Балетная дипломатия царя

"Иван Грозный" укрепляет в Европе имидж российской власти

В разгар сезона выборов и строительства "вертикали власти" Россия получила неожиданный подарок, весьма подходящий ее нынешнему парадному имиджу. В центре европейского балета - парижской Grand Opera - с триумфом возобновлен "Иван Грозный", один из лучших балетов Юрия Григоровича, посвященный, говоря современным языком, как раз "укреплению российской государственности". Представления "Ивана" французская труппа дает на крупнейшей парижской сцене - Opera Bastille - в эти самые дни, одновременно в старом здании театра, дворце Гарнье, демонстрирует свое "новое лицо" балет Большого. Тем временем в Москве к спектаклю Григоровича привлек внимание известный испанский танцовщик Игорь Иебра Иглесиас. На прошлой неделе он стал первым иностранцем, исполнившим роль Ивана Грозного в России, на сцене Государственного Кремлевского дворца, в двух шагах от покоев русских царей и рабочих кабинетов наших нынешних правителей. Таким образом, представления "Ивана Грозного" вновь стали для Москвы и Парижа событием, в котором театральные мотивы сплелись с дипломатическими. Но на сей раз их комбинация оказалась зеркально противоположной той, что складывалась в середине 70-х, когда "Грозный" впервые одновременно шел в Grand Opera и Большом.

ТОРЖЕСТВО МЕТОДА

Возобновить в нынешнем сезоне "Ивана Грозного" в Париже придумал Юг Галль - один из самых опытных и авторитетных в мире театральных администраторов. Это его прощальная акция на посту директора Grand Opera, который Галль занял в середине 70-х. Тогда его первым международным проектом явился как раз "Иван Грозный": Юрий Григорович воспроизвел свой балет в Париже в 1976 году, на следующий сезон после московской премьеры. Проект стал новым словом театрального менеджмента: так оперативно Париж не получал русских новинок со времен дягилевских сезонов. Парижский успех "Ивана Грозного" был настоящим прорывом советского искусства. То есть явлением не только театральным, но и общественно-политическим.


В СССР же премьера спектакля стала прежде всего культурным событием, вызвав дискуссии о трактовке личности царя и сочетании элементов классического танца с народным, а также восхищение декорациями и костюмами, для которых ведущие текстильные институты изобрели специальные ткани. А главное - "Иван Грозный" показал, что метод Григоровича, открывшего оригинальные способы представить танец не украшением драматического действия, а его главным носителем, дает возможность не только превращать сказки в психологические драмы, но и выступать с концептуальными высказываниями на исторические темы. Сделать это открытие балетмейстеру помог знаменитый художник Симон Вирсаладзе, наставник и постоянный соавтор Григоровича. В "Иване Грозном" экспрессивный, насыщенный сложными элементами танец подчинен строгому сценографическому решению. Три вращающиеся апсиды напоминают то интерьеры теремов и соборов, то внешние стены кремлевских башен. За ними высвечиваются иконописные лики и группы персонажей. Когда артисты начинают двигаться, кажется, что оживают фрески.

Напластования картин, проступающих одна сквозь другую, и перемены декораций, то мгновенные, то замедленные, создают ощущение фантасмагории, в которую вовлечено все пространство. В то же время эти приемы напоминают киномонтаж, мастерски соотнесенный с импульсивной звуковой тканью, где наслаиваются и перетекают друг в друга медитативные темы, сталкиваются причудливые созвучия. Балет, поставленный на музыку Прокофьева к фильму Сергея Эйзенштейна, соотносится с ним в эстетическом, но отнюдь не идеологическом плане. Его действие развивается по оригинальному либретто постановщиков, которые ориентировались на форму шекспировских трагедий и старались максимально точно следовать историческим источникам. Разумеется, тщательнее всего Григорович и Вирсаладзе "прописали" образ самого царя, чья роль получилась едва ли не самой сложной в мужском балетном репертуаре. Со сцены Большого "Иван Грозный" исчез в начале 90-х. В 1995 году театр покинул и сам Григорович. Новые хозяева труппы увлеклись совсем иными танцевальными направлениями. С тех пор из объекта эстетических дискуссий этот спектакль превратился в России в предмет разговоров о политике, и театральной, и государственной.

УРОК ИСТОРИИ

В нынешнем интересе европейцев к "Грозному" не усмотришь политическую подоплеку. История выступления Игоря Иебры в московском спектакле - готовый сценарий трогательного фильма о мальчике из Бильбао, который честным самоотверженным трудом добился заметной европейской карьеры и, достойно преодолев житейские испытания, осуществил детскую мечту. Русским именем его назвала мать, учившаяся музыке у наших соотечественников и обожающая оперу Бородина "Князь Игорь". Ребенком Иебра увидел по телевизору балет "Спартак" и был так ошеломлен, что уехал из родного дома в Мадрид учиться танцевать. Он штудировал Достоевского и советскую киноклассику. Коллекционировал видеозаписи балетов Большого и надеялся когда-нибудь в них выступить, работая тем временем в разных европейских театрах. Несколько лет назад, после участия в российском балетном конкурсе "Майя", Иебра начал сотрудничать с "Кремлевским балетом", где теперь идет "Иван Грозный". Приехав готовиться к выступлению, наконец познакомился со своим кумиром Юрием Григоровичем.

Впрочем, русская публика могла увидеть и серьезную трактовку роли, подготовленную под руководством Юрия Владимирова, первого исполнителя партии Ивана Грозного, в прошлом одного из самых ярких танцовщиков Большого. Выступление Иебры позволяет понять, что именно интересно европейскому театру в постановке Григоровича. Артист подчеркивает сходство балетного царя, сомневающегося в божьем правосудии, с шекспировскими героями, которые противостоят превосходящим их силам мироздания. То есть акцентирует ту самую идею спектакля, благодаря которой образы древней русской истории предстают в "Грозном" не экзотическим экспортным товаром, а вполне близким современному сознанию театральным материалом.

Кроме того, выразительный, вызывающий множество ассоциаций, захватывающий эмоциями танец Иебры напоминает о преимуществах самого жанра балетного театра. Именно того, которым мы гордились на протяжении ХХ века, а последнее время упорно стремимся записать в "наследие прошлого". И задвинуть подальше, освобождая место для современного танца, который все страстно желают видеть, не представляя, каким он должен быть. Такие образцы балетного театра, как "Иван Грозный", у нас сейчас - прежде всего повод поговорить о внутрицеховых проблемах, культурной политике государства или предвыборных аллюзиях. А для парижской Grand Opera, в репертуаре которой уживаются все стили и направления, - это "всего лишь" произведение искусства. И работа над ним - не манифестация принадлежности к тому или иному лагерю, а простое восхищение чужой историей и стремление к ней приобщиться.

Впрочем, такие мотивы не исключают получения дивидендов. Игорь Иебра не ищет выгоды, осваивая русское хореографическое наследие. Но вряд ли Испания позволит себе не заметить первого в своей истории балетного Ивана Грозного. Вряд ли знаменитый театральный фестиваль в Бильбао, на родине Иебры, упустит возможность укрепить свой имидж, пригласив новую звезду. Так что желающим посмотреть балет "Иван Грозный", возможно, вскоре предложат ехать на побережье Бискайского залива.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ярослав Седов:
Балетная дипломатия царя
"Иван Грозный" укрепляет в Европе имидж российской власти
20.01.2004
Все статьи автора
"общество"
К истории церкви Иоанна Воина
Легенды и были в жизни храма..
11.08.2016
Ангельский прием
Патриарх принял гостей в трапезных палатах
03.03.2008
Педагогические секты
Деятельность деструктивных групп в Новосибирске
08.02.2006
Все статьи темы