Церковь выступает за сознательный выбор

Совет Церквей Эстонии считает, что знания о религии - самые важные в нашем мультикультурном и мультирелигиозном обществе предпосылки для обеспечения свободы совести и понимания мировой культуры.

"Круглый стол" на тему введения в школах религиозного воспитания, куда входят представители всех церквей - членов Совета Церквей Эстонии, богословских учебных заведений, а также некоторых государственных учреждений и общественных организаций, проводится с 2002 года. На очередном заседании в Пярну говорили о единой программе религиоведения и подготовке преподавателей.

- Все обсуждения на "круглом столе" были конструктивными, - сказал "Эстонии" заведующий отделом религиозного образования и катехизации ЭПЦ МП священник Игорь Прекуп.

Майе Китсинг, и.о. завотделом общего образования Министерства образования и науки, сказала "Эстонии", что религиозное воспитание относится к числу свободно выбираемых школой предметов.

- У министерства нет каких-либо планов менять существующее положение, - сказала г-жа Китсинг.

Подчеркнуто нейтральная позиция министерства объясняется резко негативной реакцией большой части общества на попытку введения религиозного воспитания в школах. Неприятие, по мнению о. Игоря, объясняется непониманием сути предложения и влиянием стереотипов советского сознания.

- Мы за возможность свободного и сознательного выбора, - говорит священник. - Религиоведение, как предмет, обязательно для школы, но не для ученика.

По закону, религиоведение не должно иметь конфессиональную направленность, то есть приобщать к определенной религиозной традиции. Религиоведение - это изучение феномена религии, отдельных религиозных течений с точки зрения их культурно-исторических, мировоззренческих позиций. Это изучение, а не обучение религии.

- Это возможность приобщиться к системообразующему пласту европейской культуры, - поясняет о. Игорь. - Общество может не быть религиозным, но пока присутствует такой компонент, как религия, существует культура во всем своем многообразии. В противном случае культура вырождается, поскольку исчезает ее традиционная нравственная основа, некий стержень.

Для учеников, которые не хотят изучать религиоведение по принципиальным соображениям, в школах, по примеру других стран, может быть введен альтернативный предмет - этика.

Еще более проблемный вопрос - кто будет преподавать религиоведение и готовить преподавателей.

- Бывшие преподаватели научного атеизма с его бредовыми идеями явно не подходят - это в большинстве своем люди, которые что бы ни преподавали, всегда будут проповедовать атеистическую идеологию, - говорит о. Игорь Прекуп. - Ведь немыслимо, чтобы музыку преподавал человек без слуха и убежденный во вредности музыки для развития общества, или чтобы историю искусств, эстетику и пр. преподавал бы человек, равнодушный к достоянию человеческой культуры. Так и в этой области преподавать должны те, кому религия дорога, кто ее любит и понимает.

По мнению о. Игоря, преподавание должно идти все же в русле какой-либо определенной христианской традиции при четком регулировании правил преподавания со стороны такого межконфессионального совещательного органа, как Совет Церквей Эстонии.

- Лучше знать, каких религиозных взглядов придерживается преподаватель, чем принять показной нейтралитет научного атеизма, - говорит священник. - И, конечно, преподаватель не должен в рамках урока агитировать в пользу определенной конфессии.

В отсутствие государственного заказа, подготовкой преподавателей занимаются только протестантские богословские учебные заведения. Поэтому отдельная проблема - подготовка преподавателей религиоведения для русских школ с учетом принципа культуросообразности.

По словам о. Игоря, основной упор надо делать на мирян - им необходимо получить соответствующее богословское и педагогическое образование. Вопрос лишь где? В настоящее время религиоведение преподается в 37 школах страны.

Был разговор о введении религиоведения в школах уже с 2004 года. За этим не стояло никакого официального решения. Теперь, по словам о. Игоря, это прогнозируется на 2007 год.

19 февраля 2004 г.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий