"Реабилитация" императорской
России, начавшаяся у нас с конца 1980-х годов, почти
не затронула библиотековедения. В новейших
исследованиях мы находим все то же обыкновение
прежних советских учебников характеризовать
политику "царизма" в этой сфере достаточно
негативно. В этих кратких, ввиду необъятности
темы, заметках мы попытаемся, напротив, сказать о
выдающихся достижениях отечественного
библиотечного дела в период с конца ХIХ века до
февраля 1917 года.
В. И. Ленин, в свое время немало потрудившийся в
книгохранилищах Швейцарии и восхищенный
тамошней оперативностью обслуживания и
комфортом, сразу же после прихода большевиков к
власти призвал брать со швейцарцев пример. Среди
советских руководителей культуры быстро обрел
популярность термин "швейцарско-американская
[библиотечная] система" - эту-то систему декрет
Совнаркома от 3 ноября 1920 года и предписывал
срочно внедрить взамен "старорежимной
российской".
Но ведь процветающей маленькой Швейцарии не
сложно было организовать бесперебойное книжное
обслуживание населения, имея при этом в начале XX
векавсего от 2 до 3 тысяч библиотек1. Не то в России
с ее гигантскими пространствами и 170-миллионным
населением. С другой стороны, представимо ли
создание в Швейцарии такого феномена культуры,
как грандиозная Императорская публичная
библиотека в Санкт-Петербурге - одна из
крупнейших в мире?
Надо оговориться, что в рассматриваемые годы в
России, да и в других странах, библиотечная
статистика была еще весьма несовершенна. Однако
даже имеющиеся сведения, приводимые, например, в
работах К. И. Абрамова2, свидетельствуют о
значительных успехах нашей "старорежимной"
библиотечной системы. Россия накануне революции
располагала более чем 220 тысячами библиотек всех
типов и видов, а по некоторым данным, эта цифра
приближалась к 250 тысячам3. Любопытно, что и в
советской научной литературе, и в современных
источниках отсутствует соответствуящая
статистика по ведущим мировым державам начала ХХ
века. Автору с большим трудом удалось установить
некоторые сводные цифры. В 1917-1918 годах в
Северо-Американских Соединенных Штатах вместе с
Канадой насчитывалось 9200 библиотек4. Правда, сюда
не вошли книгохранилища, обслуживавшие менее 1000
читателей, но даже и с ними общее количество
библиотек США и Канады в те годы не превышало 30
тысяч. В Германии же, как явствует из информации,
любезно предоставленной нам немецким
профессором G. Kratz и австрийским профессором P.
Vodosek, накануне первой мировой войны эта цифра
была еще меньше - 15-18 тысяч.
Конечно, кроме количественных показателей,
существуют еще и качественные, отражающие
эффективность работы звеньев той или иной
библиотечной системы. Например, американские
библиотеки, точнее, их часть, объединялись в
общую сеть, что позволяло им успешнее
координировать и кооперировать свою
деятельность. Но, тем не менее, нельзя - да и не
научно - игнорировать абсолютные величины, а их
сопоставление с очевидностью свидетельствует,
что в рассматриваемый период потребность
населения России в книге стала удовлетворяться
массово. Хотя библиотеки существовали далеко не
в каждой деревне, их было устроено уже
достаточно, чтобы любой сельчанин мог при
желании пользоваться ими.
В этой связи весьма симптоматична ситуация с
народной грамотностью. Согласно первой
всероссийской переписи населения, проведенной в
1897 году, количество грамотных у нас составляло 21%,
а к 1917 году общее число обученных читать и писать
выросло до 30-35 %. Если же говорить о мужчинах
социально активного возраста, то число грамотных
сельчан среди них достигало 70 %, а горожан - даже
87,4 %5. Полностью ликвидировать неграмотность
царское правительство планировало к 1928 году6. Но
известные обстоятельства помешали этому, а
советской власти удалось окончательно решить
проблему лишь в начале 1940-х годов.
Недостатки же в библиотечной сфере были
обусловлены быстрым развитием России в конце XIX -
начале XX века. Несмотря на заметное увеличение
совокупных книжных ресурсов, тяга людей к чтению
возрастала еще быстрей. Данный разрыв
воспринимался обществом болезненно, порождая
резкую критику. Но о степени объективности этой
критики хорошо высказался редактор "Нового
времени" А. С. Суворин: "Все мы жалуемся
каждый день, что ничего нам не удается, во всем мы
отстали... Россия до такой степени страшно
выросла... во всем, что едва веришь. Россия -
страшно растет, а мы только этого не замечаем"7.
В исследованиях ряда современных авторов мы
находим сведения и цифры, вполне подтверждающие
справедливость только что приведенного
суждения. С 1893 по 1913 год народонаселение России
увеличилось со 122 до 171 миллиона человек, то есть
на 40 %! К началу первой мировой войны в стране было
свыше сотни высших учебных заведений, в которых
обучалось 127,4 тысячи студентов - больше, чем в
тогдашних Германии и Франции вместе взятых. При
этом плата за обучение в отечественных вузах
составляла (в тогдашнем пересчете) от 25 до 75
долларов США в год, в то время как, например, в
славившихся демократизмом своего образования
США и Англии студенты вынуждены были платить от
750 до 1250 долларов ежегодно. Кроме того, в России
малообеспеченные часто учились бесплатно8.
Переживала расцвет не только сфера высшего
образования. В начальных школах, находившихся в
ведении Министерства народного просвещения, в 1900
году обучалось 2592,6 тысяч человек, а в 1914 году - уже
5942,1 тысяч9. И если в 1894-м этих школ насчитывалось 32
тысячи, то в 1906-м - 92,5 тысячи, а в 1913-м - 130-135 тысяч!
Важно отметить, что юридически с 1908 года
бесплатное начальное образование в нашей стране
стало обязательным10, хотя данное положение не
всегда соблюдалось на местах.
Естественно, прогресс в
образовательно-просветительской сфере затронул
и книжно-библиотечное дело. И тут имеются свои
цифры, свидетельствующие о превращении
тогдашней России в самую читающую страну мира.
Если в 1893 году у нас было издано 7783 названий книг
общим тиражом 27,2 миллиона экземпляров, то в 1913
году - соответственно 34006 и 133 милллиона: опять же,
почти столько, сколько в Англии, США и Франции
вместе взятых! Конкуренцию нам составляла лишь
Германия - 35078 названий изданных в 1913 году книг, из
которых более 10000 было отпечатанопо заказам из
России11. И в значительной степени именно
благодаря фундаментальным библиотечным
ресурсам, накопленным императорской Россией,
русский народ сумел духовно выжить в годы
революционной смуты.
- Талалакина О. И. История библиотечного дела за
рубежом. М., 1982. С. 134.
- Абрамов К. И. Статистика библиотечного дела
дореволюционной России: современное состояние,
перспективы развития // Восьмая научная
конференция по проблемам книговедения "Книга
и книжное дело на рубеже тысячелетий". Тезисы
доклада. М., 1996. С. 236-239; Абрамов К. И. Основные
источники дореволюционной библиотечной
статистики // Библиотека в контексте истории.
Тезисы докладов и сообщений научной конференции.
М., 1997. С. 6-10.
- Абрамов К. И. История библиотечного дела в
России. Ч. 1. М., 2000. С. 103-104.
- American library directory. 1 st-ed. New York: R. R. Bowker, 1923. P. 303.
- Миронов Б. Н. История в цифрах. СПб., 1992. С. 82-83.
- Языков Н. Правда о государе // Царствование и
мученическая кончина Императора Николая II. М., 1993.
С. 15-16.
- Розанов В. В. Из припоминаний и мыслей об А. С.
Суворине. М., 1992. С. 18.
- Стрелкова И. Государство и школа // Наш современник. 2000. N 8. С. 176.
- Рашин А. Г. Грамотность и народное образование в
России в ХIХ и начале ХХ в. // Исторические записки.
М., 1951. Т. 37. С. 62-63.
- Стрелкова И. Указ. соч. С. 176.
- Назаров А. И. Книга в советском обществе. М., 1964. С.