Меж двух огней

Ни Католическая, ни Православная Церкви не могут примириться с нашим существованием, утверждает глава украинских греко-католиков кардинал Любомир Гузар

Религия 
0
157
Время на чтение 5 минут
Украинские униаты всегда были предметом ожесточенных споров между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. В последнее время ситуация еще более обострилась в связи с тем, что Ватикан всерьез рассматривает возможность создания на Украине Греко-Католического Патриархата. О своем видении проблем во взаимоотношениях между римо-католиками, униатами и православными рассказывает кардинал Любомир Гузар, Верховный Архиепископ Львовский и Галицкий, глава Греко-Католической Церкви Украины. Интервью публикуется в сокращении.



- Патриарх Алексий II 20 января этого года заявил в интервью агентству Франс Пресс, что на Украине "сотни тысяч православных оказались в положении преследуемого меньшинства", происходит "экспансия Греко-Католической Церкви на юг и восток Украины" и большинство украинцев не согласятся на учреждение Греко-Католического Патриархата. Каково ваше мнение по этому поводу?

- Ситуация очень сложная. В XVIII-XIX веках, а иногда и в XX веке официальная точка зрения утверждала: человек не может быть настоящим русским или украинцем, если он не православный. И, наоборот, настоящий православный - это русский, украинец, грек или серб. Это означает полное отождествление национальности и веры, как будто эти два понятия неразрывно, онтологически связаны.

Само наше существование является отрицанием такой связи. Мы - украинцы, мы - христиане, принадлежащие восточной традиции, но мы также пребываем в общении с Римским Апостольским Престолом. Такое положение дел всегда было неприемлемым для Московского Патриархата и других Православных Церквей. По-моему, их позиция однобока. Я очень надеюсь, что эта односторонность сможет быть преодолена.

В 1946 году советское правительство по прямому приказу Сталина ликвидировало нашу Церковь. Я не хочу произносить слова осуждения, поскольку для нас, тех, кто не жил при тогдашнем режиме, нелегко понять, что означает существование под гнетом советской системы.

- Когда вы покинули СССР?

- В 1944 году, когда мне было 11 лет. Я не жил здесь в наиболее трудные, мрачные годы. Не подлежит сомнению, что Русскую Православную Церковь использовали в качестве инструмента этой ликвидации. К сожалению, она до некоторой степени сотрудничала с властью, умышленно это происходило или нет, я не хочу сейчас обсуждать. Пусть об этом судит Бог. Я не осуждаю, ибо ситуация была чрезвычайно трудной. Но факты остаются фактами.

Советское правительство передало Московскому Патриархату огромное число греко-католических церквей. Существовать было позволено только Русской Церкви. Верующие могли посещать только православные храмы. В 1989 году советское правительство разрешило официальную регистрацию греко-католических приходов. В 1990 и 1991 годах многие из тех приходов, которые в свое время перешли в РПЦ, заявили, что снова хотят стать теми, кем они были раньше, то есть греко-католиками. И более тысячи общин зарегистрировались как греко-католические. Тогда возникли трудности с храмами. И этот вопрос еще не до конца решен и по сегодняшний день.

- Сколько церквей еще являются предметом спора?

- Я сказал бы, что в Западной Украине есть приблизительно 300 мест, где оспаривается юрисдикция храмов. Особенно с Киевским Патриархатом и Украинской Автокефальной Церковью. С Московским Патриархатом споров не возникает, по крайней мере во Львовской области. Я сказал бы, что на эти 300 мест есть 25 случаев особенно яростных конфликтов.

- Существует ли все-таки надежда на то, что обе Церкви взаимно признают друг друга?

- Мой предшественник кардинал Любачивский обратился к Русской Православной Церкви с предложением взаимно простить друг другу. Наш народ, даже если он много страдал, даже если некоторым из них не нравится термин "православный", в действительности не испытывает антипатии к русским православным.

Я сам некоторое время тому назад совершил богослужение в том самом месте, где в то же воскресенье происходило освящение новой православной церкви митрополитом Владимиром (Сабоданом), главой Украинской Православной Церкви. И при этом не было ни одного возражения со стороны греко-католиков. Люди говорили: "Они построили эту церковь, пусть они и владеют ею!"

Конфликты имеют место там, где есть церковь, которая ранее принадлежала нам и которую у нас потом отобрали, то есть власти передали церковь православным Московского или Киевского Патриархатов. Таким образом, наша позиция - это не желание борьбы, мести. Я могу сказать откровенно, что наша принципиальная позиция - быть друзьями с украинскими и российскими православными. На это есть реальная надежда.

Имеется заявление Московского Патриархата, на которое не обратили достаточного внимания. Обращаясь к христианам российской православной традиции в Западной Европе, Алексий II признал, что Московский Патриархат в советский период не всегда поступал правильно и уступал натискам правительства. Для меня хороший знак, что Патриарх и его окружение осознали, что не всегда все происходило должным образом.

- В 1993 году в Баламанде (Ливан) совместная православно-католическая комиссия, с одной стороны, осудила "униатство" как форму прозелитизма, а с другой - признала Греко-Католическую Церковь. Какова ваша позиция по этому поводу и каким сегодня вам видится будущее межконфессионального диалога?

- Если понимать "униатство" как средство достижения церковного единства, мы также не принимаем его. Нашу позицию преднамеренно выставили в ложном свете. Не таково было намерение наших епископов в конце XVI века. Здесь многое зависело, к сожалению, от политической ситуации в Речи Посполитой и от латинского богословия после Тридентского Собора. Но все это в прошлом, и нам не хотелось бы, чтобы униатство стало путем достижения христианского единства.

Тем не менее наше существование является фактом, и его нельзя отрицать. Патриарх Варфоломей в своем послании Папе (в связи с идеей создания на Украине греко-католического Патриархата. - Прим. ред.) призывает его сделать все возможное, чтобы уменьшить значение Греко-Католической Церкви. Какое он имеет право говорить так? Мы здесь. Мы сделали этот выбор. Если бы я жил 400 лет назад, я, безусловно, не сделал бы тот выбор, который был сделан тогда.

Митрополит Шептицкий, мой предшественник, откровенно сказал в 1942 году в письме к православным: "Это не тот путь, по которому мы хотели бы идти сегодня". Но мы дети прошлого. Мы не в ответе за него, но мы являемся теми, кто мы есть.

Нам не имеют права сказать: "Исчезните! Примите латинский обряд или перейдите в православие!" Мы желаем быть православными в смысле принадлежности к византийской традиции. Мы не всегда полностью были ей верны. Я считаю, что с течением времени мы утратили кое-что из этой традиции и должны восстановить утраченное. Но мы также желаем остаться в общении с Папой Римским, преемником апостола Петра, символом единства Церкви. И нам хотелось бы, чтобы все Церкви вошли в это общение.

- Но православные говорят, что вы были сильно латинизированы в XVIII-XIX веках... Какие гарантии того, что и в XXI веке вы не утратите вашу независимость?

- Мы действительно были латинизированы. Большая заслуга митрополита Шептицкого в начале XX века состояла в том, что он попытался коренным образом изменить ситуацию. Я считаю себя его последователем вместе со всеми, кто желает избавиться от того, что незаконным образом проникло в наше духовное, богословское, литургическое и каноническое наследие. Нам говорили: "Если вы хотите стать настоящими католиками, вы должны стать латинянами". И только благодаря митрополиту Шептицкому мы смогли сказать: "Дорогие латинские собратья, можно быть католиком, не будучи при этом латинянином".

Нас атаковали с двух сторон: и с латинско-католической и с византийско-православной. И мы сказали: "Дорогие братья, можно быть украинцем, можно принадлежать к византийской церковной традиции и в то же самое время быть католиком. Эти различные элементы не противоречат друг другу". Именно поэтому ни Католическая, ни Православная Церкви никак не могут окончательно примириться с нашим существованием.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
«Глубинное немецкое государство» «мочит» конкурента
Новый комментарий от Советский недобиток
01.05.2024 09:05
Плач на церковном пепелище
Новый комментарий от ross-Kazan
01.05.2024 08:40
Терновый мой венец
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 19:00
Русофобия встраивается в новый перспективный контекст
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:27
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:17