Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Не Закон Божий, а религиоведение...

Эстония

24.03.2004


(Как преподавать основы религии?) …

Жаркие споры по поводу того, преподавать ли в школах Эстонии основы религии, уходят корнями в прошлое. В 1923 году в стране даже прошло всенародное голосование, абсолютное большинство участников которого - 72% - высказали мнение, что возможность изучать основы религии должна быть во всех школах.

Атеистическая идеология, проповедовавшаяся в годы оккупации и нашедшая отражение в школе, в значительной степени влияет и на сегодняшние дебаты. В этом свете имеет смысл внимательнее присмотреться к тому, как обстоят дела с преподаванием основ религии в других странах. vЕсть две модели преподавания религиоведения в зависимости от того, чему уделяется основное внимание - религиозному воспитанию или основам религии. Конфессиональное религиоведение исходит из учения той или иной конкретной церкви. Задача религиоведения как учебного предмета - передать религиозные традиции следующим поколениям и обеспечить их преемственность. vПреподавание основ религии нередко доверяют соответствующим церквам, которые составляют учебные программы и материалы, курируют подготовку учителей и их работу в школах. При таком подходе, когда учитывается принцип свободы веры и совести, ученики получают знания, которые помогают им ориентироваться в вопросах веры.

Конфессиональное религиоведение, имеющее давние традиции, в Европе представлено в таких странах, как Австрия, Бельгия, Ирландия, Греция, Кипр, Финляндия, в большинстве земель Германии, в некоторых кантонах Швейцарии, а в католических церквах Нидерландов и Венгрии конфессиональное религиоведение - обязательный школьный предмет.

В Боснии, Болгарии, Грузии, Испании, Италии, Литве, Люксембурге, Латвии, Польше, Португалии, Словакии, Чехии, на Мальте, в Венгрии и России этот предмет имеет статус факультатива.

В разных странах в понятие "обязательный предмет" вкладывают разный смысл. Иногда ученикам предоставляется выбор - изучать религиоведение или какой-нибудь другой альтернативный предмет. В Бельгии, например, таким предметом является этика, в разных землях Германии - этика или философия, в Финляндии - основы мировоззрения. В Австрии, Ирландии, Греции и на Кипре нет возможности изучать альтернативный предмет; в этих странах можно выбирать только между разными конфессиями.

Вторая модель - неконфессиональное религиоведение. При преподавании этого общеобразовательного и обязательного предмета руководствуются педагогическими принципами и четко разграничивают церковь в ее религиозном значении и преподаваемый предмет. Религиоведение, преподаваемое в светской общеобразовательной школе, не может отдавать предпочтения ни одной из религий.

Задача неконфессионального религиоведения - преодолеть барьеры между религиями, создать противовес фундаментализму и экстремизму. Основы именно такого неконфессионального религиоведения были разработаны в 1920-х годах в Эстонии. В современной Европе такая модель представлена в Исландии, Норвегии, Швеции, Дании, некоторых кантонах Швейцарии и землях Германии. В этом же ряду стоит и Эстония - за тем исключением, что у нас неконфессиональное религиоведение имеет статус факультативного предмета.

Знакомя учеников с другими религиями и мировоззрениями, их учат ориентироваться в культурном наследии, традициях и обычаях других стран и народов, готовят к жизни в плюралистическом мире. С учебными материалами, как правило, дают возможность ознакомиться представителям соответствующей конфессии или церкви. Такой практики, с моей точки зрения, следует придерживаться и в Эстонии - нашей стране наиболее подходит модель именно неконфессионального религиоведения.

Пилле Валк, доцент факультета теологии Тартуского университета,



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме