воздействия телевидения на общественное сознание.
17 марта 2004 года в зале "Атриум" отеля "Мариотт-Аврора" состоялось заседание телевизионного экспертного клуба. Тема заседания "Реальность, как она есть, игиперреальностьљ глазами телекамеры. О показе катастроф, крови, убийств,насилия на
ТВ". Участники дискуссии были: Первый заместитель генерального директора телекомпании НТВ Вадим Львович Живов; директор по маркетингу и стратегическому планированию телекомпании НТВ Георгий Фридонович Урушадзе; генеральный директор Конкурса "Российский Сюжет -2004" Олег Константинович Ряженов, президент фонда Ролана Быкова Армен Николаевич Медведев; главный редактор журнала "Искусство кино", социолог кино Даниил Борисович Дондурей; кандидат наук, детский невропатолог Татьяна Викторовна Гозман; психогенетик, психотерапевт, Президент Международной Академии генной психологии Дмитрий Александрович Калинский; кинорежиссер и продюсер, руководитель студии "Кинопром" Денис Евгеньевич Евстигнеев; глава фонда "Дом детей сирот", руководитель театра Юрий Борисович Шерлинг; тележурналист, главный редактор редакции специальных репортажей ТВЦ Михаил Борисович Дегтярь; композитор, автор музыки к кинофильмам и мюзиклам Александр Борисович Журбин.
Вела дискуссионный клуб режиссер и сценарист Светлана Анненская
Обсуждение предложенной темы и вопросов проходило в режиме выступления-мнения каждого из участников и последующего обсуждения коллегами вопроса, поднятого выступавшим.
Чрезвычайно важный аспект обсуждаемой темы затронули эксперты-психологи. Врач-невропатолог Татьяна Гозман рассказала о исследованиях, проведенных детскими врачами о влиянии телепередач и фильмов, содержащих сцены насилия на психику ребенка, о близких и дальних последствиях, которые наступают при постоянном просмотре "взрослого" телевидения. Психогенетик Дмитрий Калинский сообщил собравшимся о влиянии пережитого в раннем возрасте стресса, в том числе связанного с просмотром и сопереживанием телепередач, содержащих сцены насилия и кровавые кадры, на последующее развитие личности. Особенность подхода Дмитрия Калинского заключается в том, что он прослеживает факт деструктивного влияния и на генном уровне. Дмитрий Калиниченко видит решение проблемы в изменении подачи
новостных сюжетов - акцент переживания зрителем негативных новостей должен быть перенесен на уровень констатации факта, в то время как позитивные новости должны подаваться в режиме сопереживания. В настоящее время на телевидении
имеет место обратный процесс.
Собравшиеся деятели кино отметили два вектора обсуждаемой проблемы. С одной стороны, это проблема отражения сюжетов о катастрофах и терактах в новостных программах, которая без сомнения, требует коррекции с учетом эмоционального восприятия зрителей и формирования мироощущения граждан. С другой стороны, тема смерти, как таковой и насилия в драматургии является неотъемлемой частью сюжета, устранив которую мы тем самым, разрушим сам сюжет.
Денис Евстигнеев перенес акцент с темы показа насилия на телевидении на более важную проблему -пошлости телепередач, низкого качества демонстрируемого кино, сериалов и телепрограмм, а по сути отсутствия на телевидении настоящих профессионалов, художников, имеющих свой собственный взгляд на мир.
Евгений Герасимов привел в пример суперпопулярный телесериал "Идиот", созданный по роману Достоевского и получивший признание зрителей. Герасимов отметил, что насилие насилию рознь и сообщил, что ни в одном классическом сюжете без этого невозможно обойтись. Тем не менее, обсуждение все время возвращалось к теме показа насилия и крови в новостях и так называемых сводках происшествий. Сильное впечатление на собравшихся произвело выступление тележурналиста Михаила Дегтяря, который
Призвал кардинально изменить подход к показу новостей и совершенно снять с эфира сводки происшествий, которые, как доказано исследованиями, являются прямыми провокаторами преступлений и дорожных происшествий. Михаил Дегтярь
назвал показ в утреннее время сводок происшествий, а также демонстрацию криминальных детективных телепередач из реальной жизни уголовным преступлением, направленным против граждан и предложил судить руководителей телевидения, отвечающих за это. И в этом его безоговорочно поддержал Армен Медведев, заявив, что особым извращением российского телевидения является показ специальных репортажей и "честных детективов" о самых страшных преступлениях с набором кадров восстановленных событий. Причем, что самое ужасное - эти шедевры выходят в эфир в самое смотрибельное время, т.е. в прайм-тайм.
Армен Медведев предложил в качестве решения проблемы жесткую регламентацию сюжетов в зависимости от времени показа, переняв опыт некоторых западных телекомпаний, которые показывают сюжеты, содержащие сцены насилия после 21 часа.
Композитор Александр Журбин поделился своим опытом взаимодействия с американским телевидением и внес свои предложения по решению проблемы нашего телевидения. Он посоветовал сделать акцент на показе музыкальных фильмов, от которых зритель может ждать только хорошее, не говоря уже о поднятии музыкальной культуры.
Выступление киноведа Даниила Дондурея было направлено против политики телеканалов, наживающихся на терроризировании зрителей. Он привел результаты опроса зрителей, 70 процентов которых однозначно высказались за цензуру телепередач. В то время как руководство Минпечати и телеканалов проигнорировало эти данные. Даниил Борисович обвинил руководство телеканалов в навязывании зрителям криминальной и террористической действительности с целью повышения так называемого рейтинга и повышения стоимости рекламы. Кроме того, он отметил, что терроризм, против которого борется все человечество, напрямую зависит от показа террористических актов на телевидении. В частности, он заявил, что телевидение- это не средство отражения и информирования о терактах, а ЭЛЕМЕНТ теракта.
В завершении дискуссии выступил зам. директора канала НТВ Вадим Живов. Он сообщил, что канал НТВ ищет пути решения этой проблемы, в том числе в ходе конкурса "Российский сюжет-2004". Он отметил, что работа в этом направлении должна проводиться совместно со всеми каналами телевидения, а власть должна выступить в качестве регулятора этого процесса.
В конце дискуссии был предложен к просмотру сюжет о благотворительной акции, проведенной в рамках конкурса "Российский сюжет-2004". В 25 детских домов Москвы и Подмосковья организаторы акции привезли видеомагнитофоны, телевизоры и наборы видеокассет с лучшими российскими фильмами.
Заседание завершилось общением членов экспертного дискуссионного клуба с журналистами.
Стенографический отчет через несколько дней на сайте Конкурса
http://www.konkurs.palmira.ru/page.php/rus/pressconf/
Русская линия