Алексей Малашенко остановился также на проблеме демократизации Ирака и исламского мира вообще. "Американцы, молниеносно выиграв войну, заявили о возможности построения там демократической системы", - отметил он. Формально для этого был создан Временный совет, в который вошли представители всех политических сил Ирака, но этот совет, считает профессор, "по-прежнему сидит на штыках": "Если Буш примет решение вывести войска из Ирака, то как долго этот совет продержится? Этого не знает никто". По мнению Малашенко, американцы не столько "начали демократизацию", сколько нанесли удар по ней. То, что происходит в Ираке, дискредитирует демократию. "Демократию невозможно навязать, если общество к ней не готово, - заявил эксперт.
Что касается России, то она в отношениях Запада и исламского мира "пытается вести две линии", продолжил исламовед. Во-первых, Россия поддерживает действия коалиции в Ираке, во-вторых - "сохраняет за собой свое особое мнение". Россия подчеркивает, что "стоит особняком", пытается показать, что "претендует на независимую политику в исламском мире". Об этом свидетельствует посещение делегацией России конференции Организации Исламская конференция.
Говоря об исламо-христианском диалоге в России, Малашенко прежде всего отметил, что в России нет единой исламской общины. Есть российский ислам, который можно назвать "татарским": это вся Россия, кроме Северного Кавказа. С татарским исламом сейчас "проблем нет": пик политизации прошел, и мусульманские организации заняты скорее своими хозяйственными проблемами. На Северном Кавказе качественно иной ислам, более политически ангажированный. Мусульмане Северного Кавказа события в Ираке воспринимали болезненно: ожидали действий в защиту Ирака; были люди, готовые поехать в Ирак.
В отношении мусульман Северного Кавказа, считает ученый, произошла "печальная вещь": в свое время "мы поверили, что они любят Бен Ладена". Однако все, что происходило на Северном Кавказе, не было "так уж сильно завязано на Бен Ладене", отметил Малашенко. И несмотря на то, что в 2001 году, после первых терактов, были отрезаны контакты мусульманских организаций с Саудовской Аравией, мусульмане Северного Кавказа все больше стали ощущать себя частью мирового радикального ислама. "Если раньше это был чеченский сепаратизм, то сейчас они все больше ощущают себя частью мирового джихада", - заявил эксперт. По его словам, произошел парадокс: денег стало меньше, условий меньше, а радикализм растет. В этой связи можно говорить, что международный терроризм укрепляет свои позиции. Об этом свидетельствует и "интернациональная" технология терактов. При этом Алексей Малашенко считает, что международный терроризм не структурирован и не организован: существует сеть мелких и средних организаций, которые трудно обнаружить, передает "Благовест-инфо".
Седмица.Ru