Сакральный пессимизм

Общество 
0
120
Время на чтение 5 минут
Вчера, сегодня и завтра трудно представить себе большинство населенных пунктов Украины без мурованного собора или хотя бы нарядной деревянной церкви. Стремление построить свой храм как можно лучше всегда было присуще украинцам. В этом люди видели и видят выражение своей веры и любви к Господу. Недаром говорят: "Первое, что делают украинцы, когда попадают на новое место, - строят церковь". В наше время, когда немало городов и сел Центральной, Восточной и Южной Украины после десятилетий господства атеистического режима остались без своих святынь, настоящая жажда их восстановления или строительства снова охватила общественность. И на Западе Украины, отличающемся разнообразием конфессий, количество существующих храмов не удовлетворяет местных жителей. В конечном счете, строительство храма воспринимается гражданами как реальное проявление своей свободы.

Закарпатье - самый насыщенный регион в мире по количеству древних и неповторимых деревянных храмов. Сегодня на Закарпатье насчитывается около 60 деревянных храмов - архитектурных памятников XV в. По их количеству и ценности Закарпатье занимает одно из первых мест в Европе. Интересно, что во всех населенных пунктах Закарпатья можно найти что-то общее. В первую очередь их объединяет архитектурный вид (очертание) и большое количество храмов и церквей. В середине ХVIII в. их в Закарпатском районе высилось над ландшафтом 800. В частности, в Ужанском комитате (в то время административно-территориальная единица. - Авт. ) было 84 деревянных храма, Березском - 100, Марамороском - 118 и т.д. Но в следующем, ХIХ веке, из-за того, что приняли решение строить церкви из прочных материалов, количество деревянных культовых сооружений резко уменьшилось. Так, в упомянутом Березском комитате в 1843 году было 100 деревянных церквей, а на начало ХIХ в. их осталось всего 40, хотя построили 90 каменных.

Советский период в истории Закарпатья характеризовался воинствующим атеизмом. Он внес свою гибельную львиную долю в процесс уничтожения деревянного храмового зодчества. Разобрали, в частности, церкви в селах Русское Поле, Пидплеша и Ганычи Тячивского, Плавье Свалявского и Розтоки Рахивского районов, сгорели - в Соймах и Майдане Мижгирского, Русской Мокрой Тячивского районов. Были разобраны десятки небольших деревянных храмов, построенных в 1920 - 1930- х годах. Некоторые из них имели большую архитектурную ценность.

К сожалению, деревянные храмы продолжали уничтожаться и во времена независимости. Не очень помогло то, что несколько общественных организаций начали осенью 2001 года акцию "Спасем деревянные церкви Закарпатья!" Но ничего не поделаешь даже с благими намерениями - на все нужны деньги. И немалые! В аварийном состоянии церковь святого Николая Чудотворца в селе Сокирница Хустского района. А это - готический шедевр начала ХVII в...

Церковь святого архангела Михаила в селе Крайниково того же района - одно из наиболее сохранившихся храмовых сооружений ХVII века. Но на ней - очень плохой громоотвод. Однажды молния уже попала в старый дуб рядом. Культовое сооружение, если не исправить положение, сгорит, как и Стебливская церковь на Хустщине в 1984 году.

Под угрозой природного катаклизма - сдвига - храм ХV в. в селе Колодное Тячивского района. Огромный дуб возле нее уже наклонился над обрывом. Если он упадет - то и церковь за ним.

Профессор Ужгородского национального университета, доктор исторических наук Эдуард Балагури незадолго до своей смерти сказал о деревянном храмовом зодчестве украинских русинов: "Из сохранившихся церквей, хоть они и имеют общую культурную основу, можно выделить несколько типов, соответствующих расселению этнографических групп - бойков, лемков, гуцулов и древнего украинского населения исторической Мараморощины. Первую группу составляют трехсрубные, трехдельные, трехверхие храмы. Они принадлежат к бойковской строительной школе. Этот древний тип церкви восходит своими формами к древнерусским традициям архитектуры. Памятники бойковской строительной школы сохранились в Верхнем Студеном Мижгирского (1804 г.), Гусном (1655 г.), Сухом (1769 г.), Вишце (конец ХVII в.) и Ужке (1745 г.) Великоберезнянского районов. Часть бойковских церквей перестроена… Вторую группу образуют деревянные церкви лемкивской школы. Они были наиболее распространены с середины ХVIII в. Как и бойковские, они также трехдельные, но перекрытие срубов в них утратило свое равновесие, уступив место более динамичной композиции, которая создается нарастанием высоты с востока на запад. Одной из причин трансформации этих церквей была попытка католического духовенства максимально латинизировать внешний вид храмов восточного обряда. К сожалению, ни одна из сохранившихся до сих пор церквей лемковского типа не стоит на своем первоначальном месте. Три церкви в 20-30-х годах ХХ века перенесли в тогдашнюю Чехословакию, Шелестивскую церковь (1777 г.) - в областной музей народной архитектуры и быта, а церковь с села Каноры (1792 г.) - в Киевский музей народной архитектуры и быта Украины… К третьей группе относятся храмы, известные под названием "церкви домашнего типа". В основе их плана лежит прямоугольный сруб. Срубы покрыты высокими крышами. Своими формами напоминают старинные сельские жилые строения. По принципам пропорционального построения и размерам они до мелочей повторяют древнерусские храмы этого типа конца ХII в. в Черниговском и Галицком княжествах. Самые древние из церквей этого типа, дошедшие до наших дней, находятся в селах Колодное и Дубрава Тячивского, Среднее Водяное Рахивского, Русская Долина Виноградивского, Олександривка, Сокирница, Крайниково Хустского и Ивашковица Иршавского районов".

Немало церквей еще можно спасти, если неравнодушно отнестись к проблеме. Но многие из них никогда не удастся вернуть. Например, начальник отдела пожарной безопасности МЧС Украины в Закарпатской области Василий Ковач рассказал: "Некоторое время назад в Воловецкую пожарную часть поступило сообщение о пожаре в греко-католической церкви села Нижняя Розтока. Построена она в 1880 году, немало бед пережила, а испытания огнем не выдержала. Старую высохшую древесину пламя охватило сразу. Подъездных путей к сооружению не было. Молиться в церковь, расположенную на вершине холма, прихожане ходили пешком. Пришлось пожарной технике внизу стать, а воду подавать вверх из ручья. Пока все подготовили, основное здание сгорело полностью. Спасли только колокольню… К беде привела неисправная, давно отслужившая свой век электропроводка".

На этом, к сожалению, грустная эстафета не закончилась. В прошлом году от деревянной Михайловской церкви ХIХ века в селе Нересница Тячивского района остался только деревянный фундамент. Причиной пожара стали… непогашенные свечи.

Во многих селах нарушается охранная зона храмов. Часто рядом с церквями сооружаются хозяйственные, промышленные и другие объекты. Так, в семи метрах от знаменитой свалявской церкви (бывшее село Быстрый) установлен бетонный столб электролинии, а перед самой церковью вкопаны в землю огромные резервуары. А Сокирницкую готическую церковь на Хустщине с обеих сторон впритык "окружают" сельсовет и военно-мемориальный комплекс. Недостроенный санаторий в Соймах Мижгирского района своей громадой визуально "раздавил" деревянную церковь, которая в свое время изысканным архитектурным акцентом возвышалась на горном склоне.

Как свидетельствует статистика, в течение последних десяти лет в Закарпатском крае уничтожено 12 деревянных храмов, из них вследствие пожаров - 6. Достройкой или перестройкой повреждено 16 церковных сооружений. Иными словами, проблемы сохранения для будущих поколений неповторимых творений храмовой архитектуры Закарпатья остаются. Без вмешательства властных структур и широкой общественности их не решить.
Ужгород
N 31 21.02.2004 "День"
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:39
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07