Калин констатирует: "Ничего не изменилось. Нас осудили за то же самое, за что осуждали при Гитлере и Сталине".
ИНДИКАТОР ТОТАЛИТАРИЗМА
Гонения на "Свидетелей Иеговы" считаются на Западе идеальным индикатором положения дел с правами человека и веротерпимостью. Отношение к иеговистам хорошо показывает градус тоталитарности обществ и государств. Социальные принципы Свидетелей очень жестко сталкивают их с идеологизированными режимами - и, напротив, позволяют им комфортно себя чувствовать в условиях развитой демократии.
Во-первых, иеговисты никогда и ни под каким видом не участвуют в войнах, не служат в армии и не берут в руки оружие. Во-вторых, Свидетели никому не присягают, не приносят клятв, не почитают государственных символов и не отмечают официальных праздников. В-третьих, они отказываются от переливания крови, буквально понимая библейские фразы о том, что душа живет в крови. Лечение в общем-то частное дело, особенно в стране, которая отходит от бесплатной медицины. Российские законы допускают принудительное лечение только по решению суда. Особенно трудно поверить в искренность заботы прокуратуры о здоровье иеговистов в стране, где миллионы людей, желающих лечиться, лишены такой возможности.
...Представитель Госдепартамента США Ричард Баучер уже официально выразил беспокойство американских властей по поводу гонений на "Свидетелей" в России. Что стоит за этим беспокойством? Многотысячные списки иеговистов, в том числе младенцев, брошенных в сталинские лагеря и брежневские психушки. В их числе, кстати, был и Василий Калин: в 4-летнем возрасте он оказался в сибирской ссылке. И этих людей сейчас хотят напугать лишением статуса юридического лица?
ЧТО ПОЗВОЛЕНО ПРАВОСЛАВНЫМ...
В литературе иеговистов, особенно в знаменитом журнале "Сторожевая башня", много критикуется "историческое христианство" и даются прогнозы скорой смены "нынешней системы вещей". Более того - о, ужас! - в этой литературе утверждается, что только вера Свидетелей является "единственной истинной верой". Почитав эту критику и не согласившись с истинностью веры иеговистов, суд и признал, что они разжигают рознь. Суду показывали православный катехизис, в котором то же самое ("единственная истинная") сказано про веру православных; показывали православные брошюры и журналы, в которых напечатано множество обличений (довольно резких) и против "западных еретиков" - католиков и протестантов, и против своих же соседей-старообрядцев. Двое экспертов-религиоведов сообщили суду, что убежденность в исключительной истинности своей веры - непременный признак любой религии, где-то даже ее суть. Наконец, суду привели правовой аргумент: если утверждение своей религиозной исключительности и критика других вер есть разжигание розни, то почему тогда закон вообще разрешает существование религии?
Вот какой философско-юридический вопрос всемирно-исторического масштаба встал перед Головинским судом. Но его позиция осталась непробиваемой: то, что позволено православным, не позволено иеговистам.
* * *
Адвокаты московской организации "Свидетелей Иеговы" немедленно обжаловали решение Головинского суда в Московский городской суд. Мосгорсуд известен как один из самых политически ангажированных в России, поэтому его решение по этому делу покажет нынешнее направление конфессиональной политики российских властей. В любом случае дело получает международный резонанс. У иеговистов появляется возможность заработать на Западе статус уважаемых политических беженцев; а России, вероятно, грозит новая поправка Джексона - Вэника. Во втором, исправленном и дополненном издании.