Куда вела дорога каменка

Общество 
0
630
Время на чтение 6 минут
Во многих справочниках упоминается, что Ленинский проспект наполовину пролегает по древней дороге Каменке. Но что это за дорога, почему носит такое название, куда она вела - ни один из известных мне источников не разъясняет. По аналогии с тем, что Калужская дорога шла в Калугу, Боровская - в Боровск, Серпуховская - в Серпухов, можно предположить, что Каменка вела в Каменск. Однако поблизости от Москвы городка с подобным названием мы не находим.
Между тем факт, что Каменка использовалась людьми несколько веков, вполне подтвердился, когда я увидела ее на геометрических специальных планах Генерального межевания села Воронцова (1770) и села Тропарева (1766). На этих планах она обозначена как проселочная, в отличие от Большой Боровской и Большой Калужской дорог. Каменка ответвлялась от последней у сельца Семеновского, минуя Воронцовские пруды, огибала северо-западнее парковый комплекс, затем пересекала воронцовские пашни, Туреевский овраг, по которому текла речка Челядинка, и шла к саду Новодевичьего монастыря близ села Тропарева. На Тропаревском плане Каменка между расходящимися в стороны Большими Боровской и Калужской дорогами пересекает это самое Тропарево, раскинувшееся по обе стороны огромного оврага, и далее по плотине - пруд, образованный в овраге речкой Раменкой. Обозначена же она как "дорога из села Каменского в Москву". За тропаревским землями начинались земли села Передельцы.
Следовательно, конечным пунктом дороги был вовсе не городок, а село. Село Каменское, расположенное южнее Москвы и настолько важное, что к нему вел особый путь.
Недавно от одного из историков узнала о древнем селе Каменском на речке Наре, и мне сразу пришло в голову, что оно-то и может считаться бывшим конечным пунктом Каменки. Само село я знаю хорошо, поскольку больше десяти лет езжу через него на дачу. Дорога проходит мимо храма, стоящего над крутым склоном оврага, выводящего к Наре. Храм казался мне всегда очень маленьким - по неведению я принимала его за часовню. Он много лет был закрыт и только в последние годы ожил.
Изучив карту Московской области, я сообразила, что дорогу из Тропарева в Передельцы вполне можно мысленно продлить дальше на юго-запад, и тогда на предполагаемой трассе окажутся Зименки, Валуево, Староселье, Марьино, Клоково, Птичное, Кукшево, Лисинцево, Белоусово, Хмылово, Голохвастово, Могутово. В промежутках между названными селениями имеются отрезки дорог либо с покрытием, либо грунтовых проселочных. На последнем перегоне - от Могутово до Каменского - есть и старая проселочная, и заасфальтированная дорога до дач. По таким вот фрагментам и угадывается древний путь на Каменское.
Чем же знаменито это село? С давних пор оно принадлежало великим московским князьям, а первое упоминание о нем, относящееся к 1325 году, читаем в духовной грамоте Великого князя Ивана Даниловича Калиты. Впоследствии село встречается в духовных грамотах великих князей Ивана Ивановича (1356) и Дмитрия Ивановича (1389).
В эти временные рамки заключен сравнительно недолгий и мало исследованный историками период в истории Московской Руси, когда река Нара (левый приток Оки) приобрела важное стратегическое значение. Здесь проходил южный рубеж Великого Московского княжества, здесь смыкались границы Черниговского и Литовского княжеств. Тогда Москве угрожала не только Орда, но и Литва; частые нашествия литовцев были даже более жестокими и разрушительными, чем набеги татар. И без того сложная обстановка усугублялась междоусобицей русских князей, сражавшихся между собой за великокняжеский ярлык, получаемый в Орде.
При Дмитрии Ивановиче, в 1359 году после кончины отца ставшем в девятилетнем возрасте Великим князем, по южной границе княжества строятся каменные укрепления, монастыри и храмы. На 70-е годы XIV века приходится пик этого строительства: в Коломне основаны Голутвин и Бобренев монастыри, возведены Воскресенская церковь и Успенский собор, в Серпухове вырос мощный дубовый кремль, и там же, в устье Нары, заложены Владычный и Высоцкий монастыри. К тому времени исследователи относят и строительство в нашем селе каменных укреплений, а также белокаменного храма во имя святителя Николая Чудотворца - вероятно, на месте имевшейся там деревянной церкви, поскольку только ее наличие издавна придавало Каменскому статус села.
В правление Великого князя Московского и Владимирского Димитрия Донского Каменское оставалось приграничным укреплением, и, очевидно, как раз тогда возникла дорога Каменка. Побудительной причиной к ее устройству могло стать обыкновение князя выезжать для осмотры рубежей княжества.
Сейчас в Каменское едешь по асфальтовой дороге, сворачивающей влево от Киевского шоссе у Наро-Фоминска. Возможно, когда-нибудь будет восстановлена и стародавняя Каменка, многие века дававшая жизнь здешним местам...
Что касается Никольской церкви в великокняжеском селе Каменском, то это - жемчужина древнерусского зодчества. Хотя летописи ничего не говорят о времени ее сооружения, детальные исследования архитекторов и археологов позволили отнести ее к 70-м годам XIV века. Тут уместно заметить, что на Руси каменные церкви в селах стали строить лишь несколько веков спустя.
Никольский храм - небольшой по размерам (10х10 метров), одноглавый, бесстолпный, с тремя апсидами - имеет в плане редкую для русского зодчества форму вписанного в квадрат равноконечного креста. Ветви креста перекрыты наклонными арками параболического очертания. Над ними расположен конический свод, на который опирается световой барабан с восемью узкими щелями. Сходные план и внутренний объем имеют сербские и болгарские церкви XII-XIV веков, что представляет особый интерес для истории отечественной архитектуры.
После того, как границы Великого княжества Московского к началу XV века отодвинулись далеко на юг, село Каменское потеряло свое значение важного пограничного укрепления, и архивы за следующие два столетия не сохранили никаких упоминаний о нем. В марте 1599 года по завещанию царя Федора Ивановича Каменское - с церковью, деревнями и пустошами - получил в вотчину Архангельский собор Московского Кремля. Права собора на село подтвердил своей грамотой от 20 июня 1601 года Борис Годунов, затем - Василий Иванович (1607) и Михаил Федорович Романов, причем последний дважды - в грамотах от 28 октября 1613 года и 7 октября 1623 года.
Смутное время тяжело сказалось и на Никольской церкви. Разорение после польского нашествия было столь сильным, что в ней на продолжительный срок прекратилось богослужение. Дозорная книга Боровского уезда 1613 года говорит, что в селе Каменском "храм великого Чудотворца Николая камен ветх". А в писцовой книге того же уезда в записи 1629 года сказано: "В селе Каменском храм каменный Николы Чудотворца стоит пуст обвалился... Двор поповский пуст". Лишь при царе Алексее Михайловиче церковь восстановили. Новое ее освящение состоялось 1 октября 1649 года, как о том свидетельствует надпись на найденном впоследствии антиминсе.
Впоследствии маленький древний храм уже не вмещал прихожан из села Каменского и ближних деревень, и в 1763 году в нем "был устроен придел во имя мученика Уара тщанием московского купца Бобылева при пособиях приходских людей". Посвящение именно этому святому легко объясняется наличием подобного придела в Архангельском соборе, вотчиной которого Каменское по-прежнему являлось. Тогда же появились обширная трапезная и высокая трехъярусная колокольня, а храм покрыли четырехскатной кровлей, надстроив над световым барабаном еще один, меньшего размера и увенчанный "луковкой". Существует подробное описание Никольской церкви, обновленной и расширенной, составленное в 1803 году ее бывшим настоятелем, а в то время уже благочинным Боровского уезда священником Сергием Федоровым.
С 1764 года, когда императрица Екатерина II провела секуляризацию церковной и монастырской собственности, Каменское перестало быть вотчиной Архангельского собора, а два года спустя Боровский уезд включили в Калужское наместничество.
Во время Отечественной войны 1812 года бежавшие из Москвы войска Наполеона встречали близ Каменского посты генерала И. С. Дорохова: первый пост в самом селе на реке Наре, второй - на той же Наре в Слизневе. Еще два поста предупреждали отступление неприятеля по Боровской дороге: около Котово и в Башкине. В Каменском действовал также партизанский отряд, состоявший из тысячи конных и пеших крестьян, наголову разбивший наткнувшийся на него отряд французов численностью в 500 человек. Впрочем, военные действия не нанесли Каменскому большого урона: Никольская церковь не подверглась разграблению, а во всем приходе сгорело лишь 20 домов из 300.
Приход, в который, кроме села Каменского, входили еще деревни Клово и Мельниково, а также сельца Романово, Чичково, Рыжково и Курапово, насчитывал около трех тысяч прихожан. В начале XIX века Никольская церковь в Каменском была самой большой в округе. Неподалеку от нее находится Зосимова пустынь - место, где старец Зосима Верховский основал в 1826 году Троице-Одигитриеву женскую обитель. Несомненно, священство и прихожане Никольской церкви и старец Зосима с насельницами пустыни посещали друг друга.
В конце ХIХ века на пожертвования крестьян колокольню украсили пятитонным колоколом, возле церкви возвели каменную часовню, а всю храмовую территорию обнесли оградой с железной решеткой. Несколько позже к церкви пристроили придел Рождества Христова.
Евстафий Сокольский, рукоположенный в сан священника к Никольской церкви 15 декабря 1896 года, продолжал служить и в смутное послереволюционное время. Впервые его арестовали в 1927 году, обвинив в контрреволюционной агитации, но после трех месяцев заключения в Бутырской тюрьме выпустили. В январе 1938 года, во время массовых арестов духовенства, он был арестован вторично, а в феврале - расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Церковь закрыли.
В конце октября 1941 года немцы подошли к реке Наре. На рубеже Чичково-Каменское-Рыжково им противостояла 113-я дивизия 33-й армии, бывшая 5-я дивизия Народного ополчения Фрунзенского района Москвы. Несмотря на то, что Никольский храм находился фактически на передовой и немцы били по нему из орудий прямой наводкой, он не был разрушен.
В послевоенные годы храмовое здание использовали для хранения зерна, молока. В 1958 году в нем начались "консервационно-восстановительные" работы. В 1963-м работы закончили, фасад украсили табличкой "памятник архитектуры союзного значения", а само здание снова надолго оставили в забвении. И только в апреле 1999 года, после официального учреждения прихода в селе Каменском, в Никольском храме возобновились богослужения.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

С. Ярославцева
Все статьи С. Ярославцева
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24