На перекрестке веры и традиций

Отголоски язычества гармонично вплетаются в новые праздники и обычаи жителей Чукотки

Общество 
0
210
Время на чтение 4 минуты
Сегодня на Чукотке ни один праздник не обходится без обрядовых танцев, зажжения огня в каменном жирнике, задабривания духов кусочками мяса - ритуалов, которые, несомненно, сохранились со времен далекого язычества. Эти обрядовые действия воспринимаются как дань традиции, восстановление вековых образных понятий северного народа.

Да и праздники, появившиеся в последние два десятка лет, по сути, являются отголосками язычества, переделанными на современный лад. Об этом говорят и их названия, например, "Праздник кита", "Праздник молодого оленя". В любом торжественном действе переплетаются языческие обряды и современные творчество и традиции: открывают мероприятия непременно высокие чиновники, затем следуют выступления национальных ансамблей (например, гордость Чукотки "Эргырон") и профессиональных коллективов из Москвы и Хабаровска, конкурс горлового пения и показ современной моды, ритуал благодарения и дискотека.

А буквально в последние годы появились новые праздники, к примеру, проводы зимы, встреча солнца. Популярным в населенных пунктах, расположенных за Полярным кругом, стал праздник под названием "Тиркыкэмэт". Он проводится в начале - середине февраля, когда после долгой полярной ночи появляется солнце, и посвящен встрече небесного светила. Ранее такого праздника у чукчей не было, его стали проводить совсем недавно. Только что такой праздник прошел в селе Рыркайпий Шмидтовского района. На центральной площади села была поставлена яранга. (Надо заметить, что к встрече солнца готовились еще летом - запаслись дровами и ритуальными камнями.) Возле яранги сложили очаг и провели обряд разжигания огня. Затем состоялись соревнования по метанию чаата (аркана), национальной борьбе, прыжкам через нарты, бегу с палкой. Причем в соревнованиях по бегу принимали участие и женщины. Вечером в доме культуры перед сельчанами выступил ансамбль "Рыркы" ("морж"), а также был показан спектакль по мотивам чукотской сказки. Завершился праздник, как всегда, молодежной дискотекой.

Праздники встречи солнца популярны в северной части Чукотки. А в восточной, где полярная ночь коротка, проводятся проводы зимы. Проходят они в марте - начале апреля, когда появляется первая капель. Действо включает в себя те же ритуальные обряды, концерты, дискотеки, лишь добавляется катание детей и взрослых на снегоходах "Буран", оленях и собачьих упряжках, и, конечно же, сжигание чучела - символа зимы.

Согласитесь, нетрудно уловить в таком мероприятии влияние славянских праздников проводов зимы. А на современный фольклор чукчей большое влияние оказали и русские сказки. Поэт Сергей Тиркыгин, собиравший многие годы чукотские сказки, вспоминает, что пожилые женщины рассказывали ему "Три медведя" и другие русские сказки на местный манер, полагая, что они принадлежат чукотскому народу.

Главными носителями родного языка, традиций и обычаев на Чукотке являются люди старше 60 лет, которые помнят рассказы родителей, бабушек и дедушек о былом. К сожалению, сегодня чукчи молодого и среднего возрастов не знают родного языка. Они воспитывались в интернатах, где преподавались только русский и иностранный языки и даже книги на чукотском языке подчас изымались из библиотек. А их родители тоже воспитывались в интернатах и в большинстве своем не знают родного языка, а если и знают, то предпочитают общаться с детьми на русском. Это и понятно: в современных национальных селах практически нет языковой среды. Телевидение, кино, вывески в магазинах - все на русском языке. Правда, радиопередачи почти ежедневно выходят в эфир на родных языках аборигенов по 30-40 минут, а телепередачи - раз в неделю, но это капля в море.

Несомненно, хранителем чукотских традиций, обычаев и языка является тундра. Правда, шаманов здесь уже не встретишь - их теперь сами чукчи называют экстрасенсами. Без знания языка в тундре трудно и жить, и работать. Все, что окружает пастуха-оленевода: предметы быта, растения и животные - имеет название только на чукотском, и только на нем можно общаться с пастухами. В тундре старики - влиятельная, почитаемая сила. Куда гнать оленей, где искать отколы животных - за советами идут к ним. Они всю жизнь отдали тундре, стали ее жрецами. Кстати, многие из них не знают русского языка, не умеют читать и писать.

В Усть-Бельской тундре, в районе озера Эльгыгытгын, выпасает пятитысячное стадо оленей 4-я бригада. Туда редко приезжают и начальники, и пастухи из других бригад совхоза - очень далеко. По рассказу директора оленеводческого хозяйства Григория Кудлая, проработавшего в тундре уже более 20 лет, в этой бригаде живут много стариков, соблюдаются все обряды, в том числе и религиозные. Управляет оленеводческим коллективом совет старейшин, а бригадир только выполняет их волю.

Надо сказать, что пастухи бригады не желают брать в жены девчат из поселков - те много пьют. Женятся на "дочерях тундры". Молодые семьи стараются не посылать детей на учебу в поселок, а если уж отправляют, то отпрыски живут у родственников, которые за ними строго следят. Бывают случаи, когда родители забирают из поселков в тундру своих уже взрослых детей - боятся пагубного влияния поселковой "цивилизации" на них. Живя вместе в тундре, старшее поколение передает молодежи традиции, обряды, опыт. Например, старуха Рентытваль привезла в тундру, где провела всю свою жизнь, сына и дочь. Теперь Анатолий работает пастухом в оленеводческой бригаде, а Людмила там же радисткой.

Большую роль в мировоззрении молодых северян играет религия. Сегодня в национальных селах Чукотки создаются православные общины, объединения баптистов и других конфессий. Скажем, в селах Лорино, Лаврентия, Уэлене имеются сильные баптистские общины, которые финансируются из-за рубежа. Состоят в них в основном молодые чукчи. Члены секты даже приезжих русских пытаются завербовать в свою общину. В этих же селах есть и православные общины. А в Уэлене даже построена православная часовня. На праздниках собираются все вместе. Смотрят обряд благодарения, когда разбрызгивается вода, чтобы задобрить "духов", танцуют на дискотеке, а потом идут в свои молитвенные дома и отмаливают грехи. Сейчас на Чукотку проникает и ислам, и пятидесятники, и неопятидесятники, другие конфессии. Так что суровую Чукотку можно назвать перекрестком религий, традиций, обрядов, верований и современного атеизма. Благо, что их приверженцы уживаются мирно.

Обилие различных праздников у народов Севера не случайно. Суровые условия жизни толкают людей на более тесное, веселое общение. Ведь именно в таком общении северяне могут глубже понять земляков и открыть свою душу.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Рожков
Все статьи Евгений Рожков
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:24
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04