К чему этот разговор? В одном из изданий Архангельской области, точнее в газете "Аргументы и факты в Архангельске", был опубликован ответ на вопрос читателя, который интересовался и даже недоумевал, почему в последнее время так много говорится о жизни Православной Церкви в Архангельской епархии. Чего в вопросе было больше - интереса или упрека, - судить читателям. Но журналистам газеты, видимо, хотелось добавить остроты: вопрос был озаглавлен "Пиар от Церкви". Те, кто прочитал этот небольшой материал, не только верующие люди, но даже атеисты, удивлялись, насколько неграмотно он был составлен - почему слово "пиар" было приведено в сочетании со словом "Церковь".
К сожалению, мы уже стали привыкать к такого рода ляпсусам, вырывающимся из-под пера журналистов. Возможно, этими пояснениями представители прессы стараются что-то растолковать. Но до каких пор нас, читателей, будут считать невеждами?! Наши сограждане достаточно образованы для того, чтобы разобраться в элементарных вопросах, в том числе и в событиях православной жизни региона. И дело даже не в словах, а в языке, которым пользуются представители прессы.
Удивляет пренебрежительно-напыщенный тон их высказываний, порой перерастающий в цинизм. Некоторые глашатаи информации, видимо, считают, что они могут вольно ее интерпретировать, расставлять приоритеты, делать акценты. Это возможно тогда и лишь тогда, когда журналист знает и понимает историю своего православного Отечества.
Как хочется, чтобы культура нашей пишущей братии не шла путем сектантов. Если приходится поработать над собой, над своей душой, но очень не хочется - пойдем туда, где легче? Напрашивается вывод: например, в секту. Но этот путь - не путь русского самосознания, не путь русского человека. Весь национальный опыт святости свидетельствует: только путь духовного труда дает смысл жизни человека. А то, что предлагает нам западная культура, пропитанная духом вседозволенности, - чужеродно для сознания русского человека. Чужеродно, как и слово "пиар" в русском предложении.
Да и можно ли выделить понятие "общественные отношения Церкви"? Церковь сама и есть общество, общество верующих и крещенных во Христа людей. Можно говорить об отношениях Священноначалия, структур церковного управления с институтами государственной власти. Но развитие этих отношений зафиксировано в канонах Церкви и законах государства, полагающих условия и пределы этого развития. Но то, что в обществе говорят о Православии, что слышен голос православной интеллигенции лишь говорит о положительных переменах в обществе. Слава Богу, что есть голоса-маячки, помогающие людям в поиске правильного пути.
Конечно, вопрос читателя к газете - дело привычное. Но если журналист формулирует ответ, он берет на себя бремя ответственности за то, "как слово наше отзовется". Уважаемые коллеги, давайте задумаемся над этим! Валерий СУВОРОВ, руководитель пресс-службы Архангельской епархии.
15 декабря 2003 г.