Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В либеральных газетах нашли ксенофобию

Вадим  Барабанов, Солидарность

02.04.2004


Cоюз журналистов России обвинил отечественную прессу в разжигании межнациональной и религиозной розни …

Cоюз журналистов России обвинил отечественную прессу в разжигании межнациональной и религиозной розни. Руководители Ассоциации этнопроблематики при Союзе журналистов год вели мониторинг крупнейших газет, выходящих в Москве. И по итогам исследования инкриминировали почти всем центральным СМИ (кроме "Новой газеты") провоцирование ксенофобских настроений и создание негативного, ложного образа инородца и иноверца. Особенно это касается ислама, мусульман и кавказцев. Больше других провинилась газета "Известия"...

Секретарь Союза журналистов России Павел Гутионтов рассказал, что целью работы экспертов ассоциации было "проследить публикации, которые провоцируют межнациональную, религиозную рознь". По его словам, в Москве нет газет, свободных от публикаций ксенофобского, расистского и даже фашистского толка". Сказав это, секретарь передал слово президенту Ассоциации этнопроблематики Сулете Кусовой, черкеске по национальности. По итогам "почти двухлетней работы" эксперты пришли к удручающим выводам: "Именно в солидных, известных, респектабельных московских СМИ потоком льются те самые межнациональная ненависть, расизм, шовинизм, которые на словах и осуждают!" - сообщила Кусова.

Эксперты заключили, что в СМИ сложилась некая очень тонкая система "нанесения точечных ударов по созданию негативного образа "лиц кавказской национальности" и людей, исповедующих ислам". Оказалось, Кусова начала с того, что стала смотреть кроссворды в газетах, потому как "это - показатель популярности издания". (То есть, по мнению Кусовой, популярность газеты зависит от наличия в ней кроссворда.) И в вопросах к этим кроссвордам обнаружились просто патологическая исламофобия и презрение к кавказцам и вообще азиатам. Кусова привела примеры. Вопрос: "Религия, часто дышащая на Бен Ладена", - ответ: "Ислам". Вопрос: "Кавказский террорист", - ответ: "Абрек". "А ведь абрек для кавказца - это тот же герой, богатырь, Илья Муромец, Стенька Разин!" - с гневом воскликнула Кусова. (Если быть точными, абрек - это горец, участвовавший в борьбе против царских войск и администрации в период присоединения Кавказа к России, и в России, соответственно, абрек приравнивался к разбойнику. Но, ежели причислять к образцам для сравнения Стеньку Разина, вопрос снимается.) В "Известиях" тот же абрек был зашифрован в кроссворде как "бандюга из аула". В другом кроссворде обидели всех жителей азиатской части света: на вопрос "грубый, неотесанный, жестокий человек" ответом было - "азиат".

Из таких вот мелочей, с горечью объяснила Кусова, и складывается возмутительное отношение к мусульманам и кавказцам в быту. "Вот мне врач в поликлинике (приятная, интеллигентная женщина) выписывает рецепт и участливо спрашивает: мол, вы по-русски-то понимаете? Может, вам перевести? - пожаловалась Кусова. - Мы весь этот опыт негативного отношения пропускаем через себя!.. Ксенофобия проявляется в быту, в молекулярной форме! И в нагнетании вот этой кавказофобии, исламофобии участвуют вполне уважаемые центральные газеты... В "Известиях" каждый день появляется публикация такого рода..." Есть только одно центральное издание, в котором подобные ксенофобские мотивы отсутствуют. Это "Новая газета". Все остальные центральные газеты, в том числе вполне либеральные, грешат недобросовестным подходом к национально-конфессиональным вопросам.

Журналистам очень долго не удавалось добиться от экспертов, чтобы они назвали все те издания, которые контролировали и обозревали. Эту информацию пришлось вытягивать чуть ли не клещами, однако конкретных цифровых выкладок мы так и не получили. Уже в завершение мероприятия Кусова сдалась и назвала одиннадцать центральных газет и журналов, не указав, полный это список или частичный. А до того информация была весьма разрозненной и больше походила на подборку высказываний в жалобной книге. Вот либеральные "Московские новости" позволили себе поместить статьи Василия Аксенова и Игоря Губермана. Первый нехорошо отзывается об исламе и мусульманах, второй же, по словам Кусовой, вообще предлагает разрушить мечети. А в "АиФ" сатирик Михаил Задорнов объясняет, что "Кавказ так агрессивен, потому что объелся мяса" (цитирую Кусову). Особенно, конечно, усердствуют "Известия": тут и заметки знаменитого интеллектуала Максима Соколова о "счастии без инородцев", и антиисламские пассажи публициста Александра Архангельского, и провокаторская статья Олега Осетинского "Если бы я был Бен Ладеном", и статья дьякона-богослова Андрея Кураева о "горцах и кочевниках, живущих набегами". Сюда же Кусова отнесла и известную статью Юлии Калининой в "МК" о "необходимости выселения инородцев".

Присутствовавшая на встрече корреспондент "Известий" Елена Тимофеева попыталась заступиться за родное издание и затребовала четких критериев оценки, которыми руководствовались исследователи. Кусова повторила: "Газета "Известия" вносит огромную лепту в создание негативного образа ислама и мусульман". Классификация материалов, по словам Кусовой, существует. Они подразделяются на три группы. Первое - "материалы откровенно и заведомо шовинистические" (так, упомянутая статья Калининой была уподоблена материалам, публикуемым в "откровенно фашистских СМИ"). Второе - "материалы, свидетельствующие о неглубоком знании предмета". Известно, что журналисты в большинстве своем Корана не читали и в истории и культуре народов мира явно не сильны. Но при этом берутся писать на щекотливые темы: вот статья (и снова в "Известиях") "Гудбай, Ичкерия", где абрека Зелимхана Карчароевского обозвали бандитом, "специализировавшимся на убийствах чиновников царской России" в XIX веке. А по версии Кусовой, сей Зелимхан был "национальным героем чеченского народа, возглавившим национально-освободительное движение против колониального гнета".

Третья группа материалов, порочащих честь и достоинство кавказцев и мусульман, - "сюжеты в стиле этнографической зарисовки или этюда со стремлением минимизировать того, о ком они говорят". Иными словами, это такие картины из туземной жизни, нарисованные из присущей прессе порочной тяги к экзотике. Они создают "тупой, маргинальный образ" народов, имеющих давнюю, самобытную культуру, а это опошление. По мнению Кусовой, такой поп-культурный подход к религиозным особенностям и традициям народов России чуть ли не наиболее вреден, потому как тягу познания развивает в ложном направлении и блокирует понимание происходящего.

31 марта 2004 г.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме