Не Закон Божий, а религиоведение...

(Как преподавать основы религии?)

24.03.2004
Жаркие споры по поводу того, преподавать ли в школах Эстонии основы религии, уходят корнями в прошлое. В 1923 году в стране даже прошло всенародное голосование, абсолютное большинство участников которого - 72% - высказали мнение, что возможность изучать основы религии должна быть во всех школах.

Атеистическая идеология, проповедовавшаяся в годы оккупации и нашедшая отражение в школе, в значительной степени влияет и на сегодняшние дебаты. В этом свете имеет смысл внимательнее присмотреться к тому, как обстоят дела с преподаванием основ религии в других странах. vЕсть две модели преподавания религиоведения в зависимости от того, чему уделяется основное внимание - религиозному воспитанию или основам религии. Конфессиональное религиоведение исходит из учения той или иной конкретной церкви. Задача религиоведения как учебного предмета - передать религиозные традиции следующим поколениям и обеспечить их преемственность. vПреподавание основ религии нередко доверяют соответствующим церквам, которые составляют учебные программы и материалы, курируют подготовку учителей и их работу в школах. При таком подходе, когда учитывается принцип свободы веры и совести, ученики получают знания, которые помогают им ориентироваться в вопросах веры.

Конфессиональное религиоведение, имеющее давние традиции, в Европе представлено в таких странах, как Австрия, Бельгия, Ирландия, Греция, Кипр, Финляндия, в большинстве земель Германии, в некоторых кантонах Швейцарии, а в католических церквах Нидерландов и Венгрии конфессиональное религиоведение - обязательный школьный предмет.

В Боснии, Болгарии, Грузии, Испании, Италии, Литве, Люксембурге, Латвии, Польше, Португалии, Словакии, Чехии, на Мальте, в Венгрии и России этот предмет имеет статус факультатива.

В разных странах в понятие "обязательный предмет" вкладывают разный смысл. Иногда ученикам предоставляется выбор - изучать религиоведение или какой-нибудь другой альтернативный предмет. В Бельгии, например, таким предметом является этика, в разных землях Германии - этика или философия, в Финляндии - основы мировоззрения. В Австрии, Ирландии, Греции и на Кипре нет возможности изучать альтернативный предмет; в этих странах можно выбирать только между разными конфессиями.

Вторая модель - неконфессиональное религиоведение. При преподавании этого общеобразовательного и обязательного предмета руководствуются педагогическими принципами и четко разграничивают церковь в ее религиозном значении и преподаваемый предмет. Религиоведение, преподаваемое в светской общеобразовательной школе, не может отдавать предпочтения ни одной из религий.

Задача неконфессионального религиоведения - преодолеть барьеры между религиями, создать противовес фундаментализму и экстремизму. Основы именно такого неконфессионального религиоведения были разработаны в 1920-х годах в Эстонии. В современной Европе такая модель представлена в Исландии, Норвегии, Швеции, Дании, некоторых кантонах Швейцарии и землях Германии. В этом же ряду стоит и Эстония - за тем исключением, что у нас неконфессиональное религиоведение имеет статус факультативного предмета.

Знакомя учеников с другими религиями и мировоззрениями, их учат ориентироваться в культурном наследии, традициях и обычаях других стран и народов, готовят к жизни в плюралистическом мире. С учебными материалами, как правило, дают возможность ознакомиться представителям соответствующей конфессии или церкви. Такой практики, с моей точки зрения, следует придерживаться и в Эстонии - нашей стране наиболее подходит модель именно неконфессионального религиоведения.

Пилле Валк, доцент факультета теологии Тартуского университета,

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
"общество"
К истории церкви Иоанна Воина
Легенды и были в жизни храма..
11.08.2016
Ангельский прием
Патриарх принял гостей в трапезных палатах
03.03.2008
Педагогические секты
Деятельность деструктивных групп в Новосибирске
08.02.2006
Все статьи темы