К вопросу о воссоединении

350 лет Переяславской Раде

Общество 
0
131
Время на чтение 6 минут
Общеизвестно, что марксизм ставит во главу угла идею международной солидарности рабочих, а не просто идею дружбы народов, которая при всей своей абстрактной привлекательности в условиях империализма или превращается в пустой звук или превращается в идеологическое прикрытие эксплуатации бедных стран капиталистами богатых стран. После Великой Октябрьской революции на долгое время основным лозунгом коммунистов в международных отношениях становится лозунг мировой революции. Но национальное чувство в непролетарских слоях населения изживается не так уж просто, и с этим приходилось считаться в условиях Советской страны, где эти слои составляли большинство.

Идея использовать исторический факт добровольного перехода восставших против польского короля украинских казаков и крестьян в подданство к русскому царю в целях укрепления советского патриотизма, появилась еще в тридцатые годы. Появился ряд художественных произведений, прославляющих это событие, переиздавались произведения дореволюционных писателей, пропагандирующих запорожскую романтику. В ходе Великой Отечественной войны эта идея получила прямую государственную поддержку. Наряду с орденами Суворова, Кутузова, Нахимова и медали Ушакова, был учрежден и орден Богдана Хмельницкого. Учреждение этого ордена, широчайший прокат выпущенного в 1941 году замечательного фильма "Богдан Хмельницкий", продолжение вещания Украинского радио, не смотря на то, что Украина была оккупирована немцами, и другие мероприятия этого рода должны были наглядно продемонстрировать самым широким слоям украинских трудящихся, что война против фашистов имеет не только классовый, но и национальный характер. Эти решения легко можно было понять. Это была военная необходимость. Стоял вопрос - кто кого! Нужно было использовать любые средства, лишь бы они были эффективными. Тем более, что даже при воздействии на национальные чувства украинцев, коммунисты в те времена не забывали акцентировать внимание на вопросах классовой борьбы. Возьмите тот же фильм "Богдан Хмельницкий". В центре внимания его авторов - освободительная война украинского народа, а вовсе не Переяславская Рада.

Богдан Хмельницкий велик вовсе не тем, что выбрал своим сюзереном именно русского царя, а не польского короля, которому он верно служил до 1647 года (в том числе отличился в войне против Московского государства, за что получил от Владислава IV золотую саблю), и не турецкого султана. Богдан Хмельницкий оказался исключительной фигурой в истории, потому что он действовал по-революционному, когда этого потребовала ситуация. Казатчина, которой восхищался Маркс как образцом военной демократии, возникла задолго до Богдана. Польские феодалы и раньше притесняли богатых казаков, а те и раньше восставали против этих притеснений. Богдан Хмельницкий вошел в историю тем, что волей судьбы оказался во главе народной революционной войны.

Совершенно неслучайно именно Богдан Хмельницкий остался в памяти народной как великая личность, а его "партнер" по воссоединению, который был, бесспорно, во много раз могущественнее, московский царь Алексей Михайлович, остался одним из многочисленных царей, имя которого знакомо сегодня людям только по традиции тупо и бессмысленно зазубривать наизусть династии и даты, невесть как перекочевавшей в советскую школу с дореволюционных гимназий. Воссоединение важно не само по себе, дело не в православии и не в общих корнях. Оно является историческим событием, только потому, что оно явилось одним из следствий революционной войны украинского народа за освобождение.

Украинские националисты часто любят пофантазировать на тему, что бы было, если бы Украина не присоединилась к России в 1654 году. Какой бы она была цивилизованной и демократической, если бы она пошла по западному пути!

Но на эту тему нет необходимости фантазировать. Дело в том, что часть Украины осталась под Польшей. Эта часть после раздела Польши отошла к Австро-Венгрии, но от польского гнета не освободилась, поэтому украинское население испытывало двойной гнет.

Разумеется, что та часть украинских земель, которая отошла к России, тоже далеко не благоденствовала. Но посмотрите, что было с землями, которые оказались под властью "западной цивилизации". Это был самый дикий, самый отсталый уголок Европы. Промышленность находилась в зачаточном состоянии, сельское хозяйство велось теми же методами, что и во времена Богдана Хмельницкого, образование и медобслуживание для украинцев были практически недоступными.

Выдуманная националистами баечка о том, что именно на западной Украине началось становление украинской литературы и культуры, не выдерживает никакой критики. К средине 19 столетия на восточной Украине уже существовала целая плеяда великолепный украинских писателей: Иван Котляревский, Тарас Шевченко, Марко Вовчок (кстати, русская по происхождению), Панас Мырный (царский генерал по должности и гневный обличитель существующих порядков по призванию), Леонид Глибов и многие другие. В то же время не в меру "свидомым" украинцам будет крайне интересно узнать, что великолепный украинский писатель Иван Франко даже в 1878 году в статье "Про соц¦ал¦зм" писал, например, такое: "А може самого патр¦отичного чуття досить для нас, поляк¦в?" Другими словами, он осознавал себя пока вовсе не украинцем.

Все далеко не так просто, как хотелось бы националистам: как украинским, так и русским. Что было в Галиции, это поддержка национального движения русинов австрийским правительством. Цесарю нужен был противовес против полностью господствующих в крае польских панов с одной стороны и против революции - с другой. В конце концов, даже "национальный" желто-синий прапор появился как подарок то ли австрийского императора, то ли императрицы частям, сформированным из галицийских крестьян, за то, что они отличились в подавлении венгерской революции 1848 года.

Бесспорно то, что царские власти украинский язык и культуру всячески подавляли, преследовали. Но зато украинскую культуру всячески поддерживали едва ли не все прогрессивные люди России.

Вот эту связь российской и украинской прогрессивной культуры (не любой, а только прогрессивной), российского и украинского революционного движения должны мы приветствовать, развивать, лелеять. Именно революционный союз русского и украинского пролетариата, поднявший за собой крестьянство Украины и России, стал залогом первой в мире победоносной социалистической революции. Благодаря этой революции по-новому "заиграло" значение решений, принятых в Переяславе в 17 столетии. Мы не можем по-буржуазному абстрактно просто говорить о союзе народов России и Украины. Отмечая 350-летие Воссоединения, мы выдвигаем на первый план только народно-революционную составляющую борьбы в 17 столетии, а также пролетарско-революционную составляющую совместной борьбы российского и украинского пролетариата в конце 19 - начале 20 столетия. Но кроме революционной составляющей последствия Переяслава имели и реакционное значение. Царская Россия действительно стала "тюрьмой народов", в которой нашлось место и для украинцев. Причем в большей мере для рабочих и крестьян, чем для помещиков и капиталистов. Они прекрасно мирились со своими русскими коллегами. Именно против этой реакции и поднялась, завершившаяся Октябрьской революцией, новая волна революционной борьбы, в которой участвовали все народы. Под напором этой волны и вырос союз двух прогрессивных культур. И в нашей совместной жизни мы славим вовсе не царский гнет над Украиной, а совместные традиции борьбы.

Дать современную оценку воссоединения, значит понять его во всей исторической конкретности.

Это значит не только увидеть и учесть и реакционную и революционную сторону этого события, но и внутреннюю противоречивость последующей совместной истории наших народов, и периода царского гнета, и периода социалистической революции и СССР, и периода "перестройки", завершившегося реставрацией капитализма, и современного положения этого реставрированного капитализма в системе глобального империализма. Последний стирает национальные различия и ликвидирует границы лишь для того, чтобы расчистить новое пространство для все более изощренной эксплуатации пролетариата всех наций и народов.

В то же время важно видеть, что победившая буржуазия стремится восстановить националистическую идеологию, но не столько для того, чтобы противопоставить свои интересы интересам мирового капитализма, сколько для того, чтобы представить свой классовый интерес, как общий интерес всего народа, всей нации, притупив тем самым способность угнетенных классов осознать свое действительное положение и сплотиться для борьбы против угнетения. Лучшим средством для обоснования национального единства является поиск внешнего врага. Именно под этим углом буржуазные идеологи пересматривают смысл Переяславской рады. Они противопоставляют европейскость - азиатчине и т.д., в то время, как миллионы украинских пролетариев гнут свою спину как на европейских, так и на российских буржуев, потому что в своей стране родная буржуазия, занимаясь первоначальным накоплением капиталов, лишила их возможности прокормить себя и свою семью.

Мы празднуем в годовщине воссоединения именно ту революционную линию в нашей истории, которая все больше совпадает со всемирной революционной тенденцией, двигаясь от народно-революционных движений к социально-революционным, объединяя национальные революционные движения во всемирную борьбу пролетариата за уничтожение всякого угнетения. Мы отмечаем эту дату укреплением союза пролетарских коммунистических революционных отрядов России, Украины и Белоруссии с такими же отрядами в других странах, с международным рабочим и коммунистическим движением, которое в конце концов "церкви и тюрьмы сравняет с землей".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21