Только - без комиссарства

.. В Министерстве образования вновь заговорили о введении основ православной культуры в обязательную

Во-первых, нужно помнить, что основы православной культуры - это предмет культурологический, а не религиозный. Его преподавание регулируется не Законом о свободе совести, а внутренними инструкциями министерства и даже решением самой школы.

Поэтому следует разделять религиозное обучение и культурологическое. На уроках Закона Божьего говорят о Боге, а на уроках основ православной культуры речь должна идти о людях, верящих в Бога, создававших культуру, наследниками которой мы являемся. Это экскурсия в мир человека, в жизни которого была или есть религиозная доминанта. Законоучитель доказывает. Культуролог объясняет. Это разные интеллектуальные процедуры: доказать и объяснить. Культуролог старается понять внутреннюю логику изучаемого им мира, а не навязать ему свою оценку или свою логику.

И как можно объяснить логику греческого мифа, не превращая урок в проповедь олимпийской веры, так же можно и объяснить логику православной вселенной, не рассыпая при этом императивы и не демонстрируя обязательно-навязчивой доказательности.

Понятно, чего все опасаются: что под видом основ православной культуры навяжут Закон Божий. Для того чтобы отличить одно от другого, достаточно кандидату в педагоги задать простой вопрос: может ли преподавать этот предмет человек, лично не разделяющий православные взгляды, скажем, неверующий или принадлежащий к другой религиозной традиции. Закон Божий такой человек преподавать не может. А православную культуру - может. Я же ведь могу преподавать в университете греческую мифологию. Я могу рассказывать студентам о греческих мифах, но при этом от меня не требуется, чтобы я лично молился Зевсу или Меркурию.

Второе. Необходимо совмещение добровольности и обязательности. Вопрос преподавания основ православной культуры - это самостоятельный выбор каждой отдельно взятой школы. Но если школа этот выбор сделала, то этот предмет должен быть обязательным для всех учеников, каким, допустим, в английской школе являются дополнительные уроки английского языка.

В образовательном пространстве должно быть разнообразие школ с разной ориентацией. Мое детство прошло на пустыре, по углам которого стояли четыре спецшколы: французская, английская, спортивная, математическая. Почему рядом с ними не быть и школе с углубленным изучением традиционной русской духовной культуры? Напомню, что по российскому законодательству школа сама вправе решать, на что она тратит десять процентов учебного времени: на компьютерное дело, на физкультуру или изучение японского языка.

Единственное - чтобы об этом детям объявили не перед началом учебного года. Дети, родители и педагоги в школе должны быть заранее, лет за пять, об этом оповещены. Родители, которым это неинтересно, постепенно будут переводить детей в соседние школы. Но те семьи, у которых нет аллергии к культуре православия, будут знать, в какую школу им переводить своих детей.

Повторяю, это не Закон Божий. Это более глубокое знакомство с историей России, с русской литературой, может быть, с церковно-славянским языком и т.д. Это моя позиция, и я не считаю ее в данном вопросе единственно здравой и допустимой. А то, что в головах наших чиновников могут бегать самые откормленные тараканы, общеизвестно. Я боюсь духа комиссарства. Общественное сознание сейчас совершенно не готово к такого рода проектам. К согласованной нами цели надо будет идти, а не прыгать.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий